Как снимали фильм «Инферно»

На экраны выходит «Инферно» — фильм по роману Дэна Брауна, который заставит нас перечитать «Божественную комедию» Данте и по-новому взглянуть на картины Боттичелли.
Как снимали фильм «Инферно»

Мы все живем под колпаком — правительства, поп-культуры, религиозных общин. Чаще всего мы этого не замечаем, но, если копнуть глубже, открывается бездна тайн, заговоров и околонаучных теорий. На экраны выходит «Инферно» — фильм по роману Дэна Брауна, который заставит нас перечитать «Божественную комедию» Данте и по-новому взглянуть на картины Боттичелли.

Есть книги, о которых говорят все — несмотря на политическую обстановку и погоду за окном. Безусловно, таким феноменом является «Код да Винчи» Дэна Брауна — в России этим романом зачитывались и интеллектуалы, и обычные читатели, никогда не слышавшие о рейтингах The New York Times. Автор книги предположил, что Мария Магдалина была не просто подругой Иисуса — она продолжила его род. Если бы это был заштатный авантюрный роман, церковь и критики вряд ли обратили бы на него внимание.

Но Дэн Браун оперировал доказательствами — да еще какими! В качестве «улик» он использовал шедевры мировой культуры, известные каждому школьнику. Мир вздрогнул от столь наглой, но убедительной те­ории. А Браун продолжил.

В «Ангелах и демонах» он увязал великие произведения Бернини и адронный коллайдер, а часть сюжета переместил в святая святых — Ватикан. Прочитав роман Дэна Брауна, мы узнали, что интриги под сводами Сикстинской капеллы не уступают по размаху интригам при дворе Людовика XIV.

Не менее провокационны и книги Брау­на «Утраченный символ» и «Инферно». В «Символе», например, рассказывается о масонском заговоре и влиянии «вольных каменщиков» на современный Белый дом. Писатель снова и снова покушается на святая святых...

Тайные общества школьника Брауна

Сам Дэн Браун совершенно не похож на параноика и разоблачителя. Это жизнерадостный блондин 50 с небольшим лет, миллионер и гедонист, увлекающийся спортом и обожающий кино. Он стремится быть таким, как его главный герой, профессор Роберт Лэнгдон (во всех фильмах, от «Кода да Винчи» до «Инферно», его играет Том Хэнкс). Наверняка Браун придумал этого героя еще в детстве, когда другие мальчики создавали иных кумиров — супергероев вроде Бэтмена и Человека-паука.

Впрочем, Дэн Браун был не совсем обычным мальчиком: он вырос в семье интеллектуалов высшего круга. Отец был профессором математики и писал учебники, а мать, напротив, ничего не понимала в точных науках, зато была великолепным музыкантом. И да, все они посещали церковь.

Дэн получил отличное образование — окончил Академию Филлипса в Эксетере. Как любое закрытое учебное учреждение, данная школа напоминала тайное общество. Потом были Амхерстский колледж и год обучения в Испании, где Браун слушал курс истории культуры и где, в частности, приобщился к секрету «Тайной вечери» и теории о том, что Мария Магдалина была женой Иисуса. «Эта история стучалась в мою дверь — и я впустил ее», — вспоминал Браун много лет спустя.

Команда создателей фильма Инферно. Слева направо: актер Том Хэнкс, актриса Сидсе Бабетт Кнудсен, режиссер Рон Хауард, актер Омар Си, писатель Дэн Браун и актриса Фелисити Джонс

Несколько лет неудач

Когда в книжных магазинах появился первый роман Брауна, «Цифровая крепость», мало кто обратил на него внимание. А между тем эта книга затрагивала важные вопросы — те же, что позже заинтересовали Эдварда Сноудена и Джулиа­на Ассанжа. Где проходит грань между гражданской свободой и национальной безопасностью?

Спустя два года, в 2000-м, пришел черед «Ангелов и демонов». На этот раз источником вдохновения послужила поездка по Европе: во время экскурсии в Ватикане Брауну и его жене показали «иль пассетто» — тайный коридор, по которому Папа мог скрыться из своей резиденции в случае опасности. Тогда же писатель впервые услышал о тайном обществе иллюминатов — давних врагов церкви, профессиональных ученых, которые на протяжении столетий отстаивали правоту Галилея, Коперника и других мыслителей, объявленных еретиками. Слово «иллюминаты» так зачаровало Дэна Брауна, что он решил непременно написать о них роман.

Несмотря на распространенное мнение о том, что Дэн Браун шарлатан и пишет свои книги при полном отсутствии документальных источников, каждому его написанному роману предшествует серьезная подготовка. Когда автор взялся за «Ангелов…», рассказывающих о Ватикане и сложной процедуре смены папской власти, он искал в библиотеках редкие книги, исследования теологов-иезуитов, воспоминания и свидетельства десятков кардиналов прошлого.

Как это бывает в Голливуде

«Ангелы и демоны» тоже не имели особого успеха до выхода главной книги Брауна — «Код да Винчи». «Код…» был написан в 2003-м и в первую же неделю возглавил список бестселлеров по версии The New York Times. Он был переведен на 44 языка, общий тираж романа по всему свету превысил 80 млн экземпляров, а общая сумма гонораров составила фантастические $260 млн. Сам писатель был ошеломлен такой реакцией на свое произведение. Впрочем, что-то подобное он, наверное, все же предвидел: тема «Кода да Винчи» скандальная и смелая. Это уже не локальные тайны и мелкие заговоры спецслужб, а настоящая бомба, направленная в самый центр христианской веры.

Иисус занимался сексом с Марией Магдалиной? У него была дочь, которая положила начало европейским королевским династиям? Знаменитое и уважаемое религиозное общество «Опус Деи» считало своей целью преследовать потомков Иисуса? И да, об этом знали на протяжении веков многие — в том числе Леонардо да Винчи?

«Я ничего не придумал, — говорил Браун. — Эта тайна излагались на бесчисленных языках, не исключая язык живописи, музыки и литературы. Детали «секрета» фиксировались на протяжении столетий, я мог обращаться к тысячам источников. Просто эта теория впервые появилась в обличии популярного триллера». Кстати, писатель считает себя христианином — по его словам, каждый понимает веру в меру собственного интеллекта.

Вскоре режиссер Рон Хауард снял по «Коду да Винчи» настоящий блокбастер с Томом Хэнксом в главной роли — интересно, что на роль Роберта Лэнгдона пробовались также Билл Пакстон, Расселл Кроу, Джордж Клуни, Хью Джекмен, Пирс Броснан… В общем, все-все-все. Ажиотаж был и среди девушек: спутницу и возможную романтическую привязанность Лэнгдона (несмотря на разницу в возрасте) должна была играть непременно француженка. Эту роль примеряли на себя Софи Марсо, Виржини Ледуайен, Жюли Дельпи, и в конце концов выбор пал на Одри Тоту.

Когда Одри Тоту узнала, что ее партнером станет сам Том Хэнкс, она потребовала ущипнутtь ее, чтобы убедиться, что это ей не снится. Кадр из фильма «Код да Винчи». Фото: Global Look Press

Разумеется, снимать было сложно — церковь и набожные католики всячески препятствовали процессу. Запретили работать в парижской церкви Сен-Сюльпис, потом — в Вестминстерском аббатстве. В Лувре дали на съемки всего одну ночь, да и «Мону Лизу» в кадре использовали ненастоящую (искусственный свет мог повредить картине). В Индии, Китае, Иордании, Египте фильм был запрещен, в России перед премьерой православные устроили пикет и «молитвенное стояние».

Жизнь после «Кода…»

После того как картина побила рекорд в прокате, а по Парижу стали водить экскурсии «по местам съемок «Кода да Винчи», студия купила права на экранизацию остальных произведений Брауна. Тут как раз вспомнили про «Ангелов и демонов» — в роли молодого камерленго и будущего Папы снялся Юэн Макгрегор.

И все завертелось с новой силой. Ватикан наложил запрет на съемки во всех своих храмах, однако Рон Хауард нагло решил работать в самом сердце Католической церкви, в Риме, буквально в двух шагах от площади Святого Петра.

Съемочная группа использовала все меры конспирации: притворяясь обычными туристами, художники проникали с экскурсиями в Ватикан и запоминали мельчайшие детали интерьера и обстановки, чтобы потом воссоздать их в декорациях. Церковь потребовала бойкотировать выход фильма — но Хауард в ответ пригласил на картину консультантов-священников… И снова был успех.

Следующим фильмом по логике вещей должен был стать «Утраченный символ», написанный Дэном Брауном в 2009 году и посвященный тотальному масонскому заговору. Но это, наверное, было уже слишком для Америки. Поэтому следующая порция приключений Роберта Лэнгдона связана с сюжетом самого свежего романа писателя — «Инферно».

Главные герои «Инферно» в исполнении Тома Хэнкса и Фелисити Джонс (кадр из фильма). Фото: Пресс-служба WDSSPR Россия

Божественный ад

Действие «Инферно» развивается во Флоренции — именно там, в одной из больниц, приходит в себя несчастный профессор Гарварда Роберт Лэнгдон. Он не помнит, что было в последние дни, но чутье подсказывает, что это снова какая-то тайна, связанная с шедеврами мирового искусства и глобальным заговором.

Так и выходит: следы ведут его к картинам Сандро Боттичелли, древней рукописи «Божественной комедии» Данте и научным изобретениям, связанным, кажется, с генетикой… Как и в «Коде да Винчи», как и в «Ангелах и демонах», у Лэнгдона снова молодая спутница — но это ему только на пользу: исполняющий главную роль Том Хэнкс от серии к серии молодеет…

У Дэна Брауна иногда спрашивают, не боится ли он последствий: его книги содержат вопросы, которые, по мнению многих, не стоит задавать. Сам же писатель отвечает: «Я по природе скептик. Истории о пришельцах, о кругах на полях, о Бермудском треугольнике и другие «тайны», ставшие частью поп-культуры, мне не кажутся правдивыми. Но в моих книгах другое. Не я придумал теории о масонах, о Марии Магдалине и прочих. Поэтому чего мне бояться? Я искренне надеюсь, что мои романы и фильмы, снятые по ним, послужат для читателя и зрителя толчком к началу собственного изучения предмета».

Он по-прежнему встает на заре, чтобы написать несколько десятков новых страниц. И по-прежнему любит время от времени висеть вниз головой, как летучая мышь («Кровь начинает бежать быстрее, а с ней и идеи»). В мире еще столько тайн, секретов и загадочных теорий, которые ждут не дождутся, когда их любимый автор примется за работу.

Источник: tele.ru

Комментарии
Комментарии