Англия в кино: разум и чувства и зомби

Британия, страна королей, шпионов, пива и юмора, где можно умереть от смеха, от количества выпитых пинт или от нападения живых мертвецов.
Англия в кино: разум и чувства и зомби

Отправляемся в кругосветку по мировому кинематографу! Первая остановка – независимая Британия, страна королей, шпионов, пива и юмора, где можно умереть от смеха, от количества выпитых пинт или от нападения живых мертвецов.

1. «Это Англия»

Год: 2006

Режиссер: Шейн Медоуз

В ролях: Томас Тургус, Стивен Грэм, Джозеф Гилган, Джо Хартли, Эндрю Шим

Британия начала 80-х: тэтчеризм, бессмысленная и беспощадная Фолклендская война, свадьба принцессы Дианы, панк-рок. На этом фоне разворачивается история 12-летнего Шона. Он потерял отца и спасается от одиночества и непонимания сверстников в компании скинхедов – правильная рубашка, ботинки, джинсы с подтяжками и бритая голова быстро превращают его в «своего».

Новые друзья до поры до времени кажутся милыми и безобидными, с ними можно тусоваться ночи напролет и громить заброшенные дома. Но потом из тюрьмы выходит главарь Комбо. Доходчивыми речами о чистоте британской расы он призывает банду к радикальным действиями. У которых, конечно, будут последствия. Детство заканчивается с первой кровью, и Шону предстоит самостоятельно выбрать, на какой он стороне силы.

Точный и стильный портрет времени и страны, а к тому же хороший подростковый фильм о взрослении – с моралью, но без морализаторства. В 2009, 2010 и 2015 годах на экраны вышли три минисериала-продолжения, рассказывающих о дальнейших судьбах героев фильма: «Это Англия 86», «Это Англия 88» и «Это Англия 90». Рекомендуется всем поклонниками Британии и британского кино в качестве видеоэнциклопедии.

2. «28 дней спустя»

Год: 2002

Режиссер: Дэнни Бойл

В ролях: Киллиан Мерфи, Наоми Харрис, Меган Бернс, Брендан Глисон, Кристофер Экклстон

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Через месяц после того, как «зеленые» активисты выпустили из лаборатории подопытную обезьяну, Англия оказывается охвачена эпидемией. Вирус превращает людей в кровожадных зомби.

Главный герой Джим это время провел в коме. Очнувшись в больнице через 28 дней, он обнаруживает опустевший Лондон и нескольких выживших, вместе с которыми пытается добраться до безопасного места.

Классический зомби-хоррор в формате роуд-муви: герои путешествуют по уничтоженной Англии, населенной агрессивными и утратившими человеческий облик существами. Чего стоят одни только пейзажи безлюдного Лондона! К тому же «28 дней спустя» - превосходное социальное кино, переосмыслившее жанр с точки зрения современности: сам вирус, действующий прежде всего на психику, становится символом нынешнего состояния общества, а его симптоматика и вовсе позаимствована у «пресловутой» Эболы.

3. «Монти Пайтон и Священный Грааль»

Год: 1975

Режиссер: Терри Гиллиам, Терри Джонс

В ролях: Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс, Терри Гиллиам

Главный и лучший фильм британской комик-группы «Монти Пайтон» - абсурдисткое переосмысление классической легенды о короле Артуре и его рыцарях, которые отправляются на поиски Чаши Грааля. Вместо лошадей – палки, вместо цокота копыт – стук коксовых скорлупок. И все в таком духе: на пути придурковатым, но отважным героям повстречаются крестьяне-анархисты, безрукий и безногий рыцарь, французы, кролики – одним словом, градус безумия зашкаливает.

Фильм «пайтонов» - эталонный образец специфического национального юмора, о котором слагают легенды, и абсурдистской комедии в целом. А еще экскурс в историю средневековой Англии. Без всего этого невозможно до конца понять Британию, а посмотрев фильм, невозможно ее не полюбить.

4. «Голод»

Год: 2008

Режиссер: Стив МакКуин

В ролях: Майкл Фассбендер, Лиам Каннингэм, Стюарт Грэм, Лэйн Мигоу, Брайан Миллиган

Основанная на реальных событиях драма о борьбе заключенных членов Ирландской республиканской армии за признание за собой статуса политзаключенных. Главный герой – Бобби Сэндс – сперва вместе со всеми отказывается мыться, носить одежду и разводит грязь в камере. А потом и вовсе объявляет голодовку. Которая продлится 66 дней, приведет к смерти Сэндса и сделает его национальным героем.

Фильм, великолепно поставленный и снятый, отпугивает и завораживает своей натуралистичностью – исполнитель главной роли Майкл Фассбендер действительно голодал, доводя свое тело до максимально возможной степени истощения. Страшная и все еще не перевернутая страница британской истории и откровенный рассказ о ее то ли героях, то ли антигероях, то ли и вовсе мучениках.

5. «На игле»

Год: 1995

Режиссер: Дэнни Бойл

В ролях: Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Кевин МакКидд, Роберт Карлайл

Экранизация романа Ирвина Уэлша превратилась в программный фильм 90-х. Циничное исследование жизни окраин Эдинбурга глазами четырех друзей – героиновых наркоманов. Главный герой, он же своего рода «герой того времени», отчаянно пытается выбраться из наркотического угара, завязать, повзрослеть, начать жизнь с чистого листа. Но старые привычки тянут обратно на дно, где уже ждут дружки с иглой и бутылкой.

Проза Уэлша, относящаяся к категории «на вкус и цвет», в руках Бойла превращается в жутковатое, но ироничное, местами смешное, и изобретательное зрелище – парадоксально отталкивающее и притягивающее. Здесь есть место и британскому юмору, и психоделическими наркотрипам, и отвратительным моментам из жизни рядовых наркоманов в исполнении превосходного актерского ансамбля. Тот редкий случай, когда фильм не то, что не уступает, а, пожалуй, даже превосходит литературный источник.

6. «Разум и чувства»

Год: 1995

Режиссер: Энг Ли

В ролях: Джеймс Флит, Том Уилкинсон, Харриет Уолтер, Кейт Уинслет, Эмма Томпсон, Хью Грант

За сценарий к этой экранизации романа Джейн Остин актриса Эмма Томпсон получила премию «Оскар». Ее версия классической британской прозы о двух сестрах в поисках любви получилось одновременно по-английски сдержанной благодаря тому, что все роли исполнили британцы, и по-американски чувственной – все-таки у руля оказался американский режиссер тайваньского происхождения Энг Ли.

Интересна картина прежде всего взглядом – и изнутри, и снаружи – на жизнь английских аристократов XVIII века, чьи нравы остаются и по сей день чем-то манящим. В то же время создатели фильма не пренебрегают и главным оружием эпохи постмодернизма – иронией, от чего история не кажется непоправимо устаревшей.

7. «Шпион, выйди вон!»

Режиссер: Томас Альфредсон

В ролях: Гари Олдман, Колин Ферт, Том Харди, Джон Херт, Тоби Джонс, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч

Еще один пример того, как режиссер-небританец может снять самое что ни есть британское кино. Швед Альфредсон взялся за экранизацию романа короля шпионских детективов Джона Ле Карре. Действие разворачивается во времена Холодной войны. Герои – агенты британской разведки, разыскивающие в своих рядах русского шпиона.

Создателям удалось не только передать дух времени – витающее в воздухе, но почти неуловимое тревожное ощущение всеобщей паранойи – но и уделить внимание деталям, начиная от костюмов и заканчивая манерой говорить. Как всегда лихо закрученный сюжет романа Ле Карре подан в стильной обертке – эстетическое удовольствие от фильма сопоставимо с удовольствием от наблюдения за сюжетными перипетиями. И за непревзойденным актерским составом, состоящим из лучших британцев мирового кино.

8. «Король говорит!»

