Альфред Хичкок и Альма Ревиль: мистер и миссис саспенс

50 лет за спиной великого Хича стояла маленькая женщина, без которой не было бы ни фильмов «короля саспенса», ни самого короля.
Альфред Хичкок и Альма Ревиль: мистер и миссис саспенс

Их союз можно назвать примером образцового партнерства гения и музы. Разрушить его не смогли ни блеск Голливуда, ни «ледяные блондинки», к которым мэтр питал особую слабость. 50 лет за спиной великого Хича стояла она, маленькая женщина, чьего имени не было даже в титрах, но без которой не было бы ни фильмов «короля саспенса», ни самого короля.

Служебный роман

Альфред и Альма родились в августе 1899 года, с разницей всего в один день, он – 13-го, она – 14-го. Они жили в разных районах и вращались в разных кругах, пока их не свела вместе любовь к кинематографу.

Альма начала работать на лондонской Twickenham Film Studios еще в 15 лет, туда ее привел отец. Поначалу она помогала перематывать пленку, а к 1922 году, когда впервые встретила своего будущего мужа, Альма Ревиль уже была перспективным молодым монтажером и редактором, что для женщины в то время было огромным достижением.

Альфред Хичкок, сын бакалейщика, воспитывавшийся в иезуитском колледже, шел к кинематографу не самым прямым путем. Он учился в Инженерно-навигатской школе, подрабатывал в телеграфной компании и параллельно посещал занятия по искусству и дизайну в Лондонском университете. На киностудии он начинал в должности электрика, затем стал отвечать за подготовку карточек с титрами.

Именно в тот момент они и встретились - «по работе». Альма была независимой, смелой, любила носить мужские костюмы еще в те времена. Хич был мальчишкой из пригорода, по субординации находившимся у нее в подчинении.

Альма сразу ему понравилась, но он долго не решался даже пригласить ее на свидание, пока не достиг соответствующего положения — почти два года спустя после их знакомства стал ассистентом режиссера и пригласил девушку… поработать вместе над его картиной.

Мистер и миссис Хичкок

В 1925 году Хичкок отправился в Германию на студию УФА в Бабельсберге, чтобы снять свой первый самостоятельный фильм «Сад удовольствий». Альма сопровождала его как ассистент, и на обратном пути из Германии Альфред сделал ей предложение на пароме, которым они плыли с континента.

Альма ответила «да», хотя это далось ей с трудом. Она очень тяжело переживала качку и Хич позже вспоминал: «Она стонала. Кивала головой. Ее тошнило. В общем, диалоги были слабоваты, но постановка удалась!»

2 декабря 1926 года они поженились в Бромптонской молельне в Южном Кенсингтоне и отправились в свадебное путешествие в Санкт-Мориц, куда позже старались возвращаться каждый раз в годовщину своей свадьбы. В 1928-м году у них родилась дочь Патрисия.

После женитьбы Альма сделала выбор в пользу карьеры мужа и полностью подчинила ей свою жизнь. В их свидетельстве о браке значилось: Альфред Хичкок – кинорежиссер и Альма Хичкок – домохозяйка. Но так было лишь на бумаге, Альма продолжала оставаться непредсказуемой и независимой, этаким «серым кардиналом» его фильмов, за что Хич любил и иногда побаивался ее.

Любовные отношения этой пары всегда были за кадром. Хичкок однажды то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что в их браке нет секса, за исключением того раза, когда была зачата их дочь.

Те, кто наблюдал их брак со стороны, говорили, что выглядело все так, будто воробей командует слоном. Дочка Патриция вспоминала, что отец называл мать «мадам» или «герцогиня» — своеобразное выражение нежности к жене или матери на жаргоне кокни. Сам же Хичкок описывал свою супругу в одной из статей так: «она обладает уравновешенностью, живостью характера, никогда не хмурится и открывает рот только с благородной целью помочь».

Альма всегда безошибочно определяла шарлатанов и дилетантов, а Хичкок следовал ее советам без пререканий. Для сценаристов, работавших с мэтром, высшей похвалой всегда была одна фраза: «Альме понравилось то, что вы написали».

Жена присутствовала на съемках, озвучке и монтаже. Она всегда была первой, кто смотрел готовую картину. Для всех фильмов мужа она была «незаметным», но незаменимым соавтором.

В тени мэтра

В начале 1940-х Хичкок подписал контракт с Дэвидом Селзником, и они с Альмой и дочерью переехали в Голливуд, где режиссер приступил к съемкам «Ребекки». Фильм получил «Оскар», а Хичкок получил относительную свободу на студии.

Альма же наслаждалась жизнью в Голливуде, свободной от чопорности и британских условностей. Их дом был скромным по голливудским меркам, а круг своих знакомств они предпочитали ограничивать американцами, старательно игнорируя англичан с Беверли-Хиллз.

Размеренная жизнь среднестатистического обывателя нравилась Хичкоку, этот покой он компенсировал неуемной фантазией в своих картинах. Альма никогда не жаловалась на недостаток внимания к ее персоне или амбициям. Напротив, делом всей ее жизни была карьера мужа, а ее жизнерадостность помогала Хичу бороться с многочисленными страхами.

Хичкок с детства любил рассказы Эдгара По и «грошовые ужасы», страшные бульварные романы. При этом коллекцию собственных страхов он бережно хранил всю жизнь. Например, он безумно боялся полиции и несправедливых обвинений, которыми буквально пронизаны многие его фильмы. В детстве отец решил проучить его за некий проступок, попугав тюрьмой, и попросил знакомых в полицейском участке запереть мальчишку в камере на пару часов.

Страх перед красивыми женщинами тоже отразился в его фильмах. Знаменитые «хичкоковские блондинки» - визитная карточка его фильмов – не раз страдали от назойливого внимания мэтра. Миссис Хичкок стойко сносила это «безобидное увлечение».

Ингрид Бергман, Грейс Келли, Ким Новак, Эва Мари Сейнт, Джанет Ли и Типпи Хедрен – каждая из них в свое время «натерпелась» от режиссера, пытавшегося создать свой идеал. Он был действительно одержим каждой из них, что было абсолютно очевидно и Альме в том числе.

Так, во время съемок «Марни» с Типпи Хедрен он контролировал каждый шаг актрисы. «Он хотел знать все, — вспоминала она. — С кем я встречаюсь, что делаю и так далее. Это было очень тяжело. Он был одержим Типпи Херден, и считал, что создал Типпи Херден. Это было просто невыносимо. Миссис Хичкок несколько раз приходила ко мне и просила прощения».

После этого фильма актриса попыталась расторгнуть контракт, но не тут-то было. «Он сказал мне: «Я разрушу твою карьеру». И он сделал это. После «Птиц» и «Марни» я была очень востребована, и многие режиссеры и продюсеры хотели снять меня в своих фильмах. Он продолжал платить мне 600 долларов в неделю, и я нигде не снималась», - говорила она позже.

От этих периодов одержимости Хичкок спасался долгими каникулами с Альмой, когда они искали натуру для съемок.

В 1972 году они поехали на съемки «Безумия» в Лондон, где у Альмы случился сердечный приступ. Лишь четыре года спустя Хичкок вновь приступил к работе. Альма была еще больна, но ей стало лучше, она участвовала в читке сценария, это буквально окрыляло постаревшего режиссера. Последним фильмом Хичкока стала остросюжетная комедия «Семейный заговор».

Их с Альмой «семейный заговор» продолжался более 50 лет. Альфред Хичкок умер 29 апреля 1980 года, Альма пережила его на два года. Лишь несколько лет назад Альма «вышла из тени» великого мужа в фильме с лаконичным названием «Хичкок».

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии