«Путешествие Гулливера»: 5 лучших экранизаций

Почти триста лет эта книга не дает покоя литературным подражателям, театральным режиссерам и кинематографистам. Вот пять наиболее примечательных экранизаций «Путешествий Гулливера».
«Путешествие Гулливера»: 5 лучших экранизаций

30 ноября родился писатель, публицист, поэт и философ Джонатан Свифт. На его счету несколько сатирических памфлетов, притч и пьес, но более всего читателям известен его роман «Путешествия Гулливера».

Почти триста лет эта книга не дает покоя литературным подражателям, театральным режