Меняющие реальность

15 блокбастеров, радикально изменивших представление о кино.
Меняющие реальность

Начало мая – традиционный старт сезона блокбастеров. Теперь готовьтесь – до самой осени почти каждый уик-энд на экраны будет выходить картина с бюджетом в сотню миллионов долларов, претендующая на ваши денежки. Чтобы выжить и при этом добиться максимальной прибыли, студиям, продюсерам, режиссерам приходится изобретать все новые и новые сюжетные ходы, визуальные приемы и маркетинговые ухищрения, так что блокбастеры – это не только развлечение, но и двигатель кинопрогресса. Какой из фильмов этой весны и лета по итогам года мы занесем в скрижали памяти, загадывать рано, но можно вспомнить ключевые изменения, привнесенные в индустрию другими фильмами, только прикрывающимися легкомысленным словосочетанием «летний блокбастер»…

Челюсти (1975) / Jaws

Каковы основные отличительные черты блокбастера? Выход в летний прокат? Массированная роспись в тысячи кинотеатров? Активный маркетинг? Легкий и привлекательный сюжет? Все эти компоненты сошлись в «Челюстях» Стивена Спилберга, и не случайно именно третья картина легендарного режиссера стала прародителем понятия «блокбастер». Спилберг изменил не только систему презентации картины зрителям, он заново придумал процесс подготовки и самих съемок – с этих пор кино нацелилось на зрителя, стало искать подходы к аудитории. Вышедшая на немыслимых для середины 70-х 450 экранах сочетающая драму и экшен лента стала первым серьезным переломом в индустрии, изменившим мир кино.

Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977) / Star Wars

Если «Челюсти» заложили формулу блокбастера, то взаимоотношения картины и аудитории в новом порядке сложились лишь с выходом на экраны «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Именно Лукас превратил лето в пору самых больших ожиданий от кинопроката, молодежь всецело отдалась безумию новой киновселенной, аудитория с нетерпением ожидала продолжения, а простой, но в то же время универсальный сюжет лишь распалял фантазию, порождая множественные фанфики. Больше того, именно с выхода «Звездных войн» мир опутала паутина мерчандайза – Голливуд научился делать деньги буквально из воздуха, а пример того, как обогатился режиссер «Звездных войн», замкнув на себя все продажи символики и игрушек, вошел в учебники по экономике.

Супермен (1978) / Superman

Нет, «Супермен» – не первая попытка перенести героев комиксов на большой экран, но определенно одна из самых знаковых. Однако значение «Супермена» для мирового кино заключается не только в экшене и спецэффектах – Ричард Доннер неожиданно для многих уделил немало внимания мотивации своего героя. Его Человек из стали не просто бросается в бой очертя голову, он размышляет о предпосылках и последствиях. Картина Доннера стала самой дорогой для своего времени, но и безусловно переломной – к экшену добавилось разумное объяснение способности летать и управлять временем, удивительная для тех лет глубина в развлекательных фильмах.

Инопланетянин (1982) / E.T. the Extra-Terrestrial

Лето 1982-го стало настоящим раем для поклонников фантастики – в прокат вышли «Звездный путь», «Трон», «Бегущий по лезвию» и «Инопланетянин». Последний стал самой кассовой картиной года, доказав студийным боссам, что и семейное кино может быть источником сверхприбылей. Значение «Инопланетянина» переоценить сложно не только в отношении развития кинематографа, этот фильм изменил жизнь самым коренным образом – именно те дети 80-х, которым фильм Спилберга открыл веру в чудо, показал значимость дружбы, указал на звезды, сегодня правят планетой. Кто знает, каким бы был наш мир, сними Спилберг не добрый семейный фильм, а хоррор, каким «Инопланетянин» задумывался изначально.

Бэтмен (1989) / Batman

Мир уже успел наиграться с «Суперменом», когда Тим Бертон представил зрителям нового супергероя – Бэтмена, мрачного и жесткого. Конечно, не Бертон выдумал тот образ Темного рыцаря, который затем эксплуатировали и Кристофер Нолан, и Зак Снайдер; Фрэнк Миллер еще на бумаге обозначил новый эмоциональный код героя. А вот что совершенно точно изменил киношный «Бэтмен», так это представление о подборе постановщика для конкретной картины. Продюсеры наконец поняли, что конкретные задачи должен решать узконаправленный специалист и неправильно на съемки экшена отправлять комедийного режиссера только потому, что он нравится студии. «Бэтмен» Бертона сделал блокбастеры не студийными, а режиссерскими.

Парк Юрского периода (1993) / Jurassic Park

Мир уже видел «Терминатора 2» Джеймса Кэмерона, но настоящий взрыв мозга от понимания, что можно сделать при помощи компьютерных эффектов, произвел все-таки тот же Спилберг своим «Парком Юрского периода». Режиссер вознамерился сделать самое зрелищное кино в истории и преуспел – новаторские спецэффекты, удачно совмещенные с традиционными куклами и даже людьми в резиновых костюмах, манили людей в кинотеатры снова и снова. Зрители погружались в подлинный новый мир, который не увидишь на улице. Но не только зрителей разбудил Спилберг, встрепенулись и киношники – уровень CGI достиг наконец тех вершин, за которыми виделись безграничные возможности.

Водный мир (1995) / Waterworld

Понятие «водный мир», как медаль, имеет две стороны – во-первых, это известнейший тематический аттракцион для всей семьи, а во-вторых, это один из самых известных кассовых провалов в истории Голливуда. Последнее, впрочем, не совсем соответствует действительности, ведь с учетом многочисленных продаж прав и лицензирования тех же аттракционов инвесторы свои деньги, вложенные в фильм, вернули, просто не так быстро, как принято в большом кино. Однако урок был усвоен – студии после дрейфа «Водного мира» стали заметно осмотрительнее, подстилая себе соломку из франшиз, мерчандайза и прочих сопутствующих прибылей. Кроме того, «Водный мир», снятый почти без спецэффектов, взбодрил тех режиссеров, которые испугались эры компьютеров, – большое кино по-прежнему можно снимать дедовскими способами.

История игрушек (1995) / Toy Story

Возможно, это связано с размерами героев, но перелом, устроенный «Историей игрушек», сегодня выглядит по-настоящему эпичным. Мультипликация, которая всегда раньше была нишевым продуктом, «вещью в себе», внезапно вырвалась из старых пут и стала полноправным участником битвы за зрителя. И многих своих конкурентов «История игрушек» оставила далеко позади – ее прокатных соседей 20-летней давности уже и не вспомнишь, а Базз и Вуди живут и здравствуют, готовятся к новому фильму. А все потому, что когда-то Pixar не просто не побоялась расширить границы дозволенного, а вырвались из пут прошлого полностью.

Титаник (1997) / Titanic

Все аспекты значения «Титаника» для Голливуда и мирового кино в целом перечислить не хватит и дня, поэтому мы коснемся лишь верхушки этого айсберга. На традиционный фильм-катастрофу, снятый классическими методами с использованием драматургии 30-х годов, ставили немногие. Критикам громоздкий фильм, в котором модный CGI заменили допотопные живые декорации (а Кэмерон для съемок построил едва ли не новый корабль в натуральную величину), казался тем самым «Титаником», не добавлял вистов и перенос релиза с июня на декабрь из-за проблем на постпродакшене. И все же главная мелодрама современного кино всем утерла нос. Почему? Да потому, что сделан фильм был добротно и с большой любовью.

Матрица (1999) / The Matrix

Если раньше мы говорили об индустриальных, философских или социальных переменах, вызванных выходом того или иного блокбастера, то в случае с «Матрицей» мы должны поблагодарить Вачовски не только за Киану Ривза и Хьюго Уивинга, не только за виниловые костюмы и зеленые бегущие по экрану символы. «Матрица» подарила нам прием, без которого теперь обходится редкий блокбатер, – слоу-мо. После выхода «Матрицы» замедленная съемка стала атрибутом каждого нового фильма – от «Шрека» до «Очень страшного кино». Сейчас страсти немного поутихли, но посмотрите любой фильм Marvel, без слоу-мо сегодняшние герои обойтись не могут. Это ведь чертовски красиво!

Властелин Колец: Братство Кольца (2001) / The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring

Бесполезно выделять какой-то из фильмов трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» – сага о Средиземье сильна именно своей цельностью. Именно как трилогия эти картины изменили представление о кино. И прежде всего – о производстве. Снимавшиеся, что называется, «спина к спине» картины существенно удешевили производство, а это, в свою очередь, помогло сосредоточиться на кино, а не на экономике и логистике. Во-вторых, «Властелин Колец» вдохнул новую жизнь в релизы блокбастеров на цифровых носителях – с выходом режиссерских версий фильмов трилогии картины получили новую жизнь, и другие постановщики не преминули воспользоваться этим хитрым способом, чтобы привлечь еще больше фанатов на свою сторону.

Гарри Поттер и философский камень (2001) / Harry Potter and the Sorcerer's Stone

Еще до своего появления на большом экране Гарри Поттер уже был феноменом, изменившим многие жизни, – четыре книги, написанные Роулинг к моменту выхода первого фильма, разошлись миллионным тиражом, их читали и взрослые, и дети, поэтому переход к кино был умнейшим шагом. Грандиозная кинофраншиза, может быть, не так сильно изменила индустриальный ландшафт, как другие фильмы из нашего списка, но то, как авторам удалось сделать восемь фильмов с минимальной текучкой актеров, – это настоящий подвиг и неповторимое достижение. Да, «Сумерки» перестроили сознание подростков-зрителей гораздо сильнее, но где бы были Белла и Эдвард, не получи мальчик со шрамом-молнией письмо из Хогвардса?

Железный человек (2008) / Iron Man

Сколько экранизаций комиксов у нас выходит в этом году? Мы даже не возьмемся считать, объявим лишь имя главного виновника этой «вакханалии» – Железный человек! Сложно поверить, но до 2008 года Тони Старк был никем – супергерой второго или даже третьего эшелона, который и в подметки не годился «бумажным» Питеру Паркеру или Халку. Что же случилось? Почему люди валом валили смотреть кино про персонажа, который еще вчера им был до лампочки? Разгадка в феноменально точном сочетании харизмы Роберта Дауни, юмора Джона Фавро, модного реализма и достойной истории, взятой из комиксов. Marvel очень рисковала, сделав свою первую ставку на не самого сильного на первый взгляд героя, но риск оказался оправдан, теперь этот каток не остановить.

Темный рыцарь (2008) / The Dark Knight

Кстати, а с чего начался тот самый реализм, который сейчас рулит Голливудом? Однозначно ответить трудно. Возможно, взошли зерна, посаженные «Бэтменом: Начало», а может быть, дали ростки семена «Казино “Рояль”». Одно можно сказать точно: в сознании зрителя блокбастерный реализм закрепил Кристофер Нолан «Темным рыцарем». Наэлектризованная реалистичность Джокера, ощутимая атмосфера Готэма, подлинные переживания Брюса Уэйна – «Темный рыцарь» стал той картиной, которая вышла за пределы простого развлечения, она била оголенным нервом, восхищала масштабом и не давала очухаться ни на минуту. Мрачный боевик, принесший в кассу миллиард, – где еще такое увидишь?

Аватар (2009) / Avatar

Значение «Аватара» для мирового кино заключается всего в двух символах – 3D. Ранее зарезервированный для семейной анимации и специализированных образовательных фильмов формат вдруг стал предметом всеобщего обожания. И это при том, что два с лишним часа высидеть в сине-красных очках – та еще пытка. Хитрость Кэмерона кроется в том, что он сделал работу над чужими ошибками. Режиссер оценил труд своего друга Роберта Земекиса и сделал своих мокап-персонажей более живыми. Кэмерон присмотрелся к финансовой стороне выпуска «Властелина Колец» в декабре и премьеру своего фильма тоже перенес на конец года. Наконец, из простенькой романтической истории он соорудил масштабный боевик. Мастер! А то, что настоящий 3D-эффект по большому счету смогли повторить только «Гравитация» да «Жизнь Пи», лишь подтверждает – Кэмерон главный разрушитель традиций в современном кино.

Источник: Film.ru

Комментарии
Комментарии