Режиссер: Том Хупер

В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонэм Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл

В основе сюжета своего рода исторический «анекдот» про короля Георга VI, отца нынешней британской королевы, который соглашается занять трон после отречения брата. Чтобы стать достойным правителем, он должен справиться не только с абстрактной неуверенностью в себе, но и с вполне конкретными заиканием. И для этого обращается к логопеду, чьи методы далеки от традиционных, но действенны.

Красивая костюмная биографическая драма, завоевавшая всемирную зрительскую любовь благодаря актерскому дуэту «короля» Ферта и «логопеда» Раша. История британской королевской семьи – как история вечной борьбы чувства и долга и людей, чей путь предопределен с рождения, в очередной раз оказывается максимально кинематографичной – конечно, в руках умелых авторов.

В качестве последнего аргумента в пользу – четыре главных статуэтки «Оскар»: за лучший фильм, сценарий, режиссуру и мужскую роль. Колин Ферт здесь – выше всяких похвал.

9. «Армагеддец»

Год: 2013

Режиссер: Эдгард Райт

В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Пэдди Консидайн, Мартин Фриман, Эдди Марсан, Пирс Броснан, Розамунд Пайк

Комедийно-фантастический фильм Эдгарда Райта завершает его трилогию с участием Саймона Пегга и Ника Фроста (до этого были «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые»). Чтобы отметить окончание школы, пятеро друзей из английского захолустья решили покорить так называемую «Золотую милю» — посетить за вечер 12 пабов, выпивая в каждом по пинте. До конца школьники так и не дошли, «сломавшись» на полпути.

За 20 лет, которые прошли с той ночи, почти все из этой компании обзавелись семьями и серьезными работами – все, кроме «главаря» банды Гэри Кинга (Пегг). Ему-то и приходит в голову повторить подвиг и обойти все бары. Нехотя согласившиеся одноклассники Гэри, а ныне серьезные мужчины под его руководством возвращаются в родной городок и начинают алкомарафон, который оборачивается самым что ни на есть настоящим концом света.

По заданной традиции, очередная картина Райта – пародия на реальный и вполне серьезный жанр, и в данном случае речь о научной фантастике. Эдгар Райт снимает «чисто английскую» вариацию на тему, с пивом и массовыми драками в пабах. Юмор «Армагеддеца» — не тот, над которым хохочешь в голос и до слез, хотя он, как и полагается британскому, одновременно тонкий и грубый, построенный на пародийных гэгах и ироничных цитатах.

Филигранно выписанный фильм, в котором все неслучайно – от вроде бы невзначай брошенных реплик, которые оборачиваются пророчествами, до названий питейных заведений и саундтрека из песен Blur, Pulp и Suede, - в какой-то момент превращается в самый что ни на есть экшн с погонями и батальными сценами. Соперники, словно собравшиеся в пабе футбольные фанаты, несогласные с исходом матча, бьют посуду и ломают друг о друга стулья. При этом атмосфера светлой грусти, пронизывающая неспешное начало картины, не покидает ее до самого конца.

10. «Убийцы старушек»

Год: 1955

Режиссер: Александр Маккендрик

В ролях: Алек Гиннесс, Сесил Паркер, Херберт Лом, Питер Селлерс

Банда замышляет ограбление инкассаторов и для этого снимает комнату в стратегически важно расположенном доме. Старушке-хозяйке грабители представляются струнным квартетом, и все идет по плану, пока одна оплошность не выводит героев на чистую воду. Чтобы пожилая леди не обратилась в полицию, члены банды принимают решение «убрать» ее. Но не тут-то было: «божий одуванчик» наносит ответный удар.

Классическую черную комедию, как показывает опыт, могут снять только в стране, у жителей которой юмор в крови. Доказательство тому – провалившийся ремейк, снятый в 2004 самими братьями Коэнами. В оригинальной картине блистают Алек Гиннесс и Питер Селлерс, а ситуации по комичности и абсурдности не уступают скетчам все тех же «Монти Пайтон».

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии