«Черное зеркало»: все эпизоды от лучшего к худшему

Для тех, кто с шоу пока что не знаком, мы расположили эпизоды всех сезонов от лучшего к худшему, благо что друг с другом они не связаны и смотреть их можно в любом порядке.
«Черное зеркало»: все эпизоды от лучшего к худшему

Антология фантастических притч «Черное зеркало» на протяжении двух сезонов оставалась «вещью в себе» – очень любимой своими фанатами, но не особенно известной за пределами Англии.

Ситуация изменилась в этом году, когда шоу приютил под своим крылом вездесущий Netflix, выделивший на третий сезон существенную сумму и выписавший для работы по обе стороны камеры несколько знаменитостей из Голливуда.

Для тех, кто с шоу пока что не знаком, мы расположили эпизоды всех трех сезонов от лучшего к худшему, благо что друг с другом они не связаны и смотреть их можно в любом порядке.

1. Сан Джуниперо (сезон 3, эпизод 4)

1987 год, в ночном клубе городка Сан Джуниперо встречаются расфуфыренная тусовщица Келли и очкастая «серая мышка» Йорки. Девушек тянет друг к другу, но они вынуждены расстаться, чтобы встретиться снова лишь через неделю. В конце концов между ними завязывается роман, однако в Сан Джуниперо все не так, как кажется.

Возможно, самый нестандартный для «Черного зеркала» эпизод и одновременно лучший, «Сан Джуниперо» – это глубокая, многогранная притча о любви, верности, смерти, о войне и синергии между наукой и религией и о том, что в этом мире по-настоящему важно.

То, что поначалу кажется не более чем милой ностальгичной лав-стори для тех, кто остался душой в 80-х («Клуб “Завтрак”»! «Пропащие ребята»! Белинда Карлайл! Pacman!), к середине эпизода превращается в стильную гуманистическую фантастику в духе Рэя Брэдбери, а завершается одним из самых мощных и неоднозначных финальных аккордов в истории не только «Черного зеркала», но и фантастики вообще. Трактовать его вы можете по-разному, но будьте уверены – равнодушным он вас не оставит, заставив возвращаться к нему снова и снова.

И, кстати, «Сан Джуниперо» – один из редких эпизодов «Черного зеркала», которые не только выдерживают повторный просмотр, но и буквально напрашиваются на него, ведь со второго раза вы выловите целый ворох намеков, хитро спрятанных «пасхальных яиц» и просто любопытных «заметок на полях» (например, абсолютно все песни в саундтреке носят «говорящие» названия и идеально подходят к ситуациям, в которых звучат), выдающих в «Сан Джуниперо» прикосновение настоящего гения.

Оценка 9

2. Нырок (сезон 3, эпизод 1)

В утопичном мире будущего общество «подсело на лайки» – теперь все в социуме завязано на личном рейтинге, который зависит от того, как к вам относятся окружающие. У главной героини эпизода Лэйси (Брайс Даллас Ховард), в принципе, неплохой рейтинг 4,2, но для того, чтобы позволить себе дом мечты, ей нужно увеличить его как минимум на три десятых. Хороший шанс добиться этого – выступить с речью на свадьбе у подруги детства, где ожидается много «высокорейтинговых» гостей, чьи оценки очень весомы, но поездка на торжество идет не по плану…

Пожалуй, самый стильный эпизод в сериале, «Нырок» выстраивает не только очень красивую, но и весьма убедительную картину мира, который вполне может стать реальностью лет этак через пятнадцать-двадцать.

Это мир, в котором все всегда внимательны, учтивы и приветливы (потому что никому не хочется словить «единицу» от случайного прохожего), в котором под личностным ростом подразумевается нечто куда более прозаичное, нежели сейчас, и в котором одна ошибка может быстро отправить вас на самое дно. Где, конечно, не так престижно и «богемно», зато можно всласть ругаться матом.

Яркие сатирические нотки, увлекательный сценарий и блестящая актерская работа Брайс Даллас Ховард, которая сыграла здесь, возможно, свою лучшую роль, делают «Нырок» одним из самых запоминающихся эпизодов – и идеальным для того, чтобы начать знакомство с «Черным зеркалом».

Оценка 8

3. История тебя (сезон 1, эпизод 3)

Лиам (Тоби Кеббелл) переживает не лучшее время в своей карьере, а тут еще напасть в виде некоего Джонаса – старинного друга его жены Фионы, к которому та, кажется, питает какие-то чувства. Фиона уверяет, что это бред, но Лиам докопается до сути, в чем ему поможет технология будущего – встроенные в глаза практически каждого жителя планеты камеры позволяют вести исчерпывающий архив «воспоминаний», благодаря чему всегда можно вернуться в прошлое и внимательно, с зумом и прочими технологическими «плюшками», пересмотреть любой момент вашей (и чужой) жизни.

Как это часто бывает в «Черном зеркале», это история не столько о технологиях, сколько о человеческой природе. «История тебя» – эпизод, в центре которого изматывающая, сжигающая, уничтожающая все живое ревность.

То, что начинается как маленькая, вроде бы незначительная деталь, в течение пары дней превращается для Лиама в одержимость – и если в нашем мире он так и остался бы наедине со своими сомнениями, в технологически обеспеченной вселенной «Черного зеркала» он сможет изводить подозрениями себя и окружающих намного эффективнее. Харизматичный и тонкий Тоби Кеббелл – бесспорное украшение этого грустного и по-житейски мудрого эпизода.

Оценка 8

4. Сейчас вернусь (сезон 2, эпизод 1)

Марта (Хэйли Этвелл) только что потеряла мужа Эша (Донал Глисон) – тот погиб в автокатастрофе. Подруга подсказывает ей способ справиться с горем – в Сети есть сервис, который анализирует онлайн-активность людей и создает на ее основе бота, способного общаться на любые темы так, как это делал бы живой человек.

Если в предыдущих описанных эпизодах «Черного зеркала» виделись следы Шекли и Брэдбери, то «Сейчас вернусь» пропитан Айзеком Азимовым и его размышлениями о том, чем человек живой отличается от человека искусственного.

Через какое-то время Марта сможет не только общаться с погибшим мужем по телефону, но и получит его точную «органическую» копию – способную обучаться и лишенную недостатков Эша, – но способен ли «усовершенствованный» человек заменить настоящего? И можно ли его в этом винить? Это трогательная и пронзительная серия с блестящим актерским дуэтом и красивым финалом, напоминающим без пяти минут гениального «Бабадука».

Оценка 8

5. Игровой тест (сезон 3, эпизод 2)

Путешествующий по миру американец по имени Купер (Уайатт Расселл) останавливается в Лондоне, где оказывается совсем без денег. Чтобы заработать на обратный билет, он соглашается поучаствовать в тестировании новой системы дополненной реальности, которое проводит известная компания, специализирующаяся на видеоиграх в жанре хоррор.

«Игровой тест» в целом эпизод довольно бесхитростный – это прямолинейный фантастический хоррор, навевающий ассоциации с рассказами Роберта Шекли, но реализован он так здорово, что придраться тут решительно не к чему.

По сути, это такой «Вий» в декорациях дополненной реальности – главный герой должен провести ночь в жутковатом особняке, подключившись к системе, которая анализирует его разум и материализует вещи, которые пугают «хозяина» больше всего. Купер вроде бы готов ко всему, но система оказывается столь продвинутой, что вскоре она уже симулирует болевые ощущения и создает «вложенные» реальности, выбраться из которых без последствий будет очень непросто.

Исполнивший главную роль Уайатт Расселл (сын Курта Расселла и Голди Хоун, в некоторые моменты со своей бородой жутко похожий на отца в «Нечто») поистине блистает – судя по всему, на голливудском небосклоне вот-вот зажжется новая звезда.

Оценка 7

6. Национальный гимн (сезон 1, эпизод 1)

Премьер-министр Великобритании получает видеозапись от неизвестного, который сообщает, что держит в заложницах одну из принцесс и убьет ее, если премьер через несколько часов не совершит в эфире национального телевидения половой акт со свиньей.

Быть первым всегда ответственно, и первый эпизод «Черного зеркала» просто обязан был взять зрителей за горло – что и сделал жестким, провокационным сюжетом и обличающей моралью, не срывающейся в патетику. Как среагируют на подобные национальные стрессы общество, коллеги и близкие люди? Кому можно довериться? Нужно ли идти на поводу у социума, террористов, ближнего круга? Стоит ли публичное унижение жизни другого человека?

«Национальный гимн» не дает ответов на все вопросы, но ставит их максимально остро, старательно избегает черно-белой палитры и намекает, что ужас ситуации в том, что все это отнюдь не фантастика – нечто подобное может случиться хоть завтра.

Оценка 7

7. Белый медведь (сезон 2, эпизод 2)

Девушка приходит в себя в пустом доме с тотальной амнезией, вокруг нее рассыпаны таблетки, а по телевизору передают странный символ, от вида которого у несчастной раскалывается голова. На улице пустынно, но вокруг постепенно собираются люди, молча снимающие девушку на смартфоны, а затем к ним присоединяются другие – вооруженные и крайне опасные.

«Белый медведь», в принципе, рассказывает о том же, о чем и «Национальный гимн» – это жесткая остросоциальная притча, анализирующая поведение толпы, которая часто прикрывается понятиями морали и правосудия, чтобы выпустить наружу низменные инстинкты, – но при этом затрагивает несколько дополнительных тем. В частности, размышляя о том, кем мы становимся без наших воспоминаний – можем ли мы нести ответственность за то, чего не помним?

У эпизода очень мощный внутренний посыл и красивый финал с легко считываемой аллегорией на наше безответственное и бездумное поведение в социальных сетях, но вот реализация, к сожалению, блекловата – в неожиданном предфинальном твисте неуклюжая аляповатость двух первых третей серии будет убедительно объяснена, но смотреть эпизод от этого веселее не становится.

Оценка 7

8. Заткнись и танцуй (сезон 3, эпизод 3)

Лондонский подросток по имени Кенни (Алекс Лотер) «ловит» на свой ноутбук вирус, в результате которого неизвестные получают доступ к его веб-камере и снимают, как тот мастурбирует на порно. Теперь они угрожают разослать запись всем людям из его списка контактов, если Кенни не сделает то, что они хотят.

Историй о больных «играх», в ходе которых персонажи выполняют для неизвестных шантажистов неприятные и опасные задания, было снято немало, достаточно вспомнить хотя бы веб-сериал «Избранный». «Заткнись и танцуй», честно говоря, добавляет в сложившуюся формулу не так уж много (по касательной задевается интернет-троллинг и этика поведения в онлайне), но достаточно для того, чтобы по окончанию просмотра не пожалеть о потраченном времени и даже восхищенно цокнуть языком – надо же, поймали, этого я предугадать не сумел!

Кроме того, эпизод здорово сделан чисто с практической точки зрения: поставил его Джеймс Уоткинс, ранее снявший «Райское озеро» и «Женщину в черном», а Алекс Лотер в главной роли – настоящая находка.

Оценка 7

9. Белое Рождество (спецвыпуск)

В заметенной снегом избушке двое. Они там уже пять лет, но практически не разговаривают. На очередное Рождество один из них (Джон Хэмм) решает все-таки отметить надвигающийся праздник и рассказывает второму (Рэйф Сполл) пару историй из своего прошлого.

Рождественский спецвыпуск шоу, вышедший после завершения второго сезона, представляет собой не один сюжет, а сразу несколько. В первой истории нам покажут, как герой Хэмма пытался помочь нерешительному парню с помощью встроенной в его зрачок камеры соблазнить симпатичную девушку, во второй он же будет «укрощать» точную копию сознания богатой девушки, которая не желает соглашаться с должностью послушной рабыни, в третьей о себе расскажет уже его собеседник, после чего каждый из двух персонажей получит по заслугам. Или нет?

Как обычно, создатель сериала Чарльз Брукер размышляет о том, где заканчивается человек и начинается его творение, рисует мрачные перспективы, которые могут принести вроде бы удобные технологии, и добавляет к ним тему одиночества и изоляции от общества как наказания. Наказания, которое может быть бесконечно жестоким.

В эпизоде можно найти сразу несколько эффектных идей («блокировка» неугодного человека в реальной жизни отлично реализована, да и вышеупомянутое «укрощение строптивой копии» прочно врезается в память), но в единое целое они все-таки увязываются с трудом.

Оценка 6

10. 15 миллионов заслуг (сезон 1, эпизод 2)

В антиутопичном будущем общество превратилось в один большой улей, в котором девяносто пять процентов людей выступают в буквальном смысле рабочими пчелами – с утра до ночи вырабатывают энергию, накручивая педали на велосипедах.

За это им капают кредиты, которые они могут потратить на свои нужды – помимо еды и прочих базовых вещей можно подписаться на телеканал, пропустить назойливую рекламу или прикупить виртуальных шмоток для своего интернет-аватара.

Вырваться из этого замкнутого круга удается немногим, и единственный способ сделать это – заинтересовать чем-то необычным трех судей местного шоу талантов.

У «15 миллионов заслуг» заслуг пусть не 15 миллионов, но достаточно для того, чтобы назвать этот эпизод одним из самых продуманных и проработанных – мрачный мир будущего с его изматывающе бессмысленным «грайндом», тупыми телешоу, нагло нарушающей границы личного пространства порнографией и дурацкими аватарами прорисован крайне подробно и наглядно.

Но именно эта подробность делает мораль эпизода очевидной и даже навязчивой – к чему все идет, становится понятно довольно быстро, а монотонное развитие сюжета не добавляет увлекательности.

Оценка 6

11. Ненависть нации (сезон 3, эпизод 6)

Отряд криминалистов пытается распутать серию странных и жестоких смертей – жертв не объединяет ничего, кроме того, что незадолго до гибели все они успели побывать объектами ненависти в соцсетях.

Заключительный эпизод третьего сезона оказался самым амбициозным – это уже не 45-60-минутная среднеметражка, а самый настоящий фильм на полтора часа.

Но, к сожалению, куда ближе он не к классическому «Черному зеркалу», а к «Секретным материалам» – это довольно банальный детективный процедурал, который использует как сюжетный рычаг феномен стадной интернет-травли, но сказать по ее поводу что-то более осмысленное и глубокое, нежели «не травите, да не травимы будете», не может.

Кроме того, у эпизода нет внятного финала – и это при полуторачасовой продолжительности!

Оценка 6

12. Момент Валдо (сезон 2, эпизод 3)

Джейми (Дэниел Ригби) – неудачливый комик, нашедший себя в качестве актера озвучания на одном из телешоу. Его персонаж – мультяшный медведь по имени Валдо, который пошлит, сквернословит и хамит гостям. Очередной жертвой Валдо становится известный политик, и успех этого выпуска наталкивает продюсера шоу на мысль выдвинуть Валдо в качестве кандидата на ближайших выборах.

Суть этого эпизода, в принципе, исчерпывающе озвучена в одном из его диалогов, в котором распалившийся Джейми, недовольный тем, что делают с Валдо его хозяева, заявляет продюсеру в исполнении Джейсона Флеминга, что самое популярное видео на Youtube – это собака, пердящая мелодию из «Счастливых дней». Валдо – абсолютно пустое и бестолковое существо, которое в ответ на любой вопрос может лишь хамить, но люди от него без ума. Это бесит «нормальных» политиков, и это бесит самого Джейми, но цифры неумолимы. Кто-то удивлен? Привет Дональду Трампу!

Оценка 5

13. Люди против огня (сезон 3, эпизод 5)

В недалеком будущем мир разделился на людей и «паразитов» – уродливых мутантов, которые прячутся по подвалам, мешая жить остальным. Страйп (Малаки Кирби) – молодой солдат, для которого вся жизнь – это война с паразитами.

Но однажды с ним происходит нечто, что заставит его взглянуть на своих врагов под другим углом.

Самый «толстый» и банальный эпизод сериала, «Люди против огня» сдает свою главную интригу практически сразу – догадаться, к чему все идет, очень легко, и серия не делает ничего, чтобы как-то сбить своего зрителя со следа или хотя бы сделать его путешествие к финалу не таким унылым. Это затянутый, плоский, очевидный «манифест совести», возвращающий нас к старинному выбору имени Морфеуса и не добавляющий к нему практически ничего нового.

Оценка 5

Источник: film.ru

Комментарии
Комментарии