Евгений Евстигнеев - кумир поколений

Кажется, что Евгений Евстигнеев проскочил молодость и сразу шагнул на экран взрослым дядечкой — полулысым, с хитрым прищуром бывалого.
Евгений Евстигнеев - кумир поколений

Кажется, что Евгений Евстигнеев проскочил молодость и сразу шагнул на экран взрослым дядечкой — полулысым, с хитрым прищуром бывалого. Никогда он не играл Ромео.

«Сам-то я немолодой уже, малопривлекательный» — так рассуждал директор автобазы Калачев в фильме «Зигзаг удачи». В отличие от своего героя, Евстигнеев комплексов по поводу внешности и возраста не испытывал. Женщины его обожали. Евгений Александрович трижды был женат, и последняя супруга актера была на шесть лет старше его дочери.

Он вообще попал в актеры случайно. Родился Евстигнеев в Нижнем Новгороде (где теперь ему установлен памятник), в семье рабочих, и сам после окончания семилетки пошел на завод. Работал слесарем, а по вечерам играл в джазовом ансамбле на ударных…

Однажды азартного ударника-самоучку увидел ректор Горьковского театрального училища и уговорил попробовать сдать экзамены на актерский факультет. Большой охоты разучивать басни слесарь Евстигнеев не имел, но все-таки попробовал — и поступил. По окончании училища был распределен во Владимирский областной театр имени Луначарского (кстати, наркома просвещения Евстигнееву доведется сыграть дважды — в спектакле «Большевики» на сцене театра «Современник» и в фильме «Штрихи к портрету В.И. Ленина» в 1967 году).

Но судьба опять подталкивала дальше: в 1954-м 28-летний Евстигнеев поступил в Школу-студию МХАТ, причем сразу на второй курс. И оказался в очень сильной студенческой компании: с Михаилом Козаковым, Олегом Басилашвили, Татьяной Дорониной и Виктором Сергачевым. Евстигнеева занесло в мхатовскую школу в тот счастливый момент, когда там складывалось ядро будущего театра «Современник».

В труппе Олега Ефремова «взрослый» актер Евстигнеев стал важной единицей. Отец принцессы Генриетты в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, Чернышев в «Декабристах», император Александр II в «Народовольцах», Сатин в спектакле «На дне», Дорн в «Чайке» — Евстигнеев был занят в этих и многих других спектаклях «Современника», вошедших в историю отечественного театра. Когда Олег Ефремов ушел во МХАТ, Евстигнеев последовал за ним. Играл в постановках Ефремова по чеховским драмам, в спектаклях по пьесам современных драматургов: Михаила Рощина, Александра Гельмана, Леонида Зорина.

«Из джаза Евстигнеев вынес чувство ритма и вкус к партнерству, — писала театровед, историк МХАТа Инна Соловьева. — Он ценил легкость, интенсивность репетиционного процесса — в сердцевинку образа он попадал мгновенно, импровизировал «в образе» свободно».

С начала 60-х Евстигнеев много снимался в кино. Широкая известность и признание критики пришли, конечно, после фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где актер сыграл начальника пионерского лагеря Дынина. Дурак и подхалим, товарищ Дынин командовал слабыми и лебезил перед сильными. Евстигнеев переиграл огромное количество вроде бы несимпатичных персонажей, порой даже криминальных типов, но нигде не повторился.

Подпольный миллионер Корейко в «Золотом теленке», ворчливый великовозрастный жених Калачев в «Зигзаге удачи», перебежчик Парамон Корзухин в экранизации булгаковского «Бега», расхититель Навроцкий в телефильме «Последнее лето детства», вор Ручечник в детективе «Место встречи изменить нельзя», курортный вор-карманник Папа в картине «Мы из джаза», довольно циничный экспериментатор профессор Преображенский («Собачье сердце»)…

«Потом писали, — размышляет Инна Соловьева, — что его роли дали срез народной почвы, стали коллекцией русских типов — это обеспечивалось не столько даже «простонародными» корнями артиста, его кровным знанием разнообразной социальной характерности, сколько органикой вживания, желанием и умением понять любого».

Диапазон характеров, созданных Евстигнеевым, поистине огромен. Есть тут и режиссер народного театра, тезка актера Евгений Александрович, который призывал актеров-любителей «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» («Берегись автомобиля»). И профессор Плейшнер («Семнадцать мгновений весны»), чья фамилия стала нарицательной. Маменькин сынок Николай в фильме «По семейным обстоятельствам», пожалуй, самый интеллигентный персонаж Евстигнеева.

В последние годы жизни Евгений Александрович доигрывал на сцене МХАТа спектакли, в которых был занят, а за новые роли не брался — боялся, что не выдержит больное сердце. В марте 1992 года он должен был лечь на операцию, но сердце актера не дотянуло до назначенной даты, остановилось накануне. Этого уникального актера нет с нами уже почти четверть века, а память о нем жива, и дня не проходит без того, чтобы он не появился на экранах телевизоров. Ведь фильмы и спектакли с его участием — классика отечественного кино и театра.

Источник: Культура.РФ

Комментарии
Комментарии