По следам ММКФ: «Наша Наташа» и другие героини смотра

Во всех трех конкурсных программах – основной, документальной и короткометражной – победили фильмы о женщинах.
По следам ММКФ: «Наша Наташа» и другие героини смотра

30 июня завершился 38-й Московский кинофестиваль. Во всех трех конкурсных программах – основной, документальной и короткометражной – победили фильмы о женщинах. Да и во внеконкурсных можно было отыскать немало достойных героинь. О лучших из них рассказываем в нашей подборке.

1. «Дочь»

Режиссер: Реза Маркарими

В ролях: Фархад Аслани, Мерила Зарей, Махур Алванд

Иранский фильм в этом году завоевал Гран-при ММКФ, а также принес приз за лучшую мужскую роль актеру Фархаду Аслани. Он сыграл в картине строгого отца юной Сетарех, который однажды не пустил ее на встречу с подругами в другой город.

Тогда она впервые нарушила родительский запрет, тайком села в самолет и провела пару часов в кафе – за шумными разговорами о мальчиках, об учебе и работе, о будущем. Такой «девичник», где все перебивают друг друга, курят, громко хихикают, смущают официанта, мог бы случиться в любом городе мира – если бы не платки на головах и разговоры о том, что, кроме как с отцом или с мужем, жизни нет.

«Дочь» - довольно предсказуемый иранский фильм (стилистически похожий скорее на телефильм) о женской несвободе и женском бунте, а также универсальная история о неспособности слушать и слышать друг друга – как в кругу друзей, так и в кругу семьи. Местами похоже на «Офсайд» Джафара Панахи и на прошлогодний хит «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен.

2. «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи»

Режиссер: Черо Юн

Лучший документальный фильм ММКФ рассказывает реальную историю некой миссис Б. – северокорейской женщины, которую когда-то продали китайскому крестьянину. Своему хозяину она стала женой на много лет, не оставляя при этом мысли однажды вернуться на родину, где остались муж и дети. Или же увезти их из Северной Кореи, что госпоже Б. однажды все-таки удается.

Однако мирная жизнь и спокойствие стоят немало, да и годы, проведенные в качестве рабыни-жены так просто не забыть – начавшаяся с невероятного события, эта история и заканчивается не менее неожиданно. Как говорится, нарочно не придумаешь.

3. «Полный селфи»

Режиссер: Николь Брендинг

Американка Николь Брендинг на собственном опыте изучает феномен «селфи» и погружается в жестокий мир интернета, где идет нешуточная борьба за звание королевы автопортретов. Героини приходит столкнуться и с девочками-подростками, готовыми на все ради подписчиков и сетевой славы, и с непониманием близких людей, и с самой собой, гладящей с сотен однообразных фотографий.

Этот 11-минутный фильм на злобу дня получил приз Московского кинофестиваля как лучшая короткометражка.

4. «Мари и неудачники»

Режиссер: Себастьен Бетбедер

В ролях: Вимала Понс, Эрик Кантона, Пьер Рошфор, Дамьен Шапель, Андре Уилмс

Один из немногих действительно достойных внимания конкурсных фильмов 38-ого ММКФ, не получивший в итоге призов. Удачная трагикомедия про неудачников: разведенном 30-летнем безработном журналисте Симеоне, писателе Антуане и девушке Мари, модели, когда-то перебравшей на вечеринке с алкоголем и наркотиками и навсегда оставшейся странной и отстраненной.

Оба мужчины одержимы идеей завоевать ее сердце. История стара как мир, однако режиссеру удается превратить незамысловатый сюжет в этакую зрительскую, приглаженную версию кино Франсуа Озона про «опасную женщину» и неприкаянных мужчин с комическими флэшбеками, смешными второстепенными персонажами, гипнотическими танцами и музыкой и, конечно, завораживающей красоты Францией на фоне.

Ко всему прочему, это еще и история создания литературного произведения – не случайно один из героев писатель.

5. «Худшая из женщин»

Режиссер: Ким Чжон Кван

В ролях: Хна Ери, Ивасе Рё, Ли Хеджун, Квон Юль

Еще один конкурсный фильм, на этот раз корейский – неспешная разговорная мелодрама в живописных декорациях. История молодой актрисы, заигравшейся в реальной жизни.

За ней ухаживают трое – писатель из Японии, которому она помогла найти дорогу, восходящая звезда мыльной оперы и женатый мужчина. Для каждого девушка изобретает новый образ, от застенчивой пай-девочки до настоящей стервы.

Но такая тройная игра не приводит ни к чему хорошему, потому что в какой-то момент героиня попросту начинает путаться в собственных ролях.

6. «Наша Наташа»

Режиссер: Мартин Састре

Над присутствием в фестивальной программе документальной ленты про Наталию Орейро можно смеяться сколько угодно, но факт остается фактом – такой благодарной публики не было больше ни на одном из конкурсных и внеконкурсных показов.

Цель фильма, который на три четверти состоит из съемок российского турне уругвайской певицы и актрисы, - объяснить феномен популярности Орейро в России. Толпы поклонников, встречающих Наташу в сибирских городах с плакатами и подарками, говорят сами за себя.

Им вторят и члены семьи, рассказывающие о том, каким непоседливым и артистичным ребенком была Наталия, и перебравшиеся в Латинскую Америку россиянки, выучившие испанский после просмотра «Дикого ангела».

Вместо саундтрека – записи с концертов, на которых Орейро щеголяет в костюмах собственного дизайна. А еще редкие закулисные съемки, на которых звезду можно увидеть то в халате, то в пуховом платке, то нежно разглядывающей фотографию маленького сына, то на чистейшем русском произносящую: «Я – сибирская женщина».

7. «Гардеробщица»

Режиссер: Екатерина Голубева-Польди

В ролях: Галина Петрова, Игорь Савочкин, Стася Милославская

Девочка встречает папу на одном из московских вокзалов – он приехал на день, в командировку, и вечер они собираются провести в театре. Не выходит: суровая гардеробщица отчитывает гостей за опоздание и неподобающий внешний вид, после чего гордый отец отказывается идти на спектакль.

А на следующий день дочь возвращается со страшным известием – после оскорблений гардеробщицы сердце мужчины не выдержало, и он скончался. А она теперь будет мстить.

Короткометражный триллер по сценарию Алены Званцовой («Оттепель») действительно может напугать параноидальной атмосферой, которая сводит с ума одинокую немолодую гардеробщицу в исполнении Галины Петровой. Впечатление портит разве что финал, вроде бы с твистом, но слишком уж сентиментальный и морализаторский.

8. «Светское общество»

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли, Стив Карелл

Новый фильм Вуди Аллена в этом году открывал Каннский кинофестиваль и закрывал Московский. Как всегда – простая, но тонкая и ироничная история про еврейского мальчика из Нью-Йорка, про его дядю – звездного агента, про Голливуд 30-х годов, про вечеринки, шампанское, джаз, платья в пол и перья в волосах.

Про светскую жизнь и невозможную любовь к двум женщинами – белокурой диве (ослепительная Блейк Лайвли) и андрогинной брюнетке с хриплым голосом (блистательная Кристен Стюарт). С обязательным закадровым голосом автора, который констатирует факты, никак их не оценивая.

В общем-то и оценивать тут нечего, жизнь как жизнь – несправедливая, жестокая, но как всегда стоящая того, чтобы ее прожить. В российском прокате – с 21 июля.

9. «В тихом омуте»

Режиссер: Брюно Дюмон

В ролях: Жюльет Бинош, Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тадески, Жан-Люк Винсент, Раф.

Фильм-участник каннской конкурсной программы был показан в одной из параллельных программ ММКФ и выходит в российский прокат уже 7 июля. Абсурдистская социальная комедия-детектив в духе скетчей и фильмов «Монти Пайтон», действие которой происходит в начале XX века в прибрежной французской провинции.

Здесь обитают собиратели мидий Брефоры – семья крестьян-каннибалов, потихоньку поедающих туристов, и аристократы ван Петегемы – карикатурные буржуа с комичными психическими и физическими отклонениями.

То, что Дюмон творит с почтенным французскими актерами, не поддается описанию – лучше один раз увидеть. Пожалуй, первая по-настоящему фарсовая роль в карьере Жюльетт Бинош, которой тут, как и всем остальным, приходит корчить невероятные рожи, разговаривать песнями и даже летать.

10. «Тони Эрдманн»

Режиссер: Марен Аде

В ролях: Петер Симонишек, Сандра Хюллер, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл, Тристан Пюттер

По справедливому признанию каннской публики и зрителей (но не жюри) – один из лучших фильмов программы французского фестиваля. К счастью, показ в рамках ММКФ станет не последним в России, уже 21 октября картина выйдет в широкий прокат.

Это трехчасовая тонкая трагикомедия об отце и дочери смотрится на одном дыхании, в том числе благодаря актерской игре. Петер Симонишек в роли немолодого школьного учителя со своеобразным чувством юмора и Сандра Хюллер в образе его дочери, успешной, но глубоко несчастной бизнес-леди.

Чтобы напомнить дочери о том, что не в деньгах счастье, герой при помощи вставной челюсти и парика перевоплощается в персонажа по имени Тони Эрдманн. И начинает буквально преследовать дочь – на работе, в ресторанах, на деловых и неформальных встречах. Бесконечно ставит ее в неловкие ситуации, выдумывая фантастические истории.

И в итоге добивается желаемого: застегнутая на все пуговицы девушка снимает одежду – и в прямом, и в переносном смысле – надевает вставную челюсть и становится той, кем является на самом деле. То есть дочерью своего отца, дочерью Тони Эрдманна.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии