Канны 2016. Результаты: жюри сумело удивить всех.

Антон Долин рассматривает список лауреатов Каннского фестиваля и приходит к выводу: худшего распределения призов в его недавней истории еще не было.
Канны 2016. Результаты: жюри сумело удивить всех.

Когда на протяжении двенадцати дней следишь за интригой лучшего фестиваля мира, оставаться бесстрастным довольно сложно: ищешь своих фаворитов, болеешь за них, пытаешься взвесить их шансы. Поэтому преувеличенно эмоциональная реакция на финальный список лауреатов — нормальное явление. Конечно, кто-то рвет на себе волосы, а другие, наоборот, ликуют. Но на 69-м Каннском фестивале случилось нечто уникальное. Жюри ухитрилось проигнорировать буквально все фильмы, ставшие лидерами зрительских и критических симпатий, — и при этом включить в список награжденных пару картин из тех, которые считались худшими.

Престарелый основоположник британского социального реализма Кен Лоуч скоро отметит 80-летие, а после предыдущего фильма «Зал Джимми» и вовсе твердо решил уйти на пенсию…, но передумал. Теперь он неожиданно стал одним из немногих дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви». Первый трофей был ему присужден ровно десять лет назад за «Ветер, который качает вереск», яркую историческую картину о корнях современного ирландского сепаратизма, и это уже рассматривалось как своеобразный приз «по совокупности». Нынешний победитель — драма «Я, Дэниел Блейк» — воспроизводит на чуть обновленном материале сюжет телефильма, снятого Лоучем полвека назад, «Кэти, вернись домой». Это не просто самоповтор, а прилежное копирование, штамповка проверенных временем приемов. И ведь работают, ничего не скажешь. «Золотая пальмовая ветвь», таким образом, присуждена за старомодную прямолинейную сентиментальность, за социальные манифесты, подменяющие собой художественность как таковую. За последовательную позицию, за благородство, но никак не за кино. К его новейшей истории эта «Пальма» не добавляет ровным счетом ничего.

Этого жюри показалось недостаточно, чтобы выразить свою позицию. За каждым призом читалось одно: «Да, мы не разбираемся в кино, зато мы порядочные люди!». Так в список лауреатов попала, например, корпулентная Жаклин Хосе, сыгравшая чувствительную наркоторговку в тягучем и плоском фильме филиппинца Брильянте Мендосы «Мама Роса».

Комментарии
Комментарии