10 лучших индийских фильмов без танцев

Какие болливудские ленты последних лет заслужили зрительское признание, несмотря на отсутствие танцев?
10 лучших индийских фильмов без танцев

«Если в индийском фильме на стене висит ружье, то к концу картины оно обязательно споет и станцует». В этой известной шутке лишь доля шутки. Индийские зрители обожают танцевальные номера, и потому болливудское кино любых жанров, от романтических комедий до хорроров, редко обходится без зажигательной хореографии.

Однако сейчас индийские режиссеры все чаще рвут с национальной традицией и, подобно их западным коллегам, обходятся закадровой музыкой. Какие болливудские ленты последних лет заслужили зрительское признание, несмотря на отсутствие танцев? Мы отобрали десять лучших картин такого рода. Поскольку они относятся к разным жанрам, их нельзя напрямую сравнивать. Так что это простое перечисление, а не хит-парад.

Среда (2008) / A Wednesday

Время от времени болливудцы снимают ремейки западных лент. Обратного движения сюжетов не бывает. Тем уникальнее картина Нирджая Пандея, которая в 2013 году обзавелась англоязычным ремейком «Обычный человек» с участием Бена Кингсли.

В исходном фильме болливудский мэтр Анупам Кхер сыграл комиссара полиции Мумбая, которому в последний день перед уходом на пенсию звонит террорист. Преступник угрожает взорвать несколько бомб, если полиция не освободит его заключенных собратьев. Поначалу лента развивается как обычный остросюжетный триллер, но затем события принимают неожиданный и морально неоднозначный оборот…

«Среда» была выпущена в прокат без большого шума, и она стала хитом благодаря высоким оценкам критиков и зрительскому «сарафану».

Джодха и Акбар (2008) / Jodhaa Akbar

В эпической исторической картине Ашутоша Говарикера есть одна продолжительная танцевальная сцена, но она сюжетно обоснована народным и государственным празднеством, так что не будем ставить ее «Джодхе и Акбару» в вину. Кроме того, главные герои в ней не участвуют. У них есть дела поважнее.

Могольский (не путать с монголами) император Акбар Великий и его суженая принцесса Джодха – это реальные исторические фигуры Индии XVI века. Если верить картине, поначалу они воспринимали свой брак лишь как политическую необходимость, но со временем научились любить и уважать друг друга. Мало того, их брак привел к тому, что мусульманин Акбар стал с уважением относиться к индуизму и другим религиям своей многонациональной империи.

«Джодха и Акбар» использует этот исторический сюжет, чтобы рассказывать пылкую историю страсти и заодно призвать всех индийцев к мирному сосуществованию. Главные роли в картине сыграли суперзвезды Ритик Рошан и Айшвария Рай. Лента была удостоена множества национальных наград.

Жизнь Пипли (2010) / Peepli

Каждый год в Индии тысячи бедных крестьян кончают жизнь самоубийством. Это настолько существенная проблема, что она регулярно обсуждается политиками и журналистами.

В 2010 году дебютантка Ануша Ривзи сняла сатирическую комедию о крестьянине, который решает покончить с собой, чтобы избежать выплаты долгов и спасти свою семью от окончательного разорения. Когда об этом узнают журналисты, вокруг главного героя разворачивается настоящий «политический цирк», и он становится национальной знаменитостью. Все, от высших политиков до простых граждан, гадают, решится ли мужчина на самоубийство. И все надеются использовать беднягу в своих интересах… «Жизнь Пипли» была выдвинута Индией на соискание «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Меня зовут Кхан (2010) / My Name Is Khan

Болливудские фильмы снимаются не только в Индии и близлежащих странах. США в последние годы очень популярны среди модных индийских постановщиков. Действие сентиментальной драмы Карана Джохара почти полностью развивается в Америке.

Заглавный герой ленты – живущий в Штатах индийский мусульманин, страдающий аутизмом. Несмотря на это, ему удается жениться на женщине из индуистской семьи. После терактов 11 сентября 2001 года его семью начинают третировать соседи, и однажды маленький пасынок героя погибает в драке со школьными хулиганами. Подавленная жена бросает Кхана и заявляет ему, что ее сын погиб из-за его мусульманской фамилии. Горько и саркастично шутя, она предлагает герою сообщить всей Америке и ее президенту, что он не террорист. А так как Кхан из-за своего психического отклонения не понимает юмора, то он в самом деле отправляется в путешествие, чтобы заявить всем американцам и главе государства: «Меня зовут Кхан, и я не террорист». Главную роль в этой популярнейшей картине сыграл «король Болливуда» Шахрук Хан. Лента побила множество прокатных рекордов, и она до сих пор остается одной из самых коммерчески успешных индийских постановок.

Барфи! (2012) / Barfi!

