Наши женщины из нашего кино

Вспоминаем героинь российских фильмов последнего десятилетия.
Наши женщины из нашего кино

Во вторник, 13-го декабря, в Москве состоится премьера дебютного фильма Юлии Белой, молодежной мелодрамы «Городские птички». Основу сценария составляют несколько сюжетных линий, но в какой-то момент три разных истории становятся одной: о поиске любви, об искренности чувств.

Отчасти, это происходит потому, что «Городские птички» – женский фильм. И дело здесь вовсе не в актерском составе или узкой проблематике, а в некоторой своеобразной энергетике. Накануне выхода фильма в широкий прокат, мы решили вспомнить российские картины последних десяти лет, в которых женские роли имеют особое значение, и поговорить об их героинях.

«Городские птички», 2016

Первым успехом в кинематографических кругах «Городские птички» обзавелись на фестивале дебютов «Движение», где взяли сразу три награды. Кроме «зрительских симпатий» и «лучшей режиссуры», которыми были отмечены фильм и Юлия Белая, приз «за лучший женский ансамбль» поделили между собой Евгения Громова, Анна Воркуева и Евгения Афонская.

Одна из них – резкая и расслабляется с помощью огнестрельного оружия, другая – хитрая и осторожная, третья – стеснительная, но способная влюбиться в первого встречного. Между тем, совершенно разные героини в чем-то похожи – каждая из них пытается разобраться в себе, найти любовь и понять, что именно делает ее счастливой.

«Инсайт», 2015

Режиссер Александр Котт додумал и художественно преобразил историю одного своего знакомого. Только знакомый был известным продюсером, живущим в Лос-Анджелесе, а главный герой Инсайта – обыкновенный рабочий Павел Зуев, который внезапно теряет зрение. От ощущения беспросветного мрака героя избавляет медсестра с говорящим именем Надежда.

Надежда помогает Зинину открыть для себя новый мир, хоть этот мир и фиктивен: здесь и свадьба в гастрономе, и воображаемая экскурсия по Москве. Актриса Агриппина Стеклова в «Инсайте» сыграла пронзительную русскую женщину, ее мастерство было отмечено рядом наград на нескольких отечественных кинофестивалях.

«Как меня зовут», 2014

Дебют Нигины Сайфуллаевой в кино оказался одним из самых громких российских фильмов года. Сюжет в чем-то бунинский: две подруги, Саша и Оля, едут в Крым знакомиться с Олиным отцом, которого девушка никогда не видела. У порога его дома Оля начинает переживать и просит подругу притвориться ей, поменяться ролями.

Естественно, отношения в этой маленькой человеческой экосистеме моментально электризуются - не зря рабочим названием фильма было «Штормовое предупреждение». И Марина Васильева, и Александра Бортич, исполняющие заглавные роли, кажутся на экране такими живыми и такими настоящими, что пропадает ощущение кино.

«Интимные места», 2013

В нашей женской подборке не обойтись без одного такого фильма – скандального, циничного, провокационного и подчеркнуто сексуального. «Интимные места» – это истории нескольких людей из Москвы, каждый из которых страдает от эротических отклонений, комплексов и неудовлетворенности.

Из убедительного актерского ансамбля сложно выделить одну актрису, но, если попытаться это сделать, то остановимся на Юлии Ауг, которая играет сексуально озабоченную чиновницу Людмилу Петровну из комитета по нравственности. За эту роль Юлия получила приз Российского кинофестиваля «Кинотавр» и премию «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России.

«Рассказы», 2012

Сатирическая драма «Рассказы» – один из лучших российских фильмов, состоящих из киноновелл. Молодой писатель (в исполнении Владислава Лешкевича из группы «Каста») приносит в издательство сборник своих рассказов. Загадочным образом рукопись начинает влиять на жизни каждого, кто прочтет в ней хотя бы страницу.

Любовь Новикова в «Рассказах» максимально убедительно исполнила роль молодой, но необразованной девушки, которая начинает встречаться с главным редактором издательства. Не смотря на страстное начало романа, он бросает ее ради своей сверстницы, с которой может «поговорить о Троцком».

«Елена», 2011

Андрей Звягинцев – лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей, премии «Золотой глобус» и номинант на премию «Оскар». Многие кинокритики считают «Елену» лучшей из его картин: во многом этот факт основан на впечатляющих актерских работах Надежды Маркиной и Елены Лядовой.

Маркина, исполнившая роль самой Елены, играет женщину, убившую собственного мужа из-за завещания, подсыпав ему в лекарства «Виагру». Эта сложная, тяжелая, стирающая грань между кино и реальностью, роль принесла актрисе мировую известность и номинации на множество премий.

«О чем говорят мужчины», 2010

«О чем говорят мужчины» при всей своей сюжетной и стилистической простоте стал первой крупной финансовой победой команды «Квартет И»: при бюджете, немного не доходившем до двух миллионов долларов, фильм собрал в прокате больше двенадцати и породил сиквел, ставший самым коммерчески успешным российским фильмом 2012-ого года.

Не смотря на то, что в нем нет ни одной главной женской роли, фильм Дмитрия Дьяченко имеет самое непосредственное отношение к нашему списку. Хотя бы потому, что большинство монологов каждого из четырех друзей, обращены к женщинам, как к далеким, таинственным и странным существам.

«Кислород», 2009

Фильм, а точнее альбом Ивана Вырыпаева Kislorod – это авторское видение десяти заповедей, показанное на фоне истории любви гопника Санька из Серпухова и столичной красавицы Саши. Альбом составляют десять разножанровых музыкальных композиций, которые сопровождает видеоряд: актеры, читающие текст на студии, чередуются со своими персонажами.

«Девушка Саша из большого города» в исполнении очаровательной польской актрисы Каролины Грушки – одна из самых эффектных и запоминающихся женских героинь нулевых. Потому что по мнению газеты «Известия» Грушка «воплощает абсолютную женственность на российском экране», а в ее героине, «девушке с рыжими волосами, тонкими пальцами и мужским именем Саша» точно есть кислород.

«Стиляги», 2008

Над «Стилягами» работала, наверное, самая именитая российская команда своего времени: режиссер Тодоровский, продюсер Ярмольник, музыкальный продюсер Меладзе и Константин Эрнст. Фильм выходил в прокат при поддержке «Первого канала» и «России» – первый случай в истории отечественного телевидения, когда два крупнейших и конкурирующих между собой федеральных канала поддержали один проект.

Актриса Оксана Акиньшина прошла непростой путь от девочки, случайно явившейся в детстве к Сергею Бодрову на пробы в «Сестры», до главной героини «фильма-праздника» Пользы. Ее яркий и неоднозначный образ наравне с работой Евгении Брик, сыгравшей Катю, стал одним из главных достоинств фильма.

«Русалка», 2007

«Русалку» называли «русской Амели» и ругали за «окончательно бессмысленный в своей произвольности финал», но это не помешало второму полнометражному фильму Анны Меликян получить приз за лучшую режиссуру на фестивале в Санденсе, приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале, а в 2008-ом году стать номинантом от России на «Оскар».

Сценарий фильма писался специально для Марии Шалаевой. В последующих после съемок интервью актриса неоднократно признавалась, что очень долго со своей героиней боролась, не могла ее понять и принять, считала «полной дурой». Результатом этой внутренней борьбы стала удивительная роль – наивной и бескорыстной Алисы, московской волшебницы.

Андрей Орловский

Комментарии
Комментарии