Премьера финального трейлера. Фильм «Викинг»

Раннее Средневековье. Время тяжелых мечей и темных законов крови. Правящий род в раздоре. Вина за случайную смерть брата легла на Великого Князя. Мстить ему должен младший брат — бастард.

Картина, автором сценария которой Константин Эрнст отчасти в шутку, отчасти всерьез назвал Нестора Летописца (о событиях того времени мы знаем из «Повести временных лет») — первый случай отечественного блокбастера, выходящего в двух возрастных версиях. Его создатели не могли не учитывать, что новогодние каникулы, на которые придется основное время проката, — это время, когда в кино ходят всей семьей, поэтому версия 18+ будет показываться на вечерних сеансах, а на дневных картина выйдет в варианте 12+, подходящем для семейного просмотра. Это не значит, что зрители 18+ увидят фильм полностью, а для аудитории 12+ подготовили картину с купюрами (хронометраж двух версий отличается всего на несколько минут). Каждая из версий — полноценный фильм, созданный с учетом особенностей восприятия разными аудиториями.

ВИКИНГ ПОГРУЖЕНИЕ

Это путешествие началось осенью 2008 года. Тогда мы еще не предполагали, что оно станет для нас самым трудным, но и самым увлекательным в жизни. Что оно изменит не только нас, но и наше представление о границах возможного в российском кино…

Все эти годы в создаваемом вручную, собираемом буквально по крупицам уникальном мире существовали более 3000 человек: режиссеры, артисты, художники, операторы, администраторы, каскадеры, финансисты, строители и представители многих-многих других профессий. Благодаря их блестящему таланту и упорному труду 29 декабря в этот мир мы с трепетом пригласим миллионы зрителей. Тем временем, предлагаем присоединиться к нам на финальном этапе пути и вместе с нами вспомнить, с чего и как все начиналось, и в каких удивительных местах нам довелось побывать. Вам нужно увидеть, чтобы поверить.

МИР СЛОВ

Идеей проекта, впоследствии превратившегося в фильм «Викинг», режиссер Андрей Кравчук поделился с продюсером Анатолием Максимовым на премьере их совместной картины «Адмиралъ».

Работа над сценарием длилась 7 лет, вплоть до начала съемок (хотя, правки, конечно, вносились и на съемочной площадке). К работе приступали разные писатели, драматурги и сценаристы. Наибольший вклад внесли Андрей Рубанов и Виктор Смирнов.

В основе сюжета — единственная историческая хроника того периода, которая сохранилась до наших дней, — «Повесть временных лет». Сценаристы не стали ее реконструировать буквально, но сохранили (порой в слегка измененном виде) все ключевые события, упоминаемые в летописи. Богатым источником информации также стали византийские хроники, «Алексиада» Анны Комнины и скандинавские саги (особенно детали быта и психология поведения людей X в.).

Константин Эрнст: «Многие из нас искренне считают, что имеют представление об истории своей страны. Но, как правило, все ограничивается XX в. и в лучшем случае XIX в. Что уж говорить о десятом. Советский, да и российский кинематограф как-то обошли эту тему. Сначала из идеологических противоречий, затем по причине кинобедности. Так или иначе, культуры производства фильмов об этом времени нет; на замечательных наших киностудиях «Мосфильме» и «Ленфильме» нет достаточного количества реквизита, у художников, декораторов и оружейников нет опыта работы с той эпохой. Так что пора, наверное, включить ее в киновариант русской истории».

Данила Козловский: «Мы сделали кино, которое в какой-то степени является беспрецедентным для нашей индустрии. Лет 5 назад у нас не были готовы к такого рода картине! Здесь всё и все — режиссер, актеры, рабочие — на принципиально ином уровне. И требовались колоссальная выдержка, терпение, даже в какой-то степени самопожертвование иногда. В каждом члене съемочной группы чувствовалась отдача, желание сделать что-то очень крутое, что-то новое, необычное и очень важное. Не было ни одного человека, который отбывал повинность. Боролись за каждый кадр».

МИР ОБРАЗОВ

Параллельно с созданием сценария шла работа над визуальным миром и атмосферой будущей картины. Художник Сергей Алибеков создавал тысячи подробнейших графических эскизов и картин: костюмы и украшения, оружие и упряжь, пейзажи и города, бытовые и военные зарисовки. Такие уникальные концепт-арты служили для группы неисчерпаемым источником вдохновения. Некоторые концепты вошли в фильм практически в первозданном виде.

О жизни на Руси Х века почти ничего не известно доподлинно, сохранилось ничтожно мало материальных свидетельств. Поэтому все 7 лет подготовки к съемкам велась тщательная исследовательская работа. Создавалась своя модель реконструкции того мира.

Андрей Кравчук: «Нам нужно было придумать и продумать целый мир. И он должен был стать настоящим. Чем больше мы узнавали, тем больше понимали, что этот мир очень близок нам. И теперь можем сказать с определенностью, что внутренне мы недалеко ушли от людей того времени».

Сотни отечественных и зарубежных научных трудов, новгородские, псковские, киевские музейные коллекции и архивы, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Национальных музеев Швеции, Норвегии, Дании и Исландии — это лишь малая часть того, что пришлось изучить создателям проекта. Так мир картины постепенно обретал реальные черты.

Неоценимую помощь оказали консультанты — доктор исторических наук Владимир Яковлевич Петрухин и доктор филологических наук Федор Борисович Успенский.

Владимир Петрухин: «Это художественный фильм, поэтому отступления от исторической действительности допустимы. Лично у меня они особых возражений не вызывают, глаз ничто не режет. А любители выискивать неточности всегда найдут, чем поживиться: они и Эйзенштейну не прощали вольностей».

МИР ГЕРОЕВ

Кастинг длился более 2-х лет. Режиссер искал артистов-личностей, способных органично войти в X в. Андрей Кравчук: «Даже очень хорошие артисты не всегда попадали в то время по мироощущению. Это связано с внутренней культурой, со степенью эмоциональной открытости, с психофизической организацией, которые при непопадании дают ощущение неправды. Также важно было, чтобы все артисты были из одного времени, их энергетика должна была соединиться в одно целое».

Светлана Ходченкова: «Года за два до проб я слышала о существовании этого проекта. О нем уже шла слава как о чем-то грандиозном и небывалом в российском кинематографе».

На главную роль режиссер первоначально искал очень молодого артиста, даже отсматривал выпускников театральных ВУЗов. Но идея была тупиковой. Андрей Кравчук: «Слишком незначительным оказался жизненный опыт этих ребят. В роли Владимира невозможен был просто мальчик, не личность».

Данила Козловский: «Мы с режиссером договорились, что не играем исторического князя Владимира. Мы не знаем, каким он был. «Повесть временных лет» не дает нам полного реального представления. В сценарии, на мой взгляд, очень сильном, интересном, эмоциональном, есть герой, центр истории. Мы играем его. Создаем своего Владимира».

Максим Суханов был утвержден вслед за Данилой Козловским. Их совместные пробы стали первыми успешными пробами на проекте. Начала съемок актерам пришлось ждать еще несколько лет.

Претендентки на две главные женские роли (несколько десятков кандидаток) обязательно проходили пробы еще и с Данилой: для режиссера было предельно важно, как они будут взаимодействовать и понимать друг друга. В итоге на роль Ирины, супруги Ярополка, была утверждена Светлана Ходченкова. А Рогнеду, дочь полоцкого князя, сыграла Александра Бортич.

Александра Бортич: «Рогнеда — абсолютная бунтарка. Она делает непозволительные, запретные вещи. Но она так чувствует, а для нее то, что она чувствует, важнее правил и канонов. И в этом мы с ней близки. Она пылает изнутри, горит. Она очень импульсивна. Поступает так, как говорят ей страсти, без раздумий».

Светлана Ходченкова: «Я играю гречанку, бывшую монахиню. Ирина отличается от других персонажей. Она религиозна, образованна, культурна. Но несмотря на это, несмотря на все различия ее влечет к Владимиру, и ей приходится смирять себя. Она борется с собой.
Люди того времени во многом были другими: походка, жесты, взгляд. Приходилось этому учиться. Порой я буквально била себя по рукам, чтобы современные, свойственные именно мне жесты не разрушали образ».

Игорь Петренко: «Варяжко — воин, правая рука Ярополка. Человек прямолинейный, простой, без второго плана. И бескомпромиссный. Для него нет полутонов и полумер. Либо черное, либо белое. Третьего не дано. И он всегда идет до конца, за что я его уважаю. Для него главный двигатель — Ирина. Он ее боготворит, готов весь мир бросить к ее ногам».

На роли викингов были утверждены швед Йоаким Наттерквист, норвежец Харальд Розенстрем и латыш Лочмелис Зиедонис. Канадец Джон ДеСантис сыграл Берсерка.

Все актеры учились историческому фехтованию и оттачивали навыки верховой езды. Светлана Ходченкова посещала греческие монастыри, где наблюдала за монахинями, а Александра Бортич брала уроки владения ножом.

Иностранные артисты, игравшие викингов, а также Максим Суханов и Данила Козловский учились у шведских коллег произносить фразы на древнескандинавском языке.

Комментарии
Комментарии