Когда болливудское кино что-то делает, оно делает это на 200%. В то время как на Западе снимают отдельные фильмы о глухонемых и аутичных персонажах, в романтической трагикомедии Анурага Басу бесшабашный глухонемой мужчина постепенно осознает, что любит аутичную девушку. Правда, перед этим он переживает продолжительный роман с «обычной» героиней, и персонажи фильма образуют любовный треугольник. Вместо того чтобы заставить исполнителя главной роли Ранбира Капура освоить полноценный язык жестов, Басу вдохновился немым кино и сделал Барфи общающимся в импровизированном и экспрессивном духе Чарли Чаплина и Бастера Китона.

Фильм удостоился множества наград, стал прокатным суперхитом и был выдвинут Индией на соискание «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Вместе с Капуром центральные роли сыграли Приянка Чопра и Илеана Д’Круз.

История (2012) / Kahaani

Беременная женщина – необычная главная героиня для криминального триллера, но режиссера Суджоя Гхоша это не остановило. Наоборот, он сам придумал сюжет о беременной женщине, которая приезжает из Лондона в Калькутту, чтобы разыскать своего пропавшего мужа, прибывшего в город в командировку. Но когда героиня и помогающий ей полицейский обращаются в организацию, где якобы работал исчезнувший мужчина, там заявляют, что такого сотрудника у них никогда не было… В дальнейшем в действие вовлекаются наемный убийца и индийская разведка. Финал же ленты оказывается весьма неожиданным.

Главную героиню сыграла звезда Видья Балан. Картина оказалась столь успешной и популярной, что множество болливудских режиссеров наперегонки бросились снимать кино в Калькутте, которая не столь «заезжена» на экране, как Мумбай и Дели.

Пицца (2012) / Pizza

Не правда ли, это не вдохновляющее название для хоррор-триллера? Тем не менее индийцы считают дебютную картину режиссера Картика Субараджа одним из лучших индийских произведений этого жанра. Главный герой фильма – разносчик пиццы, который отправляется на очередную доставку, слышит со второго этажа дома нечто похожее на выстрел и обнаруживает, что заказчик мертв и что в доме может орудовать сверхъестественный мстительный дух… Поскольку картина продолжается более двух часов, это лишь первый из множества неожиданных сюжетных поворотов.

Банды Вассейпура (2012) / Gangs of Wasseypur

Проще всего определить эту грандиозную пятичасовую постановку Анурага Кашьяпа как индийский ответ одновременно «Крестному отцу» и криминальным фильмам Квентина Тарантино.

«Банды Вассейпура» прослеживают жизнь мафиози Восточной Индии с 1940-х и по 1990-е годы и соединяют в цельное повествование семейные, криминальные, политические и религиозные сюжетные линии. Фильм отличается от большинства болливудских лент своей кровавостью и мрачным, «черным» юмором. Картина была умеренно успешна в прокате, но зато ее высоко оценили индийские и международные критики и киноманы. Сейчас она причисляется к культовому кино.

Ланчбокс (2013) / The Lunchbox

В Мумбае служащие обычно обедают не в ресторанах и кафетериях, а на рабочем месте. Поэтому в городе есть множество курьерских служб, доставляющих горячую еду из дома в офис, от домохозяйки к мужу. Вокруг этой традиции строится сюжет трогательной мелодрамы Ритеша Батры, главный герой которой случайно получает коробку, адресованную другому мужчине. Когда ошибка обнаруживается, несчастная в браке героиня завязывает переписку с новым знакомым, и дружеский обмен воспоминаниями и признаниями со временем принимает романтический оборот.

Ведущие роли в фильме сыграли суперзвезда Иррфан Хан и начинающая актриса Нимрат Каур. «Ланчбокс» удостоился высоких оценок как в Индии, так и на Западе, и многие были разочарованы тем, что Индийская кинофедерация в тот год представила другую картину в качестве претендента на номинацию на «Оскар».

Мэри Ком (2014) / Mary Kom

В 2008 году чемпионкой мира по боксу в минимальном весе стала индийская спортсменка Мэри Ком. Это было потрясающее достижение для индианки, да еще и происходящей из бедной и консервативной семьи.

Шесть лет спустя художник-постановщик Омунг Кумар дебютировал в режиссуре с байопиком, прослеживающим извилистый путь Ком к успеху и прозвищу Великолепная Мэри. Заглавную героиню «Мэри Ком» сыграла суперзвезда Приянка Чопра, которой пришлось изрядно поработать над собой, чтобы накачать боксерские мускулы.

На Западе подобная подготовка для актеров – обычное дело, но в Индии расписания звезд перегружены, и Чопра осваивала бокс в перерывах между съемками в других фильмах. После выхода картины «Мэри Ком» назвали достойным болливудским ответом на американский хит «Малышка на миллион», хотя по сути своей это разные постановки и разные истории.

Источник: film.ru

Комментарии
Комментарии