Войти в почту

5 худших и лучших ролей Бена Аффлека

Триумфатор «Оскара» и рекордсмен «Золотой малины», Бен Аффлек вот уже 20 лет делит аудиторию пополам: одни его уважают, другие, напротив, насмехаются. Time Out рассказывает, чем он заслужил и то, и другое.

Успех:

«Под кайфом и в смятении», 1993

В эпической панораме техасской подростковой жизни середины 1980-х, которую снял Ричард Линклейтер, немаловажную роль играет именно персонаж Аффлека — выпускник-задира Фред О'Бэннион, отчаянно наслаждающийся последними шансами для унижения восьмиклассников, с внушительной битой для лапты в руке.

В общей сложности 20-летний актер присутствует на экране не больше пяти минут — но среди них есть как минимум две классических сцены: избиение тинейджера под No More Mr. Nice Guy и финальная месть школьников уже самому О'Бэнниону, с феерической матерной тирадой последнего.

Провал:

«Умница Уилл Хантинг», 1997

Подождите возмущаться: конечно, без Аффлека, написавшего сценарий вместе с другом детства Мэттом Дэймоном, «Умницы Уилла Хантинга», этой сладкой и неотразимой сказки для взрослых неприкаянных мальчиков, попросту бы не было.

Но вот появляться на экране самому артисту все же не стоило: если Дэймон в роли самого Уилла демонстрирует редкую органику, то вот Аффлек в спортивках «три полоски», играющий его лучшего друга, даже не думает придавать образу бостонского гопника на нервах хоть одно дополнительное измерение.

Успех:

«Смерть Супермена», 2006

В середине 2000-х не было актера, который бы подвергался такому юмористическому харрасменту, как Аффлек: катастрофический роман с Дженнифер Лопес, «Джильи» и несколько неосмотрительных публичных заявлений, казалось, погубили его карьеру. Именно тогда, кстати, в недрах сценарных групп «Южного Парка» родился Бен Жоплек — человек с задницей вместо лица.

Ренессанс актера начался со «Смерти Супермена», голливудского нуара по реальным событиям, в котором Аффлек пронзительно сыграл Джорджа Ривза, актера, который первым сыграл Человека из стали, но со славой справиться не смог.

Провал:

«Перл-Харбор», 2001

Вообще, Аффлек вполне органично смотрится в блокбастерах — даже беззаветно безголовых, как доказал «Армагеддон» того же Майкла Бэя. Другое дело, что «Перл Харбор» при всей дорогостоящей баталистике подразумевал в своей сердцевине прежде всего мелодраму, любовный треугольник.

Мало того, что Бэй с передачей экранных чувств справляется, прямо скажем, неуклюже, Аффлек его работу не облегчил — проходив почти все свои сцены с лицом глубокомысленного истукана.

Успех:

«К чуду», 2012

Мало что так плохо идет Аффлеку, как экранная романтика. Что ж, тем грандиознее заслуга великого метафизика Терренса Малика, который в своей поэме о богооставленности человека на этой планете — даже человека влюбленного — ухитряется превратить и вечные каменные физиономии артиста в узнаваемый, почти трагичный ландшафт душевных ран.

Подлинный бог в кино Малика — всегда кинокамера, и те ракурсы, которые она принимает в «К чуду», облагораживают даже не вполне пригодного для любовной драмы Аффлека.

Провал:

«Джильи», 2003

Когда Аффлек хорош на экране, это почти всегда олимпийский, мировой уровень игры. Когда он плох... Что ж, скажем только, что провалы артиста тоже бьют рекорды, но уже по невыносимости.

Потопивший если не карьеру, то роман с Лопес «Джильи» предполагался оммажем классическому Голливуду (который тоже любил сводить в одном фильме пары реальных любовников) — и теперь служит прекрасным доказательством, что современные звезды вроде Аффлека не чета Кэри Гранту и Ричарду Бертону: ироничные перепалки и легкий фарс не идут артисту совсем.

Успех:

«Исчезнувшая», 2014

Никто так остроумно не обыгрывал публичный образ Аффлека, как Дэвид Финчер. В его «Исчезнувшей» тот факт, что за благообразным всеамериканским фасадом артиста заметно ощущается потайная девиантность, более-менее держит на себе весь сюжет. Конечно же, Бен не тот, кем кажется. Но понадобился Финчер, чтобы показать — скорее всего, этот секс-символ не является и тем, кем кажется самому себе.

Провал:

«Va-Банк», 2013

Казалось бы, безобиднейший проект — проходная приключенческая развлекуха с экзотическими видами и простыми идеями, в которой даже провалиться как следует тяжело.

Впрочем, Аффлеку с режиссером Брэдом Фурманом удалось и это — актер занят здесь в роли загадочного босса покерного сайта, который эффектно скрывается от налоговиков и законников в Пуэрто-Рику, а заодно отравляет жизнь своему подчиненному Джастину Тимберлейку.

Проблема в том, что Фурман пытается придать персонажу инфернальность — а у Аффлека вместо нее выходит скорее смехотворность.

Успех:

Бен Аффлек-режиссер

Лучшим решением Аффлека стала не та или иная роль — и даже не написанный на третьем десятке жизни сценарий «Умницы Уилла Хантинга» — а переход в режиссуру, предпринятый им во второй половине 2000-х и придавший его карьере совсем иной, более респектабельный ход.

Слабых работ у Аффлека-режиссера попросту нет: неонуар «Прощай, детка, прощай» ударно оплакивает злые улицы Бостона, «Город воров» те же декорации уже воспевает, «Операция Арго» ловко скрещивает детективное ретро и оду Голливуду, а новый «Закон ночи» (пускай американская пресса его и разругала) показывает, что вполне дается Бену и старомодный гангстерский жанр.

Провал:

«Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», 2016

Думается, студия Warner, нанимая Аффлека на роль Человека-летучей мыши, надеялась тем самым достичь золотой середины между лицедейством Майкла Китона и психологизмом Кристиана Бэйла.

Получился, впрочем, перформанс, достойный скорее Вэла Килмера с Джорджем Клуни — игра волевым подбородком невпопад, странные попытки придать Бэтмену конфликтного пафоса, бегающие в растерянности от происходящего глаза.

Остается надеяться, что все это Аффлек исправит, когда окажется в режиссерском кресле сам — о том, что актер снимет следующую серию похождений Темного рыцаря, студия уже объявила.