Знаменитые карлики киноэкрана

Восемь знаменитых карликов американского кинематографа и их самые примечательные появления на экране.
Знаменитые карлики киноэкрана

Не только гиганты и силачи нужны Голливуду: для «маленьких людей» в нем тоже всегда находилось место. Карлики делят экранное пространство с суперзвездами, номинируются на мировые кинопремии, раздают интервью и автографы, и хотя некоторые из них привлекли внимание широкого зрителя всего одной-двумя заметными ролями, эти роли крепко западают в память и держатся там даже десятилетия спустя.

Мы вспомнили восьмерых знаменитых карликов американского кинематографа и их самые примечательные появления на экране.

Уорвик Дэвис

Лепрекон (1993) / Leprechaun

Британец Уорвик Дэвис попал в кино случайно: когда ему было 11, он узнал о съемках «Звездных войн» недалеко от его дома, где как раз были нужны актеры-карлики, пришел на кастинг и получил роль инопланетянина-эвока Викетта.

Джорджу Лукасу активный и артистичный парень приглянулся: после «Возвращения джедая» он позвал его в еще два фильма, посвященных эвокам, а затем одарил и полноценной ролью в фэнтезийной ленте «Виллоу». Зрители наконец-то начали узнавать его на улице, но настоящий успех был еще впереди: в 1992-м Уорвик сыграл злого гнома в хоррор-комедии «Лепрекон», обеспечив себя работой на годы вперед

Сегодня Дэвис переиграл уже более полусотни ролей, в масках и без (усатый профессор Филиус Флитвик в «Гарри Потере и философском камне» и его сиквелах и параноидальный андроид Марвин в «Автостопом по галактике» – это тоже он), и даже основал собственное кастинговое агентство, помогающее «маленьким людям» найти работу в кино и на ТВ, но для большинства зрителей он остается все тем же инфернальным парнем с акульими зубами, который гоняется за своим золотом, между делом наказывая обывателей за их глупые пороки. И никакие ремейки культовой классики у него этого титула не отнимут.

Дэвид Раппапорт

Бандиты во времени (1981) / Time Bandits

В молодости лондонский телеактер Дэвид Раппапорт считал себя настолько серьезным артистом, что даже отверг предложение сыграть в «Звездных войнах» – ни за какие деньги он не собирался «исполнять роль робота или меховой куклы». Этим шансом в итоге воспользовался Уорвик Дэвис, а Раппапорт нашел свою собственную тропку в Голливуд, сыграв у Терри Гилльяма в «Бандитах во времени» вместе с Шоном Коннери, Шелли Дюваль и Джоном Клизом.

Предводитель банды гномов Рэндалл приглянулся аудитории, стал нарасхват в США, приглашался гостем в сериалы уровня «Стар Трека», даже был номинирован на премию «Эмми». Все 80-е годы Раппапорт был неплохо обеспечен работой, но его угнетало, что востребован он в основном на ТВ и его талант пропадает без хороших драматических ролей. Хитов уровня гилльямовской ленты в его карьере больше не случалось, что стало причиной затяжной депрессии.

Отчаявшись переломить ситуацию, Раппапорт попытался покончить с собой, но соседи позвонили в полицию, и та выволокла актера из гаража, где тот уже потерял сознание от выхлопов заведенного автомотора. И, казалось бы, дела спасенного Дэвида пошли в гору: после курса реабилитации на него посыпались предложения о работе, он планировал свадьбу, но… депрессия в итоге взяла верх: в мае 1990-го Раппапорт ушел из жизни, выстрелив себе в сердце.

По слухам, именно смерть 38-летнего актера стала главной причиной того, что Терри Гилльям отменил давно планировавшийся сиквел «Бандитов во времени». Дождись Дэвид возможности вернуться с триумфом, кто знает, какая его бы ждала судьба? Но увы – история не знает сослагательного наклонения.

Кенни Бейкер

Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977) / Star Wars

Вы знаете Кенни Бейкера? Не уверены? О нет, разумеется, вы ЗНАЕТЕ Кенни Бейкера. Несмотря на то что его настоящее лицо знакомо не такому уж большому количеству кинозрителей, Кенни в шоу-бизнесе уже более 60 лет. Начав клоуном в британском цирке, он со временем переключился на ледовые шоу, а оттуда перешел в ночные клубы, где выступал и пел в дуэте с другим карликом, Джеком Первисом.

На кастинг для «Звездных войн» они пришли вместе и оба получили работу: если Первис стал предводителем татуинского племени джав, то Бейкеру достались сразу две роли – эвока Паплу и робота R2-D2.

Последнего он сыграл во всех шести фильмах серии, сидя в тесном корпусе дроида и контролируя его движения и «голос» с помощью миниатюрной панели управления, что было совсем непросто, учитывая температуру некоторых пустынных локаций и тесноту «кожуха», в котором Кенни намертво застревал бессчетное количество раз.

Джордж Лукас отмечал, что Бейкер придал R2-D2 узнаваемый характер, так что по итогу он вполне заслуженно получил возможность оставить свои отпечатки ног в цементе возле знаменитого Китайского театра Граумана в Лос-Анджелесе.

Хотя для этого Кенни снова пришлось залезть внутрь дроида (компанию R2-D2 на официальной церемонии составили C-3PO и Дарт Вейдер) и действовать его ногами, все же нельзя недооценивать событие: актеру-карлику подобная честь была оказана впервые.

До недавнего времени, пока позволяло здоровье, Кенни был частым и желанным гостем на многих тематических сай-фай-конвентах, раздавая тысячи автографов. Сегодня он наслаждается отдыхом на пенсии, но те, кто все же хочет узнать, как он выглядит «без маски», могут полюбоваться игрой Бейкера в «Человеке-слоне» Дэвида Линча, «Лабиринте» Джима Хенсона и «Амадее» Милоша Формана.

Верн Тройер

Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил (1999) / Austin Powers: The Spy Who Shagged Me

Самый маленький из всех людей, появлявшихся на экране (рост – 81 см), Верн Тройер участвует в «желтых» телепередачах, раздает интервью и плодит скандалы гораздо чаще, чем получает хорошие роли. Дебютировал он как каскадер, сыграв «детского» дублера в комедии «Младенец на прогулке» (1994), после чего несколько лет перебивался аналогичными ролями, пока не получил работу в трэш-хорроре «Месть Пиноккио».

Это был не тот фильм, которым можно гордиться, да и следующих его ролей – официанта в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» и инопланетянина в «Людях в черном» – тоже никто не заметил. Но количество по итогу все же перешло в качество, когда злодею из «Остина Пауэрса» понадобился миниатюрный клон – на эту роль в сиквел под названием «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» режиссер Джей Роач решил пригласить Верна, впечатлившись его рекордно малыми габаритами.

Клон доктора Зло по имени Мини-Мы стал одной из главных «фишек» ленты и известным поп-культурным персонажем – пускай его роль не подразумевала диалоги, все же тандем Тройера с Майком Майерсом зрителям очень понравился, так что для закрепления успеха Верн появился еще и в триквеле (а через какое-то время продолжил сотрудничество с Майерсом в ленте «Секс-гуру»).

К сожалению, впоследствии режиссеры эксплуатировали талант Тройера достаточно однобоко: если не считать «Гарри Поттера и философского камня» и «Воображариума доктора Парнаса», роли ему доставались в основном комедийные.

Но актер и сам сделал немало для того, чтобы заработать репутацию клоуна: он настаивает на том, чтобы его называли не актером, а знаменитостью, принимает участие во всех самых идиотских ток-шоу, какие только есть на американском и британском ТВ, сорит сальными остротами, активно злоупотребляет спиртным и может запросто помочиться на ковер в присутствии включенных телекамер.

Даже утекшая в продажу пленка с записью постельных утех Верна с моделью Рене Шрайдер не больно-то ударила по имени артиста, поскольку публика и без того уже давно считала его «грязным карликом». Между тем в Голливуде Тройер слывет человеком ответственным и дисциплинированным, который в лепешку разобьется, но никого не подведет, а на его публичный образ там смотрят сквозь пальцы.

Кого поведение актера беспокоит, так это разнообразные ассоциации по защите прав «маленьких людей» – те уже не раз стыдили Верна за то, что он своими выходками позорит всех карликов планеты, вместе взятых. Но Тройер не придает претензиям особого значения, отвечая в духе: «Если у вас нет чувства юмора, кто вам виноват?» – и с этим, в общем, не поспоришь.

Эрве Вилешез

Человек с золотым пистолетом (1974) / The Man with the Golden Gun

Парижанин с филиппинскими корнями, Эрве Вилешез всю жизнь страдал от расстройства эндокринной системы, но это не помешало ему стать одним из самых известных карликов второй половины XX века (актер настаивал именно на термине «карлик», а не политкорректном «маленький человек»). В США из Франции он прибыл как художник и первое время зарабатывал своими рисунками и фотографиями.

Затем богемного карлика стали приглашать в мюзиклы и малобюджетные фильмы (самым заметным из которых был режиссерский дебют Оливера Стоуна «Конфискация»), а вскоре случилась и большая удача – роль наемного убийцы Ника Нака в фильме о Джеймсе Бонде «Человек с золотым пистолетом», где Эрве ассистировал главному злодею Франциско Скараманге. Уже в статусе звезды актера подписали на роль Тату в сериале «Остров фантазий», принесшую ему номинацию на «Золотой глобус».

Эрве купался в славе и сорил деньгами, но его взрывной характер и падкость до женщин постоянно приводили к конфликтам на съемочной площадке, а многолетние проблемы со здоровьем стали в итоге причиной хронического алкоголизма. В конце концов Вилешез перешел границу, потребовав себе такую же зарплату, как и у Рикардо Монтальблана, исполнявшего в сериале центральную роль.

Продюсеры ответили отказом и после шести лет сотрудничества уволили Эрве без выходного пособия. В жизни Вишелеза началась черная полоса, он постоянно пил и скандалил, в приличном обществе его больше не хотели видеть, и даже ассоциации карликов, традиционно либеральные по отношению к «маленьким людям», не желали иметь с алкоголиком ничего общего.

Последние десять лет жизни актера никуда не звали (не считая мелких появлений в фильмах типа «Слиянии двух лун»), он стремительно обеднел, распугав крутившихся вокруг красавиц, и под закат карьеры Вишелезу не оставалось ничего другого, как сниматься за гроши в рекламе пончиков, выкрикивая свои коронные фразы из «Острова фантазий».

В 1993 году внутренний надлом, усугубленный клинической депрессией и суицидальным складом характера, заставили Эрве свести счеты с жизнью, прострелив себе грудь из пистолета. Процесс самоубийства вместе с прощальным посланием его гражданской жене были записаны на пленку – даже перед лицом смерти Вилешез остался актером.

Зельда Рубинштейн

Полтергейст (1982) / Poltergeist

Актеры-карлики – в основном мужчины, но, как известно, нет правила без исключений. История Зельды Рубинштейн выбивается из общего ряда еще и тем, что ее кинокарьера началась уже в почтенном возрасте. Зельда, по профессии бактериолог, много лет жила в Европе и вернулась на родину, в США, когда ей было уже под 50.

Работу долго искать не пришлось: первое время ее богатые голосовые данные эксплуатировали производители мультсериала «Флинтстоуны», но после того, как Зельда пошла на актерские курсы, ее заметили Стивен Спилберг с Тоубом Хупером и дали роль медиума по имени Танджина Бэрронс в хорроре «Полтергейст».

Это был успех: Зельда выиграла премию «Сатурн», сыграла Танджину в двух сиквелах ленты, получила ряд «засветок» в знаковых фильмах (органистка в «16 свечах», Катарина Кунцлер в «Сказках юга» etc.) и сериалах («Байки из склепа», «Санта Барбара» etc.), а с 90-х годов плотно поселилась на ТВ, успевая между съемками с риском для карьеры пропагандировать безопасный секс в рекламных роликах для геев (опасность СПИДа в ту пору осознавало еще не так много людей).

Последней ее ролью стало появление в мокьюментари-хорроре «Под маской: Восхождение Лесли Вернона», где Зельда сыграла первую жертву титульного маньяка. Из жизни Рубинштейн ушла в 2010-м: последние годы актриса страдала хроническим заболеванием легких и почек. Ей было 76 лет.

Майкл Джей Андерсон

Твин Пикс (1990) / Twin Peaks

Родившись с патологиями скелета, Майкл Дж. Андерсон провел всю юность в кресле-каталке. Об актерстве он в то время и не помышлял: едва здоровье позволило Майклу ходить с палкой, он отправился в университет Колорадо учиться на микробиолога, а затем получил работу компьютерного специалиста в NASA. В 1984-м к нему обратился студент киношколы Норрис Джей Чамли, увидевший в Андерсоне подходящего героя для своей документалки, и как итог 30-минутная лента «Маленький Майк» была увенчана фестивальными наградами, а Андерсон впервые задумался о том, что из него мог бы выйти актер.

Распрощавшись с NASA, Майкл отправился у Нью-Йорк учиться актерскому мастерству и быстро нашел себе применение на ТВ, играя любые роли, подразумевавшие маленький рост. Образы ему доставались довольно ординарные, но Андерсон вполне был доволен уже хотя бы тем, что у него есть работа.

В конце 80-х на актера обратил внимание Дэвид Линч, придумав для него странный танец в культовом сериале «Твин Пикс».

Пообщавшись хорошенько с актером, постановщик обнаружил, что тот умеет проговаривать фразы задом наперед, и так восхитился этой способностью, что расширил роль карлика в костюме-тройке до нескольких эпизодов (произносимые задом наперед слова героя Андерсона затем пущены в обратном порядке, придав голосу карлика уникальное звучание), а в полнометражной ленте-приквеле «Твин Пикс: Сквозь огонь» отдал ему еще больше экранного времени.

Впоследствии Майкл удостоился у Линча полноценной роли в «Малхолланд Драйв» и уже не правах звезды появился в ряде теле- и кинопостановок типа «Секретных материалов» и «Карнавала». В его активе два десятка разнообразных ролей, но последнее десятилетие Андерсон почти не снимается, хлебнув культовой славы сполна (хотя на разнообразных киноконвентах он и сегодня желанный гость, осаждаемый поклонниками в поисках автографа). Впрочем, недавно режиссер «Твин Пикса» пообещал возродить знаменитое телешоу, так что кто знает – возможно, карьеру Майкла пока еще рано хоронить?

Питер Динклэйдж

Игра престолов (2011) / Game of Thrones

Динклэйджа можно назвать самым популярным карликом последнего времени. Начав с бродвейских постановок, он со временем получил предложение сыграть в нескольких артхаусных драмах, и одна из них, «Станционный смотритель», стала фестивальным хитом.

Вскоре после этого Питер набил лицо Уиллу Ферреллу в «Эльфе», где ему досталась роль автора детских книжек. Умение органично подать себя как в драме, так и в комедии обеспечило актеру приглашения в ряд телесериалов и кинофильмов вроде «Хроник Нарнии: Принца Каспиана» и «Смерти на похоронах» (актер сыграл как в британской ленте, так и в ее американском ремейке).

Но настоящее раскрытие талантов Динклэйджа случилось в сериале «Игра престолов», где его герою Тириону Ланнистеру пришлось участвовать и в серьезных, и в забавных, и даже в экшен-сценах. Питер стал первым карликом, номинированным сразу на несколько крупнейших кинонаград (роль Ланнистера принесла ему и «Эмми», и «Золотой глобус»), его лицо не сходит с журнальных обложек, а сегодняшний Голливуд рвет артиста на части, наперебой предлагая роли в высокобюджетных проектах вроде «Людей Икс: Дней минувшего будущего».

К слову, герой Динклэйджа Боливар Траск в исходном комиксе Marvel карликом не был – то есть эта роль, предназначавшаяся «полноразмерному» актеру, досталась Питеру не за его малый рост, а именно за талант.

За актерской судьбой Динклэйджа карлики всего мира следят сегодня с не меньшим интересом, чем остальные зрители наблюдают за судьбой Ланнистера, а его фильмографии завидуют даже те, у которых с ростом все в порядке. Так что не придется удивляться, если многие «маленькие люди», вдохновленные примером Питера, отправятся учиться на актеров и со временем карликов на киноэкране станет гораздо больше.

Есть надежда, что после Динклэйджа им будут доставаться не только «смешные» или «злодейские» роли – уж если Питер смог заработать «Золотой глобус», то и другим, очевидно, это под силу. Разумеется, при условии, что они будут играть в хорошем кино: за всякую ерунду, как известно, подобные награды не дают.

Комментарии
Комментарии