«Патерсон» и «Gimme Danger» Джима Джармуша

Антон Долин восхищен сразу двумя фильмами культового режиссера американского кино — и надеется на победу одного из них.
«Патерсон» и «Gimme Danger» Джима Джармуша

Неясно, чем именно Каннский фестиваль, его публика и пресса заслужили такое счастье — сразу два фильма режиссера, которого многие небезосновательно считают лучшим в мире. Ведь Джим Джармуш снимал игрового «Патерсона» (он в основном конкурсе) и неигровой «Gimme Danger» (вне конкурса), посвященный Игги Попу и его группе The Stooges, в разное время, а премьеры чудесно совпали здесь. С другой стороны, не случайно же Канны пасли Джармуша с первых его шагов, присудив «Золотую камеру» за «Более странно, чем в раю» еще в середине 1980-х (а еще у него есть каннская малая «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражку из «Кофе и сигарет» и Гран-при за «Сломанные цветы»). Так и вышло, что на всемирной шумной ярмарке тщеславия — кинематографическая родина человека, полностью этому тщеславию чуждого.

Джармуш похож (не внешне, правда) на своего очередного героя, сыгранного Адамом Драйвером меланхоличного водителя автобуса по фамилии Патерсон из города Патерсон, что в штате Нью-Джерси. Тот, вообще-то, великий поэт, но знает об этом один человек на земле — его возлюбленная Лора… и еще одно животное, их английский бульдог Марвин. Патерсон постоянно сочиняет стихи — про себя, молча, — и записывает в секретную тетрадку, с которой не расстается. На все мольбы Лоры хотя бы отксерокопировать собрание сочинений находит отговорки, никогда и никому ничего не читает (кроме зрителей фильма — они слышат его внутренний голос), но с удовольствием слушает чужие стихи. Книгами полон весь его дом, уроженец того же города Уилльям Карлос Уилльямс — его кумир, а поэма Уилльямса «Патерсон» — ключевой текст и для жизни Патерсона, и для фильма Джармуша. У Уилльямса, одного из лучших американских поэтов, тоже была ничем не примечательная жизнь и нормальная работа: доктор в местном госпитале.

В этом ключ к фильму — обескураживающе простому, чистому и прозрачному, освежающему и приводящему в чувство после каннской кутерьмы, будто стакан холодной воды после плотного нездорового обеда. «Патерсон» — кино о поэзии и о повседневности.

Комментарии
Комментарии