Гид по Стамбулу Орхана Памука

На фестивале Beat покажут фильм Гранта Джи «Невинность воспоминаний» — мечтательное путешествие по местам Орхана Памука.
Гид по Стамбулу Орхана Памука

«Афиша Daily» составила гид для тех, кто захочет пройтись по городу и найти в нем самого писателя.

Само название «Невинность воспоминаний» как будто составлено из двух главных стамбульских книг нобелевского лауреата — «Стамбул: Город воспоминаний» и «Музей невинности». Читатель Памука не обнаружит здесь для себя почти ничего нового: это очень тщательная попытка передать визуально то чувство города, про которое Памук в своих книгах так мучительно, с некоторым даже занудством бубнит: черно-белый, предпочтительно зимний Стамбул, Стамбул, населенный призраками, а не реальными жителями, город, география которого состоит из воспоминаний. С тех пор как Орхан Памук на собственные средства открыл в стамбульском районе Чукурджума свой Музей невинности, по Стамбулу его воспоминаний можно пройтись. Именно такую прогулку здесь и пытаются предпринять: через город, музей, литературу.

У фильма насквозь «памуковский» текст, так что поначалу за ним можно и не увидеть режиссера. Пока камера безвольно шатается по ночным улицам, мы слышим голос самого писателя, монолог Айлы, соседки главной героини романа «Музей невинности» Фюсун, написанный специально для фильма, и отрывки, проводящие нас по другим событиям книги. Есть тут и второстепенные герои, но их немного — таксист, бороздящий ночной Стамбул, мусорщик, выходящий со своей тележкой на его улицы, легендарный фотограф Ара Гюлер, запечатлевший почти целое столетие стамбульской жизни в двух миллионах снимков, актриса Тюркан Шорай, главная звезда турецкого кино 1960-х годов. Все они так или иначе населяют пространство и памуковских книг.

Но памуковский Стамбул при этом город почти вымышленный, несуществующий. И главной задачей режиссера стало снять документальный фильм про город, не имеющий физического воплощения, город-призрак, который при определенной оптике можно увидеть за реальным современным Стамбулом. В итоге камера бродит по ночным улицам, где обитают только бродячие псы. Мы никогда не знаем, занесло ли нас на запад или восток, в переулки Джихангира или Фатиха, в модные кварталы Нишанташи или торговый хаос Эминеню: ночью, с закрытыми витринами, все это одинаково.

Комментарии
Комментарии