Кинопутешествие по Германии

История немецкого кино, как и история страны, знает свои взлеты и падения, потому острее, чем искусство любой другой страны, реагирует на социальный контекст.
Кинопутешествие по Германии

Рассказать в одном тексте про немецкое кино значит объять необъятное. Его история, как и история страны, знает свои взлеты и падения, потому острее, чем искусство любой другой страны, реагирует на социальный контекст - и становится его отражением, осмыслением, переживанием. Будь то рассказ о зарождении фашизма или его падении, о маленьких людях, вроде героя фильма Фассбиндера «Берлин, Александрплац», или великих, какой была и остаётся Пина Бауш, о войне и мире.

1. «Бункер»

Год: 2004

Режиссёр: Оливер Хиршбигель

В ролях: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфух, Ульрих Маттес, Юлиана Келер

Действие фильма разворачивается весной 1945 года. Советские войска уже подступают к Берлину, поражение Германии в войне и падение нацистского режима неизбежно. Представители верхушки Третьего Рейха скрываются в секретном гитлеровском бункере. Сам фюрер - здесь измученный, обезумевший старик в исполнении Бруно Ганца - продолжает отдавать приказы, которые некому исполнять, продолжает с жаром говорить о скорой победе, отказываясь верить, что все кончено.

Своего рода рассказчиком, чьими глазами зрители наблюдают за агонией и падением фашистского режима, становится молоденькая секретарша Гитлера, одна из немногих, кому удаётся-таки живой выйти из бункера, в финале усыпанного трупами ещё вчера могущественных и всесильных людей.

Бункер - замкнутое экранное пространство - усиливает параноидальную, клаустрофобическую атмосферу последних дней и часов жизни Гитлера. Напуганные и жалкие герои, в заточении ожидающие собственной смерти - режиссёр снимает их толпой, крупными планами, не оставляя ни кому ни единого шанса быть оправданным и избежать наказания. Кино немца Хиршбигеля, исполненное чувством стыда и вины, - попытка не только восстановить реальные события, но и осмысленно перевернуть одну из самых страшных страниц истории страны.

2. «Эксперимент»

Год: 2000

Режиссёр: Оливер Хиршбигель

В ролях: Мориц Бляйбтрой, Кристиан Беркель, Оливер Штоковски, Юстус фон Донаньи, Тимо Диркес

Первый громкий фильм Оливера Хиршбигеля - своего рода предтеча «Бункера», кино, определившее не только стиль режиссера, но основную тему его творчества. «Эксперимент» не относится напрямую к истории нацистской Германии, хотя не хуже «Бункера» раскрывает природу рождения фашизма и в не меньшей степени - а то и в большей, чем другие фильмы Хиршбигеля (в 2015 на экраны вышла его картина «Взорвать Гитлера») является своеобразным предостережением. Снятым в духе классической антиутопии - хотя сам сюжет и основам на реальных событиях.

Герои картины принимают участие в научном эксперименте, в ходе которого должны поделиться на две группы: одним предстоит стать заключёнными, другим сыграть роль охранников. Человеческая природа, впрочем, довольно быстро берет верх над соблюдением установленных правил.

«Охранники», почувствовав власть, превышают полномочия и переходят к насилию, «заключённые», что закономерно, поднимают бунт. В реальности Стэнфордский тюремный эксперимент, по мотивам истории которого и снят фильм, был проведён в 1971 году и завершён досрочно, так как вышел из-под контроля, поставив под угрозу жизни людей. Хиршбигель в своём фильм доводит дело до конца - весьма трагического, тем самым наглядно демонстрируя, как социум и навязанные молоди поведения влияют на самых обычных на первый взгляд людей.

В 2008 году на экраны вышел фильм «Эксперимент 2: Волна», негласный сиквел, снятый Деннисом Ганзелем по мотивам ещё одного научного исследования. На этот раз, чтобы объяснить детям губительную природу диктатуры, школьный учитель превращает свой класс в модель тоталитарного государства - и пожинает плоды.

