Кинопутешествие. Греция: мифы и легенды

Кругосветка по мировому кинематографу! Новая остановка – непознанная Греция, кинематографисты которой рассказывают новые греческие легенды и осмысляют древнюю мифологию.
Кинопутешествие. Греция: мифы и легенды

1. «Комедианты»

Год: 1975

Режиссёр: Тео Ангелопулос

В ролях: Ева Котаманиду, Алики Георгули, Вангелис Казан, Стратосфер Пахис, Мария Вассилиу

Четырехчасовое эпическое полотно классика греческого (да и мирового) кинематографа. Впечатляющая по размаху, неторопливая, тягучая и оттого, наверное, недооценённая история бродячих артистов разворачивается на фоне истории страны, переживающей тяжелые времена с конца 30-х по начало 50-х годов.

Фашисты, коммунисты и семейные отношения: становление ячейки общества волнует режиссера не меньшей степени, чем становление государства, раздираемого изнутри и снаружи. И продолжает волновать его более молодых коллег, режиссеров нынешней «греческой волны», вплетающих древние легенды в современный контекст и творящих новую мифологию.

2. «Клык»

Год: 2009

Режиссёр: Йоргос Лантимос

В ролях: Кристос Стергиоглоу, Мишель Вэлли, Аггелики Папоулья, Христос Пассалис, Мари Тсони

Лантимос - главное имя в современном греческом кинематографе, который он уверено выводит на мировые экраны. Первым шагом стал «Клык», завоевавший главной приз каннской программы «Особый взгляд».

В центре повествования оказывается живущая в изоляции, за глухим забором, семья. Детей не выпускают на улицу, отчего их представления об окружающем мире носят весьма фантастический характер.

Однако за всей этой сказкой и идиллией скрываются мрачные неприглядные тайны и трагедия. Отец - из лучших побуждений - ставит над близкими эксперимент по созданию идеальной семьи, что, конечно, антиутопия. В итоге он превращается из любящего главы семейства в тирана, калечащего детей.

Фильм Лантимоса - конечно, масштабнее истории героев. На их примере, вслед за тем же Ангелопулосом, режиссёр рассуждает о губительной природе диктатуры - как подобной, камерной, так и глобальной.

3. «Альпы»

Год: 2011

Режиссёр: Йоргос Лантимос

В ролях: Ставрос Псиллакис, Арис Серветалис, Джонни Векрес, Ариана Лебед, Аггелики Папоулья, Эрифили Стефаниаду

За свою следующую работу Лантимос получил приз за сценарий на Венецианском кинофестивале. Как и в «Клыке» (и в последующем «Лобстере») режиссёр помещает своих персонажей в антиутопические предлагаемые обстоятельства.

Здесь они живут в вымышленном мире, где существует некое сообщество под названием «Альпы», цель которого - заменять людям их умерших родственников. Система работает как часы, пока одна из героинь не привязывается слишком сильно к семье, для которой изображает их умершую родственницу.

Сближаясь с чужими людьми и нарушая тем самым главное рабочее правило, она ставит под угрозу само хрупкое существование сообщества «Альпы». Традиционно у Лантимоса человеческий фактор играет роковую роль, разрушительную и созидательную одновременно.

4. «Аттенберг»

Год: 2010

Режиссёр: Афина Рахель Цангари

В ролях: Ариана Лебед, Йоргос Лантимос, Вангелис Мурикис, Эвангелия Ранду

Новый греческий кинематограф определяют небольшие бюджеты и фактическое отсутствие развитой киноиндустрии, которая по сути своей - кружок единомышленников, актёров, режиссёров и продюсеров, меняющихся ролями и поддерживающих проекты друг друга.

Режиссёр с мифологическим именем Афина Цангари - главная соратница Лантимоса. Она продюсировала его картины, он её, в «Аттенберге» к тому же сыграв одну из главных ролей.

История девушки Марины из богом забытого приморского городка так же как и в «Клыке», развивает тему вынужденной изоляции человека. Героиня живет с отцом, умирающим от рака, из друзей у нее лишь одна девушка по имени Белла, а из развлечений – просмотр документальных передач британского натуралиста Дэвида Аттенборо.

Марина оторвана от внешнего мира. Однако, природа берет свое: девушка пытает познать себя и окружающих, слушая рассказы опытной Беллы и копируя движения животных, за которыми наблюдает по телевизору. Случай применить знания на практике подворачивается, когда в город приезжает молодой инженер.

Неспешный ритм фильма, не изменяющийся даже в кульминационный момент, подчеркивают уживающиеся в Марине наивность и мудрость, когда она впервые целует мужчину или же готовится к неизбежной смерти отца.

5. «Госпожа жестокость»

Год: 2013

Режиссёр: Александрос Авранас

В ролях: Темис Пану, Рени Питтаки, Хлоя Болота, Константинос Афанасиадес, Гиоргос Геронтидакис-Семпетаделис

Ещё одна картина, исследующая семейные отношения в современной Греции и возводящая их на уровень древнегреческой трагедии, завоевала в Венеции сразу две награды - за лучшую режиссёрскую работу и Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Темис Пану).

Фильм начинается с того, что девочка Анжелика в день своего 11-летия выбрасывается из окна и разбивается насмерть.

Семья настаивает на том, что это был всего лишь несчастный случай, но полиция и социальные службы не оставляют попыток разобраться в причинах самоубийства и узнать, что за тайну унесла с собой Анжелики и почему ее родственники так отчаянно пытаются забыть о случившемся и жить дальше.

6. «Путь женщины»

Год: 2009

Режиссёр: Панос Коутрас

В ролях: Мина Орфаноу, Яннис Кокиасменос, Тосос Антониу, Акис Иоанну

Йоргос выходит на свободу после долгого тюремного заключения. Ему некуда идти – не возвращаться же в старый дом, где 15 лет назад в порыве гнева он до смерти избил молодого родственника. Единственное, чего хочет герой, это найти сына.

В первую же ночь в дешевой гостинице Йоргос знакомится со Стреллой, проституткой-транссексуалкой, и вскоре переезжает к ней. Герой развлекается в компании «подружек» Стреллы, но не оставляет надежды найти своего ребенка.

В основу своей картины режиссер Панос Х. Кутрас положил миф об Эдипе – в один из моментов герой даже оказывается на улице Софокла. Древнегреческая легенда об отце, сыне, преступлении и наказании хоть и представлена в картине под другим углом и с оговорками на современную действительность, однако не теряет ужасающего и рокового трагизма.

7. «История 52»

Год: 2008

Режиссёр: Алексис Алексиу

В ролях: Йоргос Какнакис, Серафита Грегориаду, Дафни Лаброянни, Орфеас Зафейропуло

Фильм начинается со знакомства главных героев – Ясона и Пенелопы. Они влюбляются друг друга буквально с первого взгляда и уже через несколько дней начинают жить вместе.

Но не зря режиссер дал действующим лицам имена мифологических персонажей, словно подсказывая, что их история, как настоящая древнегреческая трагедия, не может закончится счастливо. Их судьба уже предрешена свыше – чего стоит эпизод, в котором молодые люди пьют вино и замечают, что дата на бутылке опережает время на добрых три месяца.

Действие фильма представляет собой смесь реальности и мрачных сновидений. Ясон панически боится потерять Пенелопу, но одновременно чересчур болезненно воспринимает ее вторжение в его личное пространство. В конце концов герой находит единственный, пусть и неутешительный, способ разорвать порочный круг.

8. «Утраченная молодость»

Год: 2011

Режиссёр: Аргирис Пападимитропулос, Ян Фонель

В ролях: Харрис Марку, Иеронимос Калецанос, Артурос Кивилиов, Ясон Вастор, Силлас Цумеркас

События, показанные в картине, происходят в течение одного дня в разных частях Афин. Измотанный после ночного дежурства полицейский Василис возвращается на рассвете домой и мечтает выспаться, а мальчик-подросток Гарри, наоборот, просыпается с первыми лучами, встает на скейтборд, включает музыку в плеере и, полный энергии, отправляется в путешествие по улицам Афин.

В какой-то степени основой сюжета послужила реальная история, случившаяся во время беспорядков 2008 года в Греции. Тогда полицейский во время одной из уличных стычек с митингующими застрелил пятнадцатилетнего мальчика.

9. «Стелла»

Год: 1955

Режиссёр: Михалис Какояннис

В ролях: Мелина Меркури, Георгос Фундас, Алекос Александракис, Костас Какавас

История свободолюбивой певицы Стеллы, влюбившейся в футболиста Милтоса, но раз за разом отвергающей его предложение руки и сердца. Герой не оставляет попыток и, наконец, добивается согласия - под угрозой смерти. И исполняет обещанное, когда Стелла не является на венчание.

Эта музыкальная история, вольное переложение «Кармен» по сценарию Михалиса Какоянниса и Яковоса Кампанеллиса и на музыку оскаровского лауреата, композитора Маноса Хадзидакиса, ставшая в итоге классикой греческого кинематографа, задумывалась как театральная постановка - но так и не была сыграна на сцене.

Главную роль, впрочем, сыграла театральная актриса Мелина Меркури. В 1955 году картина участвовал в программе Каннского кинофестиваля, а в следующем «Стелла» завоевала «золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

10. «Никогда в воскресенье»

Год: 1960

Режиссёр: Жюль Дассен

В ролях: Мелина Меркури, Жюль Дассен, Георгос Фундас, Титос Вандис

Одновременно самый не греческий фильм, снятый американцем, и один из главных национальных шедевров, принёсший авторам 5 номинаций и одну статуэтку «Оскар», а исполнительнице главной роли Мелине Меркури приз Каннского кинофестиваля.

По иронии судьбы именно там, несколькими годами ранее, на премьере «Стеллы» актриса и встретила американского режиссёра Жюля Дассена, который стал её мужем и навсегда отдал сердце её родине, Греции. Из последующая совместна работа в кино стала вершиной карьеры для обоих.

Здесь Меркури играет гречанку-проститутку Илию, в которую влюбляется американский учёный строгих нравов по имени Гомер (сам Дассен). И, конечно, пытается перевоспитать. Раз за разом получая отпор.

В её весёлой, полной музыки, танцев, развлечений жизни - этакому манифесту истинной греческой свободы - нет места запретам и ограничениям, и есть только одно правило: Илия никогда не выходит на свою работу в воскресенье.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии