Ремейки советских фильмов

Пять ремейков советских фильмов, способных пойти стопами «Экипажа».
Ремейки советских фильмов

Команду «Экипажа» смело можно поздравить – фильм удался, кассовые сборы настраивают инвесторов оптимистично, зрители снова заговорили о российском кино как о чем-то большом и интересном. Я же хочу обратить ваше внимание на несколько иную сторону этой картины в частности и возможностей российского кинопрома в общем – вновь кассового, зрительского и критического успеха в нашем кино добивается ремейк советского фильма. Почему вновь? Судите сами: в первой пятерке фильмов, собравших в нашем прокате наибольшие суммы, три так или иначе замешаны на старых дрожжах – «Вий» скромно, но вполне очевидно играет на поле единственного советского ужастика, «Сталинград» концентрирует в себе отсылки ко всем лучшим советским фильмам о войне, а «Иронии судьбы. Продолжение» и рекомендации не нужны, все понятно из названия. Добавьте сюда лебедевскую «Легенду № 17» – парафраз советского фильма о советских людях-героях, и станет совершенно понятно: сколько бы ни ворчали зануды, ремейки остаются успешным двигателем продаж отечественного кино. Сколько продлится такая ситуация? Как скоро зритель откажется от багажа советской эпохи? Когда явится та молодая шпана, что сотрет стариков с лица земли? Неизвестно. А потому стоит ковать железо, пока оно горячо. Нужно больше ремейков, конечно, хороших и разных – и лично я с удовольствием посмотрел бы следующие пять работ…

«Вратарь»

Да-да, мы пристально следим за тем, как продвигается работа Джаника Файзиева над проектом «Вратарь галактики». Никак, честно говоря, не продвигается. Точнее говоря, нет никаких видимых телодвижений – проект до сих пор не снискал энтузиазма ни в Фонде кино, ни в Минкульте, а сроки поджимают, фильм о футболе нужен к лету 2018-го. Тут-то и может прийти на помощь известный сюжет комедии Семена Тимошенко «Вратарь», снятой по мотивам повести Льва Кассиля. И никто не говорит о точном повторении или дословном ремейке – для творчества в этом жанре полно пространства. Хочешь – строй многогранную историческую драму, аналогичную уже упомянутой «Легенде» (история гола в ворота Филимонова в решающем матче с Украиной или триумфальная победа над Нидерландами в рамках Евро – чем не сюжет?), ориентируешься на молодежь и реализм – отталкивайся от опыта «Околофутбола» и «Коробки», ни о взаимоотношениях спортсменов с фанатами, ни о пути от первого мяча во дворе до сборной страны у нас толком ничего не снято. Просторы неописуемые! Безусловно, чтобы привлечь внимание публики, придется подойти к работе с душой – одной левой крупные стадионные баталии не воспроизведешь, зато представьте, как зрелищно будет выглядеть настоящий футбольный матч на гигантском экране кинотеатра. Достаточно взглянуть на рекламные ролики Nike Football, чтобы сделать вывод: футбол – это очень киногенично. Конечно, проблем на пути подобного проекта может быть очень много: сложности спортивной хореографии, динамика, крепкий сценарий, актерский подбор – без добротных ингредиентов такое блюдо не выгорит. Зато перспектива «выхлопа» крайне привлекательна – нужно быть большим оптимистом, чтобы предрекать высокие достижения нашей реальной футбольной сборной на чемпионате мира 2018 года, а вот сборная экранная может выступить более чем успешно.

«Планета бурь»

Лениво попинывающие Голливуд патриотично настроенные россияне часто любят повторять сомнительный миф о том, что все шедевры американской космической фантастики вышли из советского приключенческого триллера «Планета бурь» 1961 года, снятого Павлом Клушанцевым. Ну, так в чем проблемы? Давайте делом докажем, что мы первые не только в космосе, но и в сайфае. Хорошо, с первенством я спешу, однако лакуна-то совершенно не заполнена. Да, в работе сейчас находится два амбициозных космических проекта: «Время первых» и «Салют 7», однако это ленты исторические, в качестве референса указывающие «Гравитацию» и «Аполлон 13». А хочется увидеть конкурента если не «Звездным войнам», то «Интерстеллару». И это вполне возможно, по крайне мере технически – «Мафия» и грядущие «Защитники» с «Комой» доказывают, что с графикой в промышленных масштабах мы справляться научились. Дело за малым – сюжеты и сценарии. Вот тут-то и приходит время призвать на помощь «Планету бурь» с ее литературным прародителем Александром Казанцевым. Наследство этого блистательного советского фантаста столь велико и кинематографично, что только успевай планировать съемки. Разве вы не зачитывались «Пылающим островом» или «Фаэтами» в своем детстве? Не представляли, какими бы могли получиться картины по этим книгам? Хорошо, боитесь, что на крупнобюджетную космическую научную фантастику и приключения у нас не хватит ни сил, ни таланта, так вспомните о том, что Казанцев был одним из первых советских уфологов, посвятившим изучению Тунгусского феномена уйму времени. «Планета бурь» должна стать лишь точкой отсчета для множества увлекательных фильмов по произведениям этого фантаста – дальше должны вести патриотизм, любовь к отечественной космонавтике и загадкам бескрайней родины.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

От проектов космического масштаба перейдем к более приземленной, но ничуть не менее перспективной идее возобновления международного киносотрудничества в рамках, обозначенных еще в начале 1970-х. Тогда по счастливому стечению обстоятельств итальянцы как-то «задолжали» советскому кинопрому совместный фильм, которым стала комедия Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Безусловный кинотеатральный хит и сегодня смотрится необыкновенно свежо, энергично и весело именно благодаря международному подбору актеров, обширной географии съемок и объединяющему времена и страны сценарию. Почему бы не вернуться к столь успешной истории сегодня? Упаси боже, я не стану предлагать прямолинейно заменять Андрея Миронова на Александра Петрова, а Эльдара Рязанова – на Дмитрия Дьяченко, но снять приключенческую комедию межконтинентального размаха – вполне в духе времени: пока политики мир разъединяют, люди искусства должны сделать все, чтобы связать вместе Россию и остальной мир. Пусть ремейк не повторяет классику дословно, я бы даже согласился сменить итальянцев на французов, с которыми у нас традиционно очень теплые кинематографические и культурные вообще взаимоотношения. Все, что требуется от сценаристов, – адаптировать историю кладоискателей, прибывших в Россию, под текущую нашу реальность, с ее многочисленными глупостями, угловатой бюрократической системой, развалом городского и дорожного хозяйства. Даже нынешний Санкт-Петербург отличается от Ленинграда 70-х разительно, что уж говорить о других городах. Прежними остались лишь российская смекалка, самоирония и осторожное отношение к иностранцам – последнее можно обыграть наиболее ярко, тут уж нам в подозрительности равных нет.

«Москва слезам не верит»

Не хотелось бы оставлять без внимания женскую, как показывает статистика, самую обширную аудиторию кинотеатров. Для них в кинотеатрах должны появляться не только набившие оскомину бесконечные похожие друг на друга как близнецы романтические комедии об очередной светской львице, влюбившейся в простого фотографа, или, наоборот, об учительнице, попавшей под пресс очарования молодого олигарха. Без обид, Костя Крюков, Света Ходченкова и Равшана Куркова, ромкомы с вашим участием слиплись в один громоздкий ком пластилина, из которого уже не слепишь ничего выдающегося. Призову постановщиков обратиться к признанной классике и пересмотреть взгляды на современное кино для женщин – почему бы не попытаться повторить успех мелодрамы «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова? И пусть «Оскар» вас не пугает, Голливуд своих «священных коров» доит нещадно, вот и нам не стоит делать монументы из историй, пригодных к повторной экранизации. Фраза «Москва слезам не верит» с 80-х не престала быть актуальной. Больше того, за 1990-е и 2000-е многие наши соотечественники поняли, что слезы не помогут ни в Лондоне, ни в Париже, ни на Брайтон-бич. Зато истории преодоления преград сильной женщиной всегда будут востребованы – на кого еще равняться, если не на простых девушек, ищущих не простого сиюминутного счастья, не хватающихся за любую соломинку, лишь бы продать себя подороже, тем, кто только вступает во взрослую самостоятельную жизнь? Долой салоны красоты, прочь мысли о банкирах, актерах и элитных архитекторах, выкиньте из головы Барвиху, Рублевку и прочие Красные Поляны. Дайте женщинам кино об их соотечественнице, снимающей однушку в Бибирево, вкалывающей на трех работах ради стареньких родителей или ребенка, покажите, что счастье во вселенной припасено и для нее – и отбоя от желающих это увидеть не будет. А если вам поверят, то, глядишь, и на «Оскар» выдвинут. Не «Левиафаном» единым, бывают и проблески счастья в нашей тяжелой жизни. И их нужно показывать.

В бой идут они “старики”»

Даже если вы не запустили в меня ни одного тапка, прочитав предыдущие пункты, сейчас, уверен, рука ваша самопроизвольно потянулась к кобуре – на святое замахивается! Спешу успокоить, у меня не поднялась бы рука даже намекнуть на ремейк шедевральной картины Леонида Быкова. Считайте это всего лишь вершиной, оттолкнувшись от которой можно попробовать сделать что-то стоящее, пусть и не гарантированно достойное стоять в одном ряду с картинами послевоенного СССР, но хотя бы не безнадежно позорное. Современная милитаристская риторика, плодящиеся как грибы после дождя военные конфликты по всему миру, вновь замаячившая перспектива третьей мировой – воодушевляющее кино о защитниках Родины сегодня актуально, как никогда. Другое дело, что и подходить к нему нужно с особенным пиететом. Как тут не вспомнить того же Николая Лебедева, бережно, но в то же время напористо перелицевавшего «Звезду» 1949 года и снявшего ремейк, превосходящий оригинал. Перепрыгивать через голову фильма Быкова не стоит и пытаться, но вот снять что-то воодушевляющее о наших современных летчиках стоило бы, тем более что их героические миссии в Корее, Вьетнаме, Афганистане, а теперь и Сирии остаются практически неизвестными современникам. В то время как Голливуд задумывается о сиквеле «Лучшего стрелка», когда в воздух вновь поднимаются звенья истребителей в «Дне независимости: Возрождение», мы не должны уступать инициативу – героические советские и российские пилоты просто обязаны получить современное кино о своем ратном труде, невидимом, ведомом вдали от родных аэродромов, но привлекательном и визуально, и воспитательно. Увы, несколько недавних фильмов чуть охладили боевой пыл кинематографистов данного жанра, но уверен: тот, кто вытеснит из памяти провал «22 минут» новым ярким фильмом о военных, заслужит почет и уважение.

Ремейк ремейку рознь. Двигаясь в мировом тренде, живя в мире, где кассой кинотеатров заведуют бесконечные франшизы, сиквелы, ремейки и спин-оффы, мы не можем себе позволить разбазаривать прошлое. Взять лучшее у советского кино и сделать его адекватным запросам современного зрителя – задача нетривиальная, но интересная. Это получилось у «Сталинграда», «Вия» и «Экипажа». Следующий хит-ремейк не за горами. Готовьте ваши денежки.

Источник: Film.ru

Комментарии
Комментарии