Балы в отечественных фильмах

Для кинематографистов бал — благодатный материал, позволяющий создать масштабное, динамичное экранное полотно.
Балы в отечественных фильмах

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Так по наблюдениям Александра Сергеевича Пушкина эволюционировал центральный танец традиционного бала — мазурка.

Вообще, балу в России было отмерено всего два века, и в течение этого времени стремительно менялось всё — музыка, пластика, набор и последовательность танцев. На первые ассамблеи к Петру Первому съезжались неповоротливые дамы в платьях с каркасными фижмами и такие же малоподвижные кавалеры в тяжеленных негнущихся камзолах. Естественно, что в танце они могли только медленно плавно прохаживаться и приседать в менуэте.

Спустя век дворянские дети, наученные иностранными учителями, уже танцевали не хуже французских придворных: легко кружились в вальсах и выделывали сложные коленца в мазурке. И конечно, мода начала XIX века сильно способствовала удобству танцующих: легкие «античные» платья дам, мужские лосины, чулки и фраки не шли ни в какое сравнение с громоздкими нарядами XVIII столетия.

Балы устраивали в основном зимой — после Рождества и вплоть до начала Великого поста. Бывали и летние балы — но они чаще носили импровизированный, домашний характер. Если мы возьмемся вспомнить все бальные эпизоды в произведениях классиков русской литературы, список будет длинным…

И для кинематографистов бал — благодатный материал, позволяющий создать масштабное, динамичное экранное полотно. В преддверии зимних праздников мы предлагаем вспомнить балы в отечественных фильмах, давно ставших классикой.

«Гусарская баллада»

Озорная Шурочка Азарова морочит голову своему жениху поручику Ржевскому. Ей не нравится то, как он о ней отзывался, еще не видя ее. Любящий дядя Шурочки дает бал в своем имении и радуется скорой свадьбе племянницы. А она тем временем наряжается в костюм гусарского корнета и выдает себя за своего же родственника.

Поручик Ржевский рад случаю выведать у корнета подробности про ненавистную невесту. Эта игра идет на фоне бала-маскарада, который прерывается сообщением о вторжении войск Наполеона в пределы Российской империи.

«Война и мир» (1965)

Первый бал Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука до сих пор поражает воображение — до того виртуозно выстроены драматургия, пластическое решение этого большого, многонаселенного эпизода фильма. Известно, что в какой-то момент съемок оператор Анатолий Петрицкий, не выпуская из рук камеры, встал на роликовые коньки — только так можно было беспрепятственно петлять между танцующими парами.

Бал снимали в знаменитом Первом павильоне «Мосфильма» — это огромное помещение позволило задействовать большую массовку и эффектно снять «вихри» танцующих с большой высоты. Но ничуть не менее прекрасны портреты дебютантки Наташи — тоненькой растерянной девушки, которая очень хочет танцевать.

«Анна Каренина»

Бал, на котором Вронский должен был танцевать с Кити, оборачивается для девушки драмой. Уже почти жених, он пригласил на танец замужнюю даму и, кажется, полностью сосредоточил на ней внимание. «Все покрылось туманом» — так передает ощущения Кити Толстой. И чуткие авторы фильма «размазывают» в этот момент изображение. Мы видим зал глазами Кити: только разноцветные пятна проносятся туда-сюда, четко видны лишь Анна с Вронским, и они отделены от происходящего коконом вспыхнувшего чувства.

«Дворянское гнездо»

В черно-белой ретроспекции воссоздан парижский бал, на котором блистает жена Лаврецкого Варвара Павловна. Суета, теснота и мельтешение людей только усиливают напряжение героя — ему не нравится такая широкая популярность супруги. Но есть в фильме и еще один бал — домашний, шуточный, летний.

В старом парке Калитиных составляются несколько пар танцоров (среди которых и согбенный старик Лемм в кафтане канареечного цвета), они исполняют старинный церемонный танец, медленно двигаясь за руки и кланяясь друг другу. Это одна из самых живописных сцен фильма.

«Отец Сергий»

Эпизод пышного бала, на котором император «благословляет» свою бывшую возлюбленную Мэри Короткову на брак с блестящим офицером князем Касатским, монтажно прорежен кадрами с удаляющимся женихом. Он бежит от света и вообще от мирской жизни.

Слишком силен удар открывшейся правды. А в бальном зале раздаются звуки мазурки — император и фрейлина его жены Мэри Короткова танцуют под умильными взглядами придворных.

Комментарии
Комментарии