Лучшие фильмы, с которых начался кинематограф

С такой скоростью, как в первые два десятилетия после своего изобретения, кинематограф не развивался больше никогда.
Лучшие фильмы, с которых начался кинематограф

Фильмы, режиссёры и актёры, с которых началось кино, — в нашей подборке.

«Выход рабочих с фабрики»

Год: 1895

Режиссёр: Луи Люмьер

Презентация этой документальной 42-минутной короткометражки, которая показывала рабочих, покидавших завод братьев Люмьер в Лионе, состоялся 28 декабря 1895 года, в Париже, на бульваре Капуцинок, и стал первым публичным киносеансом.

В настоящее время существуют три варианта съёмки, отличающиеся один от другого освещением и присутствием или отсутствием на экране тех или иных деталей (вроде собаки, велосипедиста, повозки). Эти версии можно считать своего рода дублями, снятыми с разницей в несколько часов, а следовательно, в какой-то степени действительно срежисированными Луи Люмьером.

«Прибытие поезда»

Год: 1986

Режиссёр: Луи Люмьер, Огюст Люмьер

По красивой легенде, именно «Прибытие поезда» - первый фильм, который изобретатели кинематографа показали публике. И та, якобы, завидев движущийся прямо в зал локомотив, с криками бросилась наутёк. Такой ли в действительности была реакция зала, остаётся только гадать – в любом случае, впечатление фильм наверняка производил неизгладимое.

А вот то, что он не был первым – факт. Более того, «Прибытия поезда» не было даже среди 10 короткометражек, показанных 28 декабря на бульваре Капуцинок, он вышел годом позже. Что нисколько не умаляет художественных достоинств картины и её вклада в развитие кинематографа: здесь и статичная камера, и смена планов, и одна из первых попыток сделать игровой фильм – пассажирами поезда, прибывавшего на камеру к вокзалу города Ла-Сьота, стали друзья и родственники братьев Люмьер.

«Путешествие на Луну»

Год: 1902

Режиссёр: Жорж Мельес

Один из пионеров кинематографа Мельес снял более пяти сотен фильмов. Сын крупного промышленника, он увлекался театром и пробовал себя в качестве иллюзиониста, и в итоге стал, по сути, изобретателем спецэффектов.

Побывав в 1895 году на одном из первых люмьеровских показов, Мельес «заболел» новым изобретением, даже пытался купить у братьев их камеру. В итоге обзавёлся собственной, и уже через год снимал фильмы, а в 1987 даже открыл свою киностудию.

«Путешествие на Луну» - одна из самых известных и показательных работ режиссера. По сюжету, группа учёных отправляется с экспедицией на Луну – на снаряде, который врезается Луне прямиком в глаз – и вступает в схватку с местным населением (акробатами-селенитами), после чего триумфально возвращается на Землю.

Все декорации, мизансцены, сценарий были придуманы самим Мельесом, который не изменял собственному режиссерскому почерку. Его камера не двигается, изображение лишено глубины и по-театральному условно. Зато Мельес первым использовал в своих работах стоп-кадры, покадровую съёмку, многократную экспозицию и другие приёмы, превратившие эти короткометражки в произведения кинематографического искусства, по своей художественной ценности во много раз превосходившие работы его современников.

«Большое ограбление поезда»

Год: 1903

Режиссёр: Эдвин С. Портер

Сюжет одного из первых вестернов основан на реальных событиях – нападении банды Бутча Кэссиди на поезд в Вайоминге, во время которого грабители заставили кондуктора отцепить пассажирские вагон, после чего взорвали сейф и унесли с собой 5000 долларов. Фильм был создан на студии Томаса Эдисона, где работал Портер, состоит из 14 сцен и длится всего 12 минут.

Этого времени, впрочем, вполне хватило на ещё одну небольшую кинематографическую революцию. Портер отказался и от студийных съемок в пользу натурных, и от линейного повествования – монтаж эпизодов был сделан таким образом, что создавалось впечатление одновременного действия. Режиссёр использовал двойную экспозицию, благодаря чему в одной из сцен в окне отражается прибывающий поезд.

Самой же впечатляющей сценой, придуманной Портером, стала финальная, в которой главарь банды стреляет в камеру, то есть в зрителей. Эффект этот эпизод производил не менее сильный, чем люмьеровское «Прибытие поезда», так что прокатчики с разрешения авторов вставляли его ещё и в начало, в качестве пролога.

«Понизовая вольница»

Год: 1908

Режиссёр: Владимир Ромашков

Официально первый российский художественный фильм. В основе сюжета – фрагмент пьесы Василия Гончарова о Стеньке Разине. На экране герой, одержав победу над персами, берет с собой пленницу. Она отвлекает Разина, который вместо того, чтобы быстрее привести своё войско к Дону и спастись от стрельцов, устраивает пиршества. Тогда есаулы подкидывают своему командиру поддельное письмо, из которого тот узнает о неверности любимой – и бросает её в Волгу.

