Венеция-2016: самые интересные фильмы

В основном конкурсе 73-го смотра хватало трагических женских историй – про Холокост, пришельцев и плохие отношения с отцом.
Венеция-2016: самые интересные фильмы

Венецианский кинофестиваль завершился победой Лава Диаса и его фильма «Женщина, которая ушла» о несправедливо осуждённой на 30 лет героине. В основном конкурсе 73-го смотра хватало трагических женских историй – про Холокост, пришельцев, каннибализм и плохие отношения с отцом. Наш обозреватель увидела все и отобрала 10 самых интересных.

1. «Женщина, которая ушла»

Режиссёр: Лав Диас

В ролях: Чародея Сантос-Консио, Джон Ллойд Круз, Майкл Де Меса, Нони Буэнкамино

Итак, главный приз Венецианского кинофестиваля достался черно-белой четырехчасовой картине филиппинца Лава Диаса. Главная героиня 30 лет отсидела в тюрьме за преступление, которого не совершала, и, выйдя наконец на свободу, отправляется на поиски тех, кто её подставил.

Как всегда у режиссера, даже эта история о мести прочно вписана в социальный и исторический контекст родной страны. На фоне то и дело слышны новостные сводки и сообщения об участившихся случаях похищения людей на Филиппинах, а женщина помимо преступников ищет ещё и сына, который бесследно исчез много лет назад.

Фильм длительностью 4 часа для режиссера Диаса – почти короткометражка (предыдущий идёт 8 часов). В остальном же филиппинец верен себе: статичная камера, контрастное изображение, длинные планы – одним словом, поэтическое кино и большая литература. Да, в основе фильма – рассказ Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет».

2. «Рай»

Режиссёр: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкен, Петер Крут, Якоб Диль, Виктор Сухоруков

У Кончаловского в этот раз – «Серебряный лев» за режиссуру, как и в 2014 году за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». События нового фильма разворачиваются во время Второй мировой.

Главная героиня – русская женщина Ольга, дворянка, вступившая в ряды французского Сопротивления, прятавшая еврейских детей и попавшая в итоге в концлагерь. Спастись она пытается, сперва предложив себя французу-коллаборационисту, потом, уже в лагере, - немецкому офицеру, поклоннику Чехова, влюблённому в Ольгу ещё с мирного времени.

Всем троим в итоге придётся отвечать перед богом, а в рай точно попадёт только героиня Высоцкой.

3. «Дикая местность»

Режиссёр: Амат Эскаланте

В ролях: Рут Рамос, Хесус Меза, Эден Виллавиченсио

Фантастическая мексиканская фантасмагория про мать двоих детей Алехандру, муж которой изменяет ей с её же братом и которая, по «наводке» таинственной незнакомки Вероники, ходит в лес на свидания с пришельцем.

Он прилетел на метеорите, у него много щупалец, а у главной героини (да и у всех остальных) много проблем, связанных с тотальной сексуальной неудовлетворенностью – вот они и помогают друг другу.

Ничем хорошим дело не кончится. Фильм и вовсе как был ни о чем, так и заканчивается ничем. Но любителям натурализма, вычурного видеоряда, выставленных на показ девиаций и прочей «красоты» придется по вкусу.

4. «Ночные звери»

Режиссёр: Том Форд

В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон

Героиням Эми Адамс на этом Венецианском кинофестивале пришлось нелегко. В новом фильме модельера Тома Форда, получившего в итоге Приз жюри, актриса сыграла модную галеристку с богатым воображением.

Однажды она получает посылку от бывшего мужа, внутри – рукопись его нового романа, посвящённого ей. Читая, воображает дикую историю про парня Тони, у которого на глазах бандиты-деревенщины похитили жену и дочь. И винит себя за их с мужем небезоблачную совместную жизнь, которая в её глазах выглядит и вовсе чем-то чудовищным.

В отличие от своей героини, актриса Адамс не боится ничего – в том числе и крупных планов, которыми её, для пущего эффекта, снимает Форд.

5. «Прибытие»

Режиссёр: Дени Вильнёв

В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер

Не боится Эми Адамс, точнее её героиня, и пришельцев, с которыми приходится столкнуться в фильме Вильнёва. Луиза, лингвист с докторской степенью, должна выучить инопланетный язык и установить контакт с командой высадившегося на территории США космического корабля.

Пришельцы мыслят, как и мы, линейно, в разговорной речи, - и нелинейно, в письменной, выпуская в воздух похожие на кляксы знаки-круги. По мере изучения Луиза меняет собственное сознание и начинает видеть будущее. В котором её ждёт трагедия.

Эта научно-фантастическая, красивая и дорогая, с проработанным визуальным рядом и спецэффектами картина держится не только на легенде о контакте с внеземным разумом, но и на одиночной игре Эми Адамс. Которой эта роль, вполне возможно, принесёт если не статуэтку, то номинацию на «Оскар».

6. «Франц»

Режиссёр: Франсуа Озон

В ролях: Паула Бир, Пьер Нинэ, Эрнст Штёцнер, Мария Грубер, Йохан фон Бюлов

Лучшая молодая актриса Венеции (Приз имени Марчелло Мастроянни) Паула Бир играет у Озона немку Анну, потерявшую во время Первой мировой войны жениха Франца.

