«Амели» и другие самые французские фильмы

Лучшие фильмы о родине хорошего вина, вкусного сыра и гуманистических ценностей.
«Амели» и другие самые французские фильмы

Продолжаем нашу кругосветку по мировому кинематографу. Следующая остановка – родина хорошего вина, вкусного сыра и гуманистических ценностей. Смотрим лучшие фильмы о городах и людях – социальные драмы, абсурдистские комедии и даже один киноальманах.

1. «Амели»

Одинокая фантазерка Амели Пулен живет на Монмартре, работает в небольшом кафе и безуспешно пытается найти любовь всей своей жизни. Вместо этого девушка обнаруживает в собственной квартире чужую коробку, выслеживает ее владельца – и меняет свою жизнь.

Теперь она, как сказочная фея, вмешиватеся в жизни парижан, делая их немного счастливее. А один из них, в конце концов, сделает счастливой и ее саму.

Эта современная сказка – как ни странно, во многом основанная на реальных событиях, когда-то услышанных автором – стала (и остается) хитом не только французского, но и мирового проката. Франция, а точнее ее столица, здесь именно такая, о которой принято мечтать. В чем-то кукольный, нереальный, будто придуманный героиней город, красочный и романтичный.

И одновременно самый что ни на есть настоящий, так как все съемки проходили в окрестностях Монмартра с «участием» местных кафе, овощных лавок и прочих локальных достопримечательностей. Кажется, именно про такой говорят «увидеть Париж и умереть».

2. «Париж, я люблю тебя»

Киноальманах – признание двух десятков режиссеров (не только французских) в любви Парижу. Среди новелл, названных по районам города, есть и абсурдисткая комедия про американского туриста, который вычитал в путеводителе, что нельзя смотреть в глаза людям в метро, про мать, работающую няней, чтобы прокормить собственного ребенка, про супруга, так и не решившегося на развод из-за болезни жены, про мима, про слепого юношу и про Оскара Уайльда.

Местами смешная, места грустная, местами трогательная, эта картина – настоящий путеводитель по французской столице. Новеллы органично вписаны в парижские пейзажи, так что именно город становится главным героем. Из остальных плюсов – узнаваемый почерк каждого из режиссеров, что превращает этот альманах еще и в небольшую энциклопедию кино.

3. «Отчаянная домохозяйка»

Действие перенесено в конец 70-х годов, которые Озон наполняет ретро-нарядами и театрально обставленными интерьерами. По всем внешним признакам выходит комедия положений про бунт на фабрике по производству зонтиков, на самом же деле режиссер, который почти в каждом фильме экспериментирует с жанрами и смешивает их в невообразимые многослойные коктейли, не последнее место отводит реальному политическому и социальному контексту Франции того времени. Не забывая отдать всю власть женщине.

Героиня Катрин Денев – мадам Пюжоль, «трофейная жена» (по фр. potiche, откуда и оригинальное название фильма) директора градообразующего предприятия про производству зонтов. В ее ежедневные обязанности входят занятия бегом, уход за домом, сочинение стишков. Даже за детьми присматривать уже не нужно: надменная дочь и капризный сын уже выросли.

Мсье Пюжоль тем временем развел на фабрике диктатуру, что привело в один прекрасный день к забастовке, а позже к настоящему пролетарскому бунту, возглавляемому депутатом-коммунистом Бабеном в исполнении Жерара Депардье. Директор выбывает из борьбы ввиду инфаркта, тогда неожиданно для всех мадам Пюжоль берет на себя урегулирование конфликта. И выходит из него победительницей.

4. «Молодая кровь»

Главный герой – подросток Малони, старший сын матери-одиночки, неуправляемый хулиган с приступами агрессии, который большую часть сознательной жизни провёл в кабинете судьи по делам несовершеннолетних.

Она, несмотря на бесконечные истерики мальчика, его неспособность ужиться ни в одном интернате, ни с одним воспитателем, не оставляет попытки сделать из него человека. И стоит на своем: тюрьма – не выход, каждый достоин второго шанса и вместо того, чтобы ломать ребенка в камере, можно и нужно за него бороться.

«Молодая кровь» - социальный портрет современной Франции, ода не столько ювенальной юстиции, сколько неравнодушию общества, в котором все за одного, даже если один против всех, и толерантности в самом верном и чистом понимании этого слова. Всем тем ценностям, который лежали в основе французского государства и продолжают быть его опорой – и которым стоило бы поучиться.

5. «Два дня, одна ночь»

Героиня Марион Котийяр – работница фабрики Сандра. Из-за депрессии она проводит на больничном не один месяц. На работе, оказывается, прекрасно справляются и без нее. И начальник, увидев это, предлагает своим сотрудникам выбор – либо сохранить за Сандрой ее должность, либо получить премию в размере тысячи евро.

Все голосуют за премию, Сандра погружается еще глубже в свою депрессию, однако одной из её коллег все-таки удается убедить шефа провести еще одно, закрытое, голосование. У Сандры появляется два дня и одна ночь на то, чтобы убедить всех, кто голосовал против нее, изменить решение.

Фильм-бенефис Марион Котийяр, которая здесь предстает в образе, далеком от привычного. Уставшая женщина, без макияжа и блеска в глазах, забыв про гордость, ходит от двери к двери. В финале, как в любом истинно французском фильме, побеждает Человек – героиня, которая не готова пойти на подлость даже ради собственного блага.