Конечно, назвать картину фильмом сложно, скорее набором движущихся картинок, с таким хаотичным и невнятным видеорядом, что без титров не разберёшься, о чем речь. Тем не менее, факт остаётся фактом, более того, несмотря на статичную камеру и длинные планы, есть одна очевидная, но важная монтажная склейка: когда Разин бросает персиянку в Волгу, тело женщины на экране заменяют манекеном.

«Кабирия»

Год: 1914

Режиссёр: Джованни Пастроне

Двухчасовая историческая драма, действие которой начинается в конце III века до н.э. во владениях римского патриция. Сюжет повествует о злоключениях его дочери Кабирии, похищенной карфагенскими пиратами.

События фильма разворачиваются сразу в нескольких местах, которые беспрерывно сменяют одно другое. И для каждого Пастроне придумал и выстроил определённые декорации, уделив особое внимание отделке пола, продумал освещение и траекторию движения камеры, поставив её на тележку. Так в «Кабирии» появляется глубина кадра, перспектива, на смену статике приходит динамика и разноплановость видеоряда.

«Необыкновенно затруднительное положение Мейбл»

Год: 1914

Режиссёр: Генри Лерман, Мак Сеннет

Картина, для которой Чарли Чаплин придумал образ Бродяги – персонажа в мешковатых штанах, огромных башмаках, котелке и с усиками. Режиссёр попросил как-нибудь загримироваться, и Чаплин на ходу «сочинил» образ, которому предстояло кочевать из фильма в фильм.

История с Мейбл разворачивается в отеле, где героиня после череды неудачных совпадений оказывается под кроватью у незнакомых людей, что приводит к грандиозной финальной потасовке с участием её жениха, другого женатого мужчины и, конечно, подвыпившего Чарли, который в это день на свою беду решил попытать личного счастья в фойе того самого отеля.

«Обман»

Год: 1915

Режиссёр: Сесил Б. ДеМилль

Ранний фильм одного из самых успешных пионеров кинематографа – на счёту режиссера, проработавшего до середины 50-х годов, около восьми десятков фильмов. Успех ДеМилля многие связывают с тем, что режиссёр не только не гнушался работой, например, в рекламе, но и легко экспериментировал с жанрами.

В его фильмографии есть и остросюжетные приключенческие ленты, вроде «Обмана» - про женщину, которая заняла денег, затем стала фактически заложницей своего кредитора и была вынуждена в итоге убить его – благо, муж взял вину на себя. И исторические картины, например, про Жанну Д'Арк, и более поздние «салонные» и религиозные фильмы.

«Нетерпимость»

Год: 1916

Режиссёр: Дэвид Гриффит

Американский режиссёр Дэвид Гриффит по праву считается тем, кто превратил кинематограф в искусство. В его фильмах монтаж – параллельный, перекрёстный, короткий – становится главным приёмом, основой киноязыка. Вершиной творчества не только самого Гриффита, но и, вполне возможно, главным шедевром эпохи немого кино стала «Нетерпимость» - 3,5-часовое эпическое полотно, действие которого развивается одновременно в Древней Иудее, Вавилоне, во Франции XVI века и, собственно, в 1914 году.

Распятие Христа, предательство жрецами царя Валтасара, вражда католиков и гугенотов и вражда, которая чуть не стоит невинному человеку жизни, – Гриффит связывает линии и общей внутренней смысловой нитью, и формально, через образ женщины в исполнении Лилиан Гиш, качающей колыбель с ребёнком, и через строки стихотворения Уолта Уитмена.

Эпизоды сменяют друг друга не в хронологическом порядке, ритм убыстряется, так что все эпохи к финалу сливаются воедино. Чтобы донести свою мысль, Гриффит пользуется исключительно киноязыком – крупными планами, затемнениями, наездами – выстраивает кадр, уделяет внимание деталям. Монтаж у Гриффита впервые становится стилистическим приёмом, а фильм – художественным произведением в нынешнем понимании этого слова.

«Бедная маленькая богатая девочка»

Год: 1917

Режиссёр: Морис Турнер

Одна из самых знаменитых ролей звезды немого кино Мэри Пикфорд. Актриса начинала свою карьеру на студии Гриффита и прославилась благодаря как выразительной внешности – миниатюрному телосложению и по-детски миловидному лицу, – так и несомненному актерскому таланту. В отличие от современниц, чья игра на экране, как правило, сводилась к экспрессивному заламыванию рук, Пикфорд выражала эмоции глазами.

У всего этого была и оборотная сторона: от сложившегося в первые же годы работы амплуа сиротки Пикфорд не могла избавиться чуть ли не всю жизнь. В «Бедной маленькой богатой девочке» актриса играет дочку состоятельных родителей, которые совершенно не замечают ребёнка – как и все остальные, вплоть до слуг. Все это приводит к трагическим последствиям, которые послужат всем уроком.

Источник:april-knows.ru

Комментарии
Комментарии