Однажды на его могиле она замечает незнакомого юношу с цветами. Позднее он рассказывает ей, что его зовут Адриан, он француз и они с Францем были очень дружны до войны. В его воспоминаниях находят утешение и родители Франца, и Анна, все вместе они защищают Адриана от нападок местных жителей, для которых французы все ещё враги.

Анна в какой-то момент и вовсе начинает испытывать к юноше симпатию, не подозревая о том, какую страшную тайну он скрывает.

21-летней Пауле Бир, несмотря на юный возраст, удаётся сыграть необходимое для фильма сочетание молодости и опыта, невольно приобретённого во время войны. Холодную немку, которая постепенно даёт себе право на любовь – к человеку, к искусству, к жизни.

7. «Преисподняя»

Режиссёр: Мартин Кулховен

В ролях: Дакота Фаннинг, Гай Пирс, Кит Харингтон, Пол Андерсон

История мучений девушки Джоанны с детства и до зрелого возраста (хотя в фильме всё показано в обратном порядке) и её бесконечные попытки убежать от одержимого извращенными религиозными взглядами и похотью отца-маньяка. Её и бьют, и связывают, и продают в бордель, и, в конце концов, вынуждают отрезать самой себе язык.

На протяжении всего фильма, который длится три часа и снят красивыми постановочными кадрами, режиссёр твердит с экрана, что женская доля – тяжела, а религия – зло.

И, несмотря на нелинейный ход повествования, Кулховен крайне прямолинеен. Увы, фильм в жанре «расскажи и покажи», несмотря на натурализм, смелое социально-философское высказывание и самоотверженную игру Дакоты Фаннинг, так и не произвёл впечатления на венецианское жюри.

8. «Жизнь»

Режиссёр: Стефан Бризе

В ролях: Жюдит Шемла, Жан-Пьер Дарруссен, Иоланда Моро, Сванн Арло

Экранизация одноимённого романа Мопассана про «женщину трудной судьбы». Сперва героиню Жанну, аристократку с титулом, имением и наследством, насильно выдали замуж, потом муж начал изменять ей направо и налево – и умер от руки одного из ревнивых мужей, успев, впрочем, подарить Жанне сына.

Тот вырос избалованным и эгоистичным юношей, умеющим разве что тратить фамильное состояние. Деньги в какой-то момент закачиваются, сын бежит от кредиторов в Лондон, оставляя мать с её престарелым отцом и единственной подругой, бывшей служанкой.

Жанна, некогда красивая, живая, весёлая, превращается в сгорбленную «почти старуху» с потухшим взглядом и паранойей. В финале её все-таки ждёт награда в виде маленького внука, не нужного безалаберным родителям, но способного, кажется, вернуть смысл жизни своей одинокой бабушке.

Роман Мопассана Бризе пересказывает почти дословно, однако экспериментирует с формой: тут и квадратный кадр, и цветовые фильтры, и рваный монтаж, позволяющий мгновенно превратить экранизацию старинного костюмного романа в произведение современного искусства.

9. «Джеки»

Режиссёр: Пабло Ларраин

В ролях: Натали Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Макс Казелла

Натали Портман на конкурсе Венеции предстала в образе Жаклин Кеннеди. Действие биографической ленты чилийца Ларраина происходит спустя неделю после убийства президента – первая леди рассказывает журналисту в эксклюзивном интервью о последних минутах жизни Кеннеди и последовавших за этим событиях.

Актриса почти неузнаваема в этом образе, к тому же по ходу фильма она превращается из хозяйки Белого дома, с улыбкой на миллион показывающей телезрителям свои владения, в растерянную женщину в забрызганном кровью костюме, мать двоих детей, которой нужно похоронить мужа и главу страны. И ни в коем случае не потерять лицо.

Портман здесь говорит полушепотом, то натянуто улыбается на камеру, то плачет и кричит, а Ларраин снимает её то общими планами, повторяющими документальную хронику, то обезоруживающими крупными, превращая если не в положительного, то точно в трагического и по сей день неоднозначного персонажа.

10. «Плохая партия»

Режиссёр: Ана Лили Амирпур

В ролях: Сьюки Уотерхаус, Киану Ривз, Джейсон Мамоа, Джим Керри

Постапокалиптическая антиутопия британки Амирпур, получившая в Венеции спецприз, начинается на границе Техаса. За забором, к которому привозят главную героиню, нет ничего, кроме выжженной пустыни, населённой каннибалами, наркоманами, психами, маргиналами всех мастей, вроде заросшего Джима Керри или доморощенного диктатора Киану Ривза.

Кажется, своего рода тюрьма, хотя до конца так и не понятно, за какие грехи люди попадают в это место. Что до героини, то ей первым делом отпиливают ногу и руку, после чего она чудом сбегает от плохих парней и находит себе убежище у хороших – правда, хорошие они только на первый взгляд.

Скитания храброй девушки сняты почти безупречно – что может быть кинематографичнее пустыни? Но сама история проста и предсказуема, с хеппи-эндом и даже спасённым ребёнком. Заслуженный счастливый финал после стольких ужасов и скитаний.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии