В чем проблема современного российского кинематографа?

«Не назвал бы среди проблем отечественного кинематографа желание заработать. Во-первых, эта одна из целей любого энтертеймента и жаловаться на это непродуктивно».
В чем проблема современного российского кинематографа?

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВ

кинообозреватель kino-teatr.tu

Сразу сделаю вынос, что не назвал бы среди проблем отечественного кинематографа желание заработать. Во-первых, эта одна из целей любого энтертеймента и жаловаться на это непродуктивно, во-вторых, одна из проблем российского кино, кажется, в том, что заработать он-таки строго не намерен. Об этом чуть ниже.

1)

Собственно, если мы говорим про кино для широкого проката (с авторским/фестивальным у нас все было более-менее нормально; ключевое слово - было), то одна из проблем - разрыв связи между зрителем и индустрией. Эту связь обычно называют голосованием рублем, то есть люди несут деньги тем лентам, которые им нравятся, студии могут вкладываться в новые проекты - и так далее. Сейчас все активнее посредником выступает государство в лице Фонда кино или Министерства Культуры, которое с одной стороны готовы объяснить зрителю, что ему нравится, с другой - поспособствовать правильным картинам, которые либо ни за что в жизни не отобьются, либо вообще до проката не доберутся. Таких много показали на двух больших фестивалях российского кино Кинотавр (Сочи) и Окно в Европу (Выборг), сколько из них доберется до проката и сколько они соберут - вопрос очень интересный.

2)

Есть еще кинотеатры, которым российское кино, если это не условный Экипаж, ставить в сетку не очень выгодно, поэтому цветовая дифференциация штанов только усиливается: новый фильм Серебренникова даже в Москве идет двумя экранами (речь про Измену; возможно, Ученика распишут лучше), у условного Батальона очень много сеансов. Сейчас с этой ситуацией решили бороться при помощи сдвига иностранных премьер (предположим, можно сдвинуть новые Звездные войны на день-другой, а то и на неделю, чтобы больше экранов досталось Защитникам, которые тоже выходят в декабре). Есть подозрения, что такой джокер индустрию, скорее, развратит, чем спасет.

3)

В этом запутанном уравнении есть и такая неизвестная, как зритель. Во-первых, авторы фильмов, кажется, довольно смутно представляют свою аудиторию (вы слышали про фильм Человек из будущего? а он вышел в июне, сразу после Кинотавра; потом, кстати, почти два месяца российские фильмы проката избегали). Во-вторых, хочется задать вопрос зрителю (некоему), зачем он платит за плохое кино, расстраивается - и снова платит.

4)

Есть еще системный кризис - о чем снимать. С современностью работать проблематично (там, как уже было сказано про сериальную индустрию, табу в виде запрета на некоторые человеческие привычки и особенности речи), рефлексировать прошлое проблематично (два произвольно образующихся лагеря понятны), работа с жанром тоже дается не всем. Сейчас в кино лезет очень много телевизионного продукта (в смысле проектов, имеющих большее отношение к телефильмам, чем к кино), добрых историй, детских сюжетов - вещей не вредных по своей сути, но довольно спорных в исполнении.

Последний пункт красноречив: в чем проблема современного российского кино? В неумении, нежелании и невозможности говорить на интересные темы не самыми привычными способами. Разумеется, есть исключения (всем сильным духом 18+ гражданам советую ознакомиться с фильмом Дачники, если у него будет прокат или какая-то иная судьба), разумеется, есть надежды, разумеется, не все они оправдаются. Судя по картинам дебютантов с тех же двух названных фестивалей, в учебных заведениях системный кризис тоже свирепствует.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии