О чем новые русские фильмы и кому они нужны

Изучаем под микроскопом программу нынешнего смотра достижений отечественного кинематографа.
О чем новые русские фильмы и кому они нужны

В этом году на главный приз «Кинотавра» претендуют 14 фильмов, и больше половины из них — от режиссеров-дебютантов. В общем-то, а для чего еще нужны кинофестивали, как не открывать новые имена и помогать талантам пробиться. Правда, некоторые из дебютантов сами с усами. Например, актер Гоша Куценко, который дебютирует в роли режиссера, или сын Алексея Учителя. Также много тех, у кого за спинами стоят сильные продюсеры. Как известно, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Но главный фаворит «Кинотавра-2016», безусловно, «Ученик» Кирилла Серебренникова.

Это, пожалуй, самый распиаренный фильм из конкурсной программы нынешнего фестиваля. Главную роль сыграла Виктория Исакова. Оператором выступил Владислав Опельянц. Тема взята библейская. Премьера картины состоялась не где-нибудь, а на минувшем 69-м Каннском кинофестивале, где «Ученик» был представлен в программе «Особый взгляд» и получил положительные отзывы критиков.

«После тебя»

Совместное творение Анны Матисон и Сергея Безрукова. Она — режиссер и сопродюсер фильма. Он — генеральный продюсер и исполнитель главной роли. Если говорить в общем, то Сергей Безруков играет нервного гения со всеми вытекающими. Если подробнее, то главный герой — знаменитый артист балета, чья карьера прервалась в 90-е годы из-за травмы. Спустя 20 лет она вновь дает о себе знать. Травма начинает прогрессировать, и совсем скоро герой не сможет ходить, что кажется ему равносильным смерти. До того, как это случится, он твердо решает поставить балет, задуманный уже давно, но так и не осуществленный из-за страха неудачи.

«Хороший мальчик»

Когда такие актеры, как Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Татьяна Догилева, Ирина Пегова, собираются вместе, чтобы сыграть в комедии, значит, это не проходная смешная история. «Хорошего мальчика» сняла кинокомпания «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука. Главную роль сыграл восходящая звезда российского кино 16-летний Семен Трескунов. К слову, юный актер снимался вместе с Федором Бондарчуком в «Призраке».

«Год литературы»

Высказывание на актуальную тему, ведь 2015 год был объявлен в России Годом литературы. Сосед сообщает писателю, что его дом будет снесен из-за строительства автотрассы. Проект шоссе вывешен в интернете. И можно увидеть схематично обозначенный дом, где еще недавно собирались веселой компанией известные современные писатели: Алиса Ганиева, Анна Козлова, Павел Санаев, Сергей Шаргунов, Антон Секисов и другие. Тянутся месяцы ожидания. И писатель решает жить так, словно ничего не случилось. Он пишет.

«Зоология»

Дебютный фильм Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» наделал много шуму. Премьера картины состоялась «Кинотавре» в 2014 году. Спустя два года режиссер вновь участвует в основной конкурсной программе фестиваля, и опять с историей о девочке-подростке. Главная героиня живет в провинциальном приморском городке, работает в местном зоопарке и слывет синим чулком. С ней должна произойти какая-то неожиданная метаморфоза, которая в корне изменит жизнь девочки. Но к звездам она будет идти, как водится, сквозь тернии. Главной героине предстоит пережить стыд, надежду и отчаяние, чтобы, в конце концов, обрести себя.

Дебютанты «Кинотавра-2016»

*«Врач» *

Гоша Куценко снял фильм «Врач» по собственному сценарию и сам же сыграл главную роль — доктора Хауса с русской душой. Лирический главный герой называет себя «не спасателем, а пролонгатором жизни». За него, как за соломинку, хватаются больные со смертельным диагнозом. «Так каждый раз: вот смотришь человеку в глаза, видишь, чем это кончится, и ничем не можешь помочь, ни за какие деньги». Это дано.

Формальная завязка истории — когда к главному герою приходит его первая любовь с опухолью в лобной доле. Но главный двигатель сюжета — мысль, что, растягивая во времени страдания любимого человека, ты лишь множишь боль и никак ему не помогаешь. Собственно, весь фильм есть доказательство этого тезиса.

Первую любовь главного героя играет Алена Хмельницкая. А своей бывшей возлюбленной и матери первой дочери Марии Порошиной Гоша дал другую интересную роль — жесткого и отчаянного врача-реаниматолога. К слову, в фильме «Врач» появилась и нынешняя супруга Гоши Ирина Скриниченко. Правда, ей досталась эпизодическая роль.

«Иван»

Еще один дебют и опять на медицинскую тему. Правда, на этот раз главный герой работает водителем скорой помощи. Режиссер-новичок Алена Давыдова сняла кино о жизни маленького человека в маленьком городе. Продюсером фильма выступил сам Алексей Герман-младший. Иван — традиционно герой русского народного эпоса. И все мы помним, что обычно он дурак. Собственно, исполнитель роли Ивана актер Кирилл Полухин играл в «Дураке» Юрия Быкова, но не главного героя. Теперь новая вариация на заезженную тему.

«Может быть, потому что ты странный?» — объясняет все неудачи Ивана внезапно появившаяся в его жизни девочка. Традиционная для русского артхауса беспросветная безысходность тоже присутствует. Кирилл Полухин — находка для режиссеров подобного кино. Это тот случай, когда если бы у актера были только глаза, то он все равно бы сыграл роль. В общем, оно и неудивительно, что Полухин задействован в еще в одном участвующем в основном конкурсе фильме-дебюте — «Огни большой деревни».

«Огни большой деревни»

Илья Учитель — режиссер уже в третьем поколении. Его дед Ефим Юльевич Учитель и отец Алексей Учитель в представлениях не нуждаются. Илья к своим 24 годам снял четыре короткометражки, причем первую — еще шесть лет назад. И вот наконец добрался до полного метра. Дебютирует Илья Учитель с комедией о киномеханике Федоре — режиссере поневоле. Главный герой хочет спасти провинциальный кинотеатр. Единственным возможным вариантом он видит — снять фильм со звездой и сорвать кассу в прокате. Естественно, бюджета нет. Поэтому звезду вместе с товарищами-энтузиастами Федор просто крадет. История, в общем-то, странная и сомнительная, но Дюжев в роли Дюжева весьма убедителен — он настоящее украшение проекта.

«Коллектор»

Тема коллекторов в последнее время имеет большой резонанс в СМИ. Странно, что никто из именитых отечественных режиссеров не высказывался еще по этому поводу — тема-то хорошая, благодатная. Когда у режиссера-дебютанта в главной роли снимается Константин Хабенский, а за спиной стоит такой мощный продюсер, как Эдуард Илоян, это уже звучит многообещающе. До «Коллектора» Алексей Красовский писал сценарии для отечественных сериалов. Один из них, «Откровения», снял в качестве режиссера. В общем, новичком его вряд ли можно назвать. Тем не менее формально «Коллектор» — это первый полный метр Алексея Красовского.

Какого-то особого философского прочтения темы в фильме нет. Поэтому, определив его как драму, создатели погорячились. Это крепкий триллер, вполне себе по-голливудски снятый. Прокатные перспективы у «Коллектора» слишком хорошие, чтобы ему еще и главный приз «Кинотавра» дать. Но, как известно, чем черт не шутит. И да, продакт-плейсмент со швейцарскими часами, лицом которых является Константин Хабенский, получился эффектный.

«Разбуди меня»

Еще один дебют и еще один триллер, тоже снятый по голливудским канонам. Медийных лиц для хорошего проката достаточно. Сюжет интригующий. Картинка красивая. Чего больше массовому зрителю? «Разбуди меня» — это не фестивальное кино в том смысле, в котором мы к нему привыкли. Не тривиален фильм тем, что снял его француз Гийом Проценко. Он учился во ВГИКе и вот уже 10 лет фактически живет между Парижем и Москвой, занимается в основном продюсированием. «Разбуди меня» — первый полный метр Гийома Проценко как режиссера.

«Человек из будущего»

Актер Роман Артемьев набил руку на сценариях и короткометражках и снял свой полный метр. Получился полный сюр. Бессмысленный и беспощадный русский юмор спродюсировал Сергей Сельянов. «Человек из будущего» выйдет в прокат 16 июня, спустя несколько дней после премьеры на «Кинотавре-2016». Собственно, это странная история о том, как накануне конца света «учёный» Меркурьев сообщает кассирше о том, что она должна стать матерью спасителя человечества, и когда в это поверила не только она, но и весь мир, незадачливый герой обнаруживает ошибку в расчётах.

«Чужая работа»

Это история гастарбайтера Фарруха из Таджикистана, который оставил на родине жену с маленькими детьми и живет в вагончике на окраине Москвы вместе с отцом, матерью, братьями, берется за любую работу и мечтает стать знаменитым актером. Жизнь главного героя — это ежедневная борьба с жизнью. Тут объективный реализм — без напускной и надуманной беспросветности и безысходности, и оттого еще страшнее. Интересно, чем закончится эта история и вообще может ли тут быть хеппи-энд.

«Рыба-мечта»

Пожалуй, это самый странный дебют. В фильме играют всего четыре актера, среди которых сам режиссер. Но не это главное. Скорее, странно все остальное. Главный герой — корректор, причем почему-то потомственный. Он едет в небольшой эстонский курортный город Нарва-Йыэсуу, чтобы отредактировать энциклопедию «Рыбы Балтийского моря», составленную в этих самых местах нобелевским лауреатом профессором Полянским. Зачем-то для этого главному герою нужно вдохновение и почему-то эта работа ему очень важна. Но вместо того, чтобы заниматься ею, он крутит любовь с некой Хеленой. В общем, о чем все это и что этим самым хотел сказать зрителю режиссер-дебютант Андрей Бильжо (он, кстати, выступил соавтором сценария и сопродюсером) — пожалуй, вот главная интрига «Рыбы-мечты».

«Я умею вязать»

Пожалуй, это самый бессмысленный дебют. «Я умею вязать» какое-то высосанное из пальца кино — словно пародия на русский артхаус. Главная героиня с чудинкой и с какой-то надуманной жизненной трагедией, безмолвные патетические крупные планы в обшарпанных интерьерах и еще тонна клише. При этом режиссерской мысли как таковой не наблюдается. Тем не менее фильм выходит в прокат уже 11 июня.

Источник: ВокругТВ

Комментарии
Комментарии