3. «Белая лента»

Год: 2009

Режиссёр: Михаэль Ханеке

В ролях: Кристиан Фридель, Эрнст Якоби, Бургхарт Клаусснер, Леони Бенеш, Ульрих Тукур

Действие этого фильма Ханеке, который одни называют лучшим в карьере режиссера и в целом одним из лучших снятых в 2000-х (в Канне он завоевал «Золотую пальмовую ветвь»), другие - надуманным, бессюжетным, неоправданно жестоким, разворачивается в немецкой деревне в 1913 году, накануне начала Первой мировой войны.

Внезапно, жителей словно охватывает эпидемия небывалого насилия - жестокому обращению со стороны неизвестных подвергаются самые слабые и беззащитные. Главными подозреваемыми становятся дети местного пастора, воспитываемые в строгости и с самого юного возраста носящие белые повязки на рукавах, символизирующие особое положение, чистоту и невинность, отличающие их от остальных жителей и таким образом возвышающие их над остальными.

Смотрите также: Кинопутешествие. Испания - Кармен и её дурное воспитание>>

Финал этой более чем двухчасовой, черно-белой, неэмоциональной, даже монотонной, но вместе с тем безупречно снятой и сыгранной ленты Ханеке делает открытым, заканчивая фильм началом войны. Не называя имена преступников и оставляя зрителям право решать, чем на самом деле является «Белая лента» - всего лишь камерной мистической историей или экзистенциальной притчей о природе насилия, цикличности истории и первых намеках на будущее Германии и становление фашизма.

4. «Пина: Танец страсти в 3D»

Год: 2011

Режиссёр: Вим Вендерс

В ролях: Рехина Адвенто, Малу Айродо, Рут Амаранте, Хорхе Пуэрта, Райнер Бер, Андрей Березин

Документальную ленту о немецкой танцовщице Пине Бауш и её театре Вупперталь Венедерс задумал ещё в середине 80-х, но снял через 20 с лишним лет - уже после смерти главной героини, Бауш скончалась в 2009 году. Так картина стала своеобразным посвящением, прощанием - в первую очередь для танцовщиков её театра.

Фильм состоит из танцевальных номеров, архивных съемок, отрывков из спектаклей, интервью. В качестве декораций - городские пейзажи, лес, заводские помещения, комнаты. Артисты танцуют на улицах, на вершине горы, в стеклянном кубе и на спинке стула.

Вендерс пользуется приёмом самой Бауш - не даёт чётких указаний, а просит каждого рассказать о Пине через движения. Сохраняя тем самым на плёнке уходящую натуру, хореографию, которую ученики Пины переняли у неё, оставшись единственными её носителями. И в случае с этим фильмом стоило ждать 20 с лишним лет с момента задумки до момента реализации ещё и ради технологии 3D, здесь как нельзя более уместной, создающей необходимый эффект присутствия и глубину театрально действия на экране.

5. «Берлин, Александрплац»

Год: 1980

Режиссёр: Райнер Вернер Фассбиндер

В ролях: Гюнтер Лампрехт, Клаус Хольм, Ханна Шигулла, Франц Бухризер, Бригитта Мира

Экранизация одноимённого романа Альфреда Деблина идёт более 15 часов (потому часто демонстрируется в телевизионном формате, несколькими сериями) и представляет собой поистине эпическое социально-историческое кинополотно.

В центре сюжета - герой по имени Франц Биберкопф, некогда грузчик, отсидевший четыре года в берлинской тюрьме за убийство своей невесты. Неприкаянный, отчуждённый, лишний человек, ещё больше ощущающий свою несвободу, оказавшись, наконец, на свободе.

На дворе - конец 20-х годов, город заполнен безработными, бездомными и маргиналами всех мастей. Францу, твёрдо решившему встать на путь исправления и вести образ жизни добропорядочного гражданина, все труднее придерживаться такой линии поведения в окружении то мошенников, то политических активистов и пропагандистов, чувствующих слабость народа и пользующихся упадком Германии и тяжелейшим экономическим кризисом.

Так мелодраматический по сути сюжет неотделим от исторического и социального контекста. Конечно, для знакомства с творчеством одного из величайших и в то же время непризнанных и непонятных немецких режиссеров в его огромной фильмографии можно выбрать картину и покороче - но к чему эти компромиссы?

6. «Беги, Лола, беги»

Год: 1998

Режиссёр: Том Тыквер

В ролях: Франка Потенте, Мориц Бляйбтрой, Херберт Кнауп, Нина Петри, Армин Роде

Манни провернул незаконную сделку на 100 тысяч марок и теперь должен доставить деньги боссу – но забывает сумку в метро. И звонит своей девушке Лоле с просьбой раздобыть деньги и отвезти их по указанному адресу. Проблема в том, что на все про все есть только 20 минут. Так Лоле остается только бежать со всех ног.

Одна и та же история (весьма поучительная) развивается в фильме по трем сценария, два из которых заканчиваются трагически и только последний, в котором Лола, наконец, поступает по-человечески правильно, ведет к счастливому финалу.

Фильм, собравший несколько десятков кинематографических наград, интересен не только самим сюжетом и отчаянной рыжеволосой Лолой в кадре (которая ничем не уступает бессоновской Лилу), но и тем, что бегает девушка по Берлину - выходит этакая стремительная и поучительная экскурсия по улицам и закоулкам немецкой столицы.

7. «Головой о стену»

Год: 2003

Режиссёр: Фатих Акин

В ролях: Сибель Кекилли, Бироль Юнель, Гувен Кирак, Цара МакКензи

Джахит, средних лет турок, который давно живёт в Германии и отчаянно отвергает все, что напоминает ему о родине. Двадцатилетняя турчанка Сибель из Гамбурга, наоборот, растёт в традиционной семье - и очень опасается гнева родителей, которые не примут её современных взглядов на жизнь и будущее.

Герои встречаются в больнице, куда Джахит попадает после аварии (тяжело переживая смерть жены, он пьёт и принимает наркотики), и где Сибель оказывается со сломанным носом - брат ударил девушку, застав её держащейся за руки с юношей.

Она предлагает мужчине заключить фиктивный брак, который позволит ей встречаться с другими, не опасаясь родственников. Согласившись, Джахит не подозревает, чего ему будет стоить эта свадьба - из-за Сибель, в итоге полюбившей его, он попадает в тюрьму, они теряют друг друг. И вновь находят, уже в Турции, где он, наконец, готов прожить остаток жизни, а она ещё сильнее чувствует себя пленницей.

Немецкий режиссёр турецкого происхождения Фатих Акин почти в каждом своём фильме так или иначе поднимает тему турецких (и не только) иммигрантов в Германии в целом и в Гамбурге, куда переехали из Турции его родители, в частности.

Его камерные истории о людях, построенные вокруг глобального национального конфликта, являются одновременно и социальной летописью, и попыткой разобраться в истории своего народа и его места в этом мире. С позиции режиссера и человека, чужака, для которого Германия стала родной, но Турция не перестала быть родиной.

8. «Фицкарральдо»

Год: 1982

Режиссёр: Вернер Херцог

В ролях: Клаус Кински, Клаудиа Кардинале, Жозе Левгой, Мигель Анхель Фуэнтес, Пол Хиттшер, Петер Берлинг

Не немецкий, не про Германию и вместе с тем знаковый и для национального, и для мирового кинематографа фильм великого и ужасного Херцога - величина постоянная и непревзойдённая, которую невозможно обойти вниманием.

Картина принесла режиссеру приз Каннского кинофестиваля, окончательно утвердила все его стилистические приемы и стала вершиной совместной работы Херцога и Клауса Кински. На съемках – «Фицкарральдо» стал их четвертым совместным проектом – режиссеру удалось обуздать безумный нрав актера при помощи ружья (которое, к счастью, так и не выстрелило).

Действие картины, частично основанной на реальных событиях, происходит в начале XX века. Брайан Фицджеральд по прозвищу «Фицкарральдо» одержим идеей построить оперный театр посреди тропического перуанского леса, чтобы пригласить туда для выступления Карузо.

Для осуществления своей безумной мечты он арендует участок земли, снаряжает экспедицию и отправляется на корабле к выбранному месту. Однако, на полпути перед героями возникает, на первый взгляд, непреодолимое препятствие в виде опасных порогов. Чтобы избежать кораблекрушения, Фицкарральдо принимает решение перетащить многотонное судно по суше. Эта сцена была снята без использования каких-либо спецэффектов – съемочная группа действительно перетаскивала корабль через гору.

Все это создает ощущение достоверности, почти документальности происходящего. В картину вошел даже незапланированный эпизод, случившийся на площадке: во время подъема судна оборвались тросы, и корабль неконтролируемо покатился по склону.

«Фицкарральдо» и по сей день остается единственным истинным кинематографическим гимном человеческому безумию и смелости на пути к мечте - принципам, на которых держится, пожалуй, все творчество Херцога.

9. «Жестяной барабан»

Год: 1979

Режиссёр: Фолькер Шлендорф

В ролях: Давид Беннет, Марио Адорф, Ангела Винклер, Катарина Тальбах, Даниэль Ольбрыхский

Экранизация одноимённого романа нобелевского лауреата Гюнтера Грасса - сюрреалистическая история мальчика, отказавшегося расти. Детство Оскара, не расстающегося с игрушечным барабаном и способного голосом разбивать стекла, приходится на период становления фашистской Германии.

В три года, посмотрев на окружающий его и противный ему мир взрослых, мальчик принимает решение остаться ребёнком. И так переживает годы войны: смерть матери, еврейские погромы, расстрел жителей его родного города, наблюдает за отцом, примкнувшим к национал-социалистической партии, становится свидетелем расстрела любовника матери (который, возможно, был настоящим отцом Оскара), путешествует с цирком и, наконец, возвращается домой. Чтобы встретить там приход советской армии - и вновь начать расти.

Шлендорф, вслед за Грассом, использует аллегорический, символический киноязык, чтобы создать не просто историческую эпопею, а метафорический роман взросления, экзистенциальную притчу об ужасах режима и людях, неизлечимо травмированных этим режимом.

Выход картины ознаменовал возрождение немецкого кинематографа, наконец, оправившегося после войны и появление нового немецкого кино. «Жестяной барабан» символично завоевал «Золотую пальмовую ветвь» - первую за долгие годы, отданную немецкому фильму.

10. «Гудбай, Ленин»

Год: 2003

Режиссёр: Вольфганг Беккер

В ролях: Даниэль Брюль, Катрин Засс, Чулпан Хаматова, Мария Симон

Трогательная трагикомедия о заботливом сыне, матери-коммунистке и падении Берлинской стены.

Алекс вырос в ГДР, в семье профсоюзной работницы Кристины, свято верящей в идеалы социализма. Его отец, однажды отправившись в командировку, так и остаётся на Западе - по легенде, которую поддерживает мать, ему попросту не удалось вернуться.

Наступает 1989 год, на одной из демонстраций, предшествующих падению Стены, Алекс знакомится с русской медсестрой Ларой. Там же, оказавшись в толпе протестующих, он попадает в руки полиции. Увидевшая это Кристина впадёт в кому - и приходит в себе уже в новом государстве.

Однако, Алекс, боясь за здоровье матери, не говорит ей правды - и всячески, при помощи Лары и друзей, поддерживает в ней уверенность в том, что Германия осталась прежней. Снимает выдуманные выпуски новостей, разыскивает правильные продукты, одним словом, сохраняет ГДР в отдельно взятой квартире.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии