Капитан Америка как реальность

Какие параллели с реальностью может иметь фильм «Первый мститель: Противостояние», есть ли у публики усталость от супергероев и при чем здесь выборы в Америке.
Капитан Америка как реальность

В прокат выходит фильм «Первый мститель: Противостояние» — очередной фильм киновселенной комиксов Marvel, в котором Капитан Америка вступает в противостояние с Железным Человеком и государством, пытающемся подчинить себе супергероев. «Субботний Рамблер» встретился с экспертом по комиксам, сооснователем столичного магазина комиксов «Чук и Гик» Василием Шевченко, чтобы поговорить о том, какие параллели с реальностью может иметь фильм братьев братьев Руссо по комиксу «Гражданская война», есть ли у публики усталость от супергероев и при чем здесь выборы в Америке.

купить билеты

Как вы думаете, почему в нашей стране оригинальное название «Капитан Америка: Гражданская война» у нас перевели как «Первый мститель: Противостояние»?

Насколько я знаю, это вполне официальная санкция прокатчикам от Marvel: если слово «Америка» может отпугнуть зрителей, прокатчики могут его менять.

Этой опцией воспользовались у нас, в Китае и где-то на Ближнем Востоке. А со второй частью названия — думаю, просто решили перестраховаться. И я не думаю, что эта перестраховка хоть сколько-нибудь оправдана.

Интересно, что в случае с «Голодными играми: и вспыхнет пламя» в нашей стране никто особенно не перестраховывался. В то время как этот фильм почти напрямую о том, как зарвавшуюся власть сметает революция.

Согласен, но никто же не смотрит на содержание фильма, интересует только название. Совсем недавно была история с комиксом Арта Шпигельмана «Маус» о Холокосте. В некоторых московских магазинах его сняли с полок только потому, что на обложке была изображена стилизованная свастика. То, что это одно из самых убедительных антинацистских произведений, никого не заинтересовало.

Нашего зрителя действительно может отпугнуть слово «Америка» в прозвище персонажа, к тому же настолько знаменитого?

Безусловно. И не только массового зрителя, но и читателя графических романов. Я в магазине регулярно сталкивался с подобным — ой, фу, Америка. Я, правда, думаю, что это скорее работало с первым фильмом, а сейчас — больше вынужденная мера для сохранения общего названия серии. Все таки за два фильма о Капитане и двух Мстителях все уже выучили, как героя зовут на самом деле.

Капитан Америка в России не так популярен, как Железный Человек…

Не только в России! Еще еще 15 лет оба персонажа были сравнительно неизвестны, но киношный Железный Человек в исполнении Дауни-младшего, конечно, стал популярнее остальных Мстителей, и поэтому у него гонорары больше едва ли на порядок.

купить билеты

Вы как-то сказали, что публика начала уставать от супергероев и супергеройской темы…

Пока я фиксирую ее исключительно среди тех, кто знал и любил супергероев еще до начала последнего бума на них. Потому что пока большинство фильмов строятся абсолютно по одним и тем же лекалам. Я вполне точно пересказал сюжет «Бэтмена против Супермена» на основании первой пары трейлеров, примерно то же самое вышло и «Мстителями 2». А поскольку эти самые «ранние фанаты» уже вышли из возраста, когда восторг вызывает сам факт появления любимых персонажей на экране, то и к фильмам они стали относиться критически. В целом же сейчас популярность супергероев только растет и растет. Хотя популярность псевдо-постмодернистского «Дэдпула» (комедийный комикс-фильм со «взрослым» прокатным рейтингом, жестко высмеивающий супергероев) говорит нам о том, что и у массового зрителя (точнее, увлекшегося супергероями по фильмам, а не по графическим романам) тоже есть усталость.

А в чем была причина бума, о котором вы говорите? Зритель увидел в комиксах проекцию своей жизни, настоящей социальной реальности?

Думаю, совпало много всего — и определенная проекция жизни в этих история тоже присутствует. Marvel в этом смысле сейчас очень четко прислушивается к сигналам и темам, поступающим из информационной реальности — взять, к примеру, высказывание про тотальную слежку во втором «Капитане Америке» (там план злодеев строится на злоупотреблении технологиями поиска людей в любой точки страны, которая позволит террористам моментально ликвидировать всех основных игроков и устроить хаос). Ну и вообще, в ситуации тотальной неопределенности в мире всегда хочется верить в то, что кто-то способен прийти и все исправить. Не зря супергерои как таковые вообще появились в эпоху Великой Депрессии. А сейчас технологии наконец-то дошли до момента, когда все это можно сделать по-настоящему круто и красиво.

Вам кажется, у американского зрителя сейчас тоже есть ощущение тотальной неопределенности?

У них в первую очередь. Посмотрите на предвыборную гонку. У них сейчас какие-то уникальные — даже по меркам Америки — выборы, которые больше всего похожи на шок 60-х.

Завязка сюжета нынешнего «Противостояния» в том, что государство хочет поставить под контроль людей с суперспособностями, и Железный Человек поддерживает это решение, а Капитан Америка сопротивляется ему. Тут не про выборы скорее речь, а про слежку государства за гражданами — то есть комикс, грубо говоря, подхватывает тему у сериала «Родина».

Идея контроля над людьми с суперспособностями — не новая, комикс-основа выходил в 2006-2007 годах. И в нем была очевидная отсылка к Patriot Act (закону США, принятому после 11 сентября и позволяющему государству надзирать за гражданами почти любыми доступными способами — Прим. ред), и размышление на тему того, какой долей свободы люди готовы пожертвовать ради своей безопасности. С тех пор повестка, как мы видим, не поменялась — и это, конечно, упростило работу братьям Руссо и всей команде фильма: им надо было только адаптировать этот конфликт под реалии киновселенной Marvel.

Кстати, о киновселенной. Можно ли сказать, что мы сейчас на вершине бума супергероев, и дальше будет спад и стеб над этой темой, как в «Дэдпуле».

Я бы так смело не говорил бы. Супергеройское кино делают отнюдь не дураки, они тоже понимают, что надо... хм, «диверсифицироваться», что ли, меняться, прислушиваться. Кстати, постмодернистское вышучивание супергероев тоже в итоге может стать вполне убедительной частью индустрией, как это получилось у «Стражей Галактики». Более того, сейчас в производстве, насколько я знаю, несколько «необычных» фильмов про супергероев. Другое дело, насколько они на самом деле будут отличатся от того, что было, а не просто переупаковывать ту же фабулу в новую оболочку. Так что не думаю, что начался спад — в нашем магазине продажи супергеройских комиксов в 4-5 раз выше, чем у любых других.

А есть ли какие-то новые направления, которые стали быстро расти в популярности в последнее время?

Пока непонятно. Вновь вернуться в состояние, которое было «до первых экранизаций супергеройских фильмов» уже сложно, сюжеты-блокбастеры с нами надолго. Но внутри самого направления, очевидно, будет развиваться «линия Дэдпула» — более жестокое и комедийное кино с возрастным рейтингом 18+. А экранизации не-супергеройских комиксов обычно проходят сравнительно незаметно. Комикс становится просто сценарной основой, как пьеса или роман.

Зрители даже не представляют, что многие известные фильмы на самом деле сняты по комиксам — например, «Олдбой» или «История Насилия».

купить билеты

Автор: Крижевский Алексей.

Комментарии
Комментарии