6. «Похищение Мишеля Уэльбека»

В основе этого безумного фильма – реальный случай из жизни писателя Уэльбека. Во время пресс-тура в 2011 году он пропал, что послужило поводом для статей с предположениями о том, что лауреата Гонкуровской премии похитила Аль-Каида. Уэльбек через несколько дней вернулся, как ни в чем не бывало, так и не объяснив своего отсутствия.

В фильме писателя действительно похищают, правда, не террористы, а соотечественники – толстяк, культурист, борец заходят за Уэльбеком в лифт, после чего связывают его, кладут в ящик и увозят.

Абсурдистская комедия Никлу – одного из самых странных и завораживающих современных французских режиссеров – с Мишелем Уэльбеком в роли самого себя получилась не только портретом литератора, который ведет со своими похитителями разговоры о литературе, но и своеобразным признанием его таланта.

Ведь похищение французского писателя соотечественниками с целью выкупа – это ли не доказательство любви и почитания? Гораздо более весомое, чем любые литературные награды.

7. «Я – Шарли»

Документальная лента братьев Леконт вышла всего через несколько месяцев после теракта в редакции французского сатирического журнала «Шарли Эбдо» 7 января 2015 года и посвящена памяти расстрелянных журналистов.

Здесь есть и архивные интервью с карикатуристами, и разговоры с их коллегами, записанные уже после трагедии, и кадры с улиц Парижа с миллионами французов, которые в тот страшный момент, как говорит режиссер, впервые со времен фашистской оккупации вспомнили, что значит Республика и что значит быть французом.

Это не фильм-расследование, хотя с экрана и звучат разные версии причин случившегося и обвинения. Не обладает эта лента и особой художественной ценностью – сумбурная, нервная документалистика, хоть и собранная из бесценного материала.

Зато как фон вырисовывается картина современной Франции, ее новейшей истории, которая, как и любая другая, не знает сослагательного наклонения, ее смелых жителей, ценой собственной жизни отстаивавших свое – и общее – право на свободу. «Я – Шарли» - очень французское и одновременно очень универсальное кино о том, что «один в поле не воин».

8. «Бобро поржаловать»

Начальник почты по имени Филипп Абрамс мечтает, чтобы его перевели на Лазурный берег, и ради этого совершает серьезное служебное преступление. В наказание вместо средиземноморья Филиппа переводят на север. Это место в представлении южан, в том числе и главного героя, - ледяной ад, населенный невоспитанными деревенщинами, которые говорят на непонятном диалекте.

На деле оказывается, что все совсем не так: Филипп попадает в чудесный и гостеприимный городок. Своей жене, к которой он приезжает на выходных и которая по-прежнему уверена в чудовищности северных условий, Филипп охотно врет и придумывает ужасы про новую жизнь.

Уморительно смешная комедия, построенная на гэгах и игре слов (лучше смотреть в оригинале, но и русский дубляж весьма удачен), стала хитом французского проката. Из нее же можно почерпнуть бесценные знания о жизни отдаленных уголков Франции и их обитателей. Национальный колорит бьет через край.

9. «Дипан»

Фильм-победитель Каннского кинофестиваля 2015 года рассказывается историю Дипана, бывшего боевика «Тамильских тигров», в разгар Гражданской войны бежавшего из родной Шри-Ланки во Францию. Вместе с ним в Париж перебирается одинокая женщина, притворившая его женой, и чужая им обоим девочка-сирота, которую они теперь зовут дочерью.

Все трое усиленно учат французский и пытаются начать новую жизнь в пригороде. Но тут свои войны, и в какой-то момент Дипану, поклявшемуся больше не брать в руки оружие, приходится вновь пролить кровь – ради защиты ставших ему родными людей.

Успех картины объясняется ее актуальностью, хотя на деле этот выверенный, гладкий, с идиллическим финалом фильм выглядит почти сказкой – про любовь и райскую Францию, а вовсе не про бесконечную войну беженцев за свое право на дом и спокойную жизнь. Но, так или иначе, даже если Одиар не почувствовал время, а просто подстроился под него, «Дипан» является важной вехой в современном кино, примером ленты на острую, особенно для Франции, тему.

10. «Закон рынка»

Еще один фильм из конкурсной программы Канна-2015, удостоенный на фестивале награды экуменического (христианского) жюри и приза за лучшую мужскую роль. Его получил Венсан Линдон, сыгравший 50-летнего Тьерри.

Главный герой уволен с завода и больше года сидит без работы. У него есть сын-инвалид, ипотека и пособие, которого не хватает ровным счётом ни на что. По профессии устроиться не реально, так что Тьерри идет на службу в отдел безопасности супермаркета. Где, согласно политике руководства, каждый клиент и работник – потенциальный вор.

Наблюдая день за днем, как такие же, как он, маленькие люди крадут, чтобы выжить, Тьерри в итоге оказывается перед моральным выбором – сохранить работу или «поступить по-человечески».

Еще одна французская социальная драма про маленького человека, про граждан – заложников системы, про состояние общества. Во многом универсальная история – такие фильмы снимают в большом количестве по всему миру, где-то герои берутся за оружие, где-то идут на баррикады, где-то пьют горькую. Во Франции главным было и остается человеческое достоинство, потому этот Тьерри, может, и не ломает систему, но и сам не ломается под ее гнетом.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии