Кино: «Китаянка» Жана-Люка Годара

Картина-предчувствие, картина-манифест, картина-протест... как только не называли «Китаянку» Жана-Люка Годара. Вольное прочтение романа Фёдора Достоевского «Бесы».
Кино: «Китаянка» Жана-Люка Годара

Фильм вышел в 1967 году накануне Студенческой революции, которая сотрясла Францию. Молодежь была зачарована идеями Мао Цзэдуна, зачитывались его знаменитым цитатником.

В 1968 году на стенах парижских домов были написаны граффити и расклеены плакаты вот с такими лозунгами: «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Революция невероятна, потому что она настоящая», «Культура — это жизнь наоборот».

Последний из них мог бы стать манифестом самого фильма Годара, который еще накануне студенческих протестов понял, чем они будут вдохновлены и какая судьба им уготована...

Сюжет довольно-таки прост: группа французских студентов изучает жизнь и учение Великого Кормчего Мао, используя его труды как призму, сквозь которую они и воспринимают реальность.

За основу был взят роман Фёдора Достоевского «Бесы». В Китае в разгаре была знаменитая Культурная революция, когда хунвейбины, совсем молодые красные активисты, на некоторое время стали главной силой в стране.

И их французские собратья также оказались заворожены левыми идеями Мао Цзэдуна, призрак коммунизма бродит в их головах словно мелкий бес.

Годар прекрасно понимал всю бессмысленность и пафос царивших в ту пору идей среди французской молодежи. И что протест ради протеста ровным счетом ни к чему не приводит.

Поэтому фильм выдержан в довольно резких красных тонах. Красный — это ведь не только цвет революции, но и цвет крови, которая пролилась в 1968 году.

В «Китаянке» чувствуется дух бурных шестидесятых, если вы хотите ощутить дыхание той все более далекой и все более яркой для нас эпохи, то картина Жана-Люка Годара вам в помощь.

Но прежде лучше перечитать «Бесов» Достоевского, писателя чьи книги будут актуальны всегда.

А цитатники Мао Цзэдуна лучше не читать вовсе...

Комментарии
Комментарии