«Златан. Начало»: шведская документалка о молодом Ибрагимовиче

Команда Beat Film Festival выпускает в прокат фильм о Златане Ибрагимовиче.
«Златан. Начало»: шведская документалка о молодом Ибрагимовиче

купить билеты

Станислав Зельвенский рассказывает, что это за портрет и зачем его стоит смотреть.

Ровно 15 лет назад амстердамский «Аякс» покупает у шведского «Мальме» 19-летнего нападающего Златана Ибрагимовича. Дома его уже носили на руках, за него уплачены огромные по тем временам 9 миллионов евро, и все равно Златан вскоре присаживается на скамейку запасных — впрочем, ненадолго.

Трудно представить другого футболиста, про которого подобный фильм в принципе возможен: не парадный портрет, не нарезка лучших голов и говорящих голов, а внимательный взгляд на один далеко не самый яркий, давно забытый всеми, кроме фанатов, этап карьеры. Если русское прокатное название весело отсылает к комиксам, то в оригинальном шведском, еще более простом — «Молодой Златан», — чудится почти религиозный трепет. Речь идет не о супергерое, а о сверхчеловеке, становление которого достойно того, чтобы быть рассмотренным под микроскопом — достойно, если угодно, видеоповтора.

Это фрагменты не биографии, а жития: показательно в этом смысле, что с самим Ибрагимовичем авторы, его земляки братья Герттен, толком не разговаривают — хотя, конечно, тут есть некоторое количество его прямой речи, обрывки старых интервью. Но его собственный голос для такого жанра и не слишком нужен: за героя говорят его дела, а хроникеры почтительно следуют за ним, стараясь не обнаружить свое присутствие. Златан едет в клубном автобусе. Златан играет на компьютере. Златан долго стягивает грязные гетры. По большей части фильм озвучен лирическими минорными клавишами, словно кто-то умер (раза три, впрочем, в пиковые моменты, включается какая-то духоподъемная поп-музыка).

Герттены как бы ощупывают Златана с разных сторон, но очень деликатно — они не поговорили ни с его родителями, ни с попадающей иногда в кадр тогдашней девушкой, все из третьих рук, в косвенной речи, в апокрифах. Что-то все равно, конечно, становится понятно — скажем, папа явно был не подарок, — но никаких подробностей. Скорее всего, увлекательных тайн там и нет: детство всех профессиональных спортсменов похоже, повседневная жизнь крайне однообразна, а секрет успеха на всех один и довольно скучный — талант и много тренировок.

купить билеты

Комментарии
Комментарии