«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика

Как рассказ Артура Кларка «Часовой» стал основой для самого известного фильма Кубрика. Никто и не догадывался, какое влияние окажет «Космическая одиссея 2001 года» на кинематограф.
«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика

1964 год. Только-только вышел фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», а режиссер уже планирует снять новую картину, но на этот раз научно-фантастическую.

Кубрику был нужен качественный материал, и ему советуют обратиться к Артуру Кларку. Тот предлагает режиссеру шесть своих рассказов, опубликованных в разные годы. И выбор, в итоге, падает на новеллу «Часовой».

Ни Кларк, ни Кубик не догадывались, каким будет итоговый результат и какое влияние окажет «Космическая одиссея 2001 года» на кинематограф.

Два года они работали над текстом. Небольшой рассказ трансформировался в увесистый роман, а затем и в сценарий.

Сам Кларк признавался, что они хотели «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет... и даже, если это уместно, ужас». И, судя по всему, им это удалось.

Об этой картине написаны тысячи статей, она стабильно входит в число лучших фильмов в истории кинематографа. Но при этом «Космическая одиссея 2001 года» остается одной из главных загадок в искусстве XX века.

Никто так и не смог дать внятный ответ на простой вопрос: «О чем эта лента?». Действительно, о чем она?

Можно пересказать сюжет. Можно расщепить ленту на составляющие: мол, здесь отсылка к тому-то, здесь к этому. Раскадровка, музыка, актеры, философия...

И мы все так же будем предельно далеки от истинного понимания «Космической одиссеи». Данный фильм — это загадка, помещенная в загадку внутри загадки. Так мог снять только гениальный Кубрик.

Когда в 1984 году вышло продолжение картины («Космическая одиссея 2010»), она не нашла такого количества поклонников как среди кинокритиков, так и среди простых зрителей.

Это была просто добротно сделанная научно-фантастическая лента. И все.

А шедевр Кубрика — это, как уже писалось выше, загадка, загадка, которая ставит вопросы и не дает однозначных ответов. Может, их поиск и есть ключ к пониманию фильма?..

Комментарии
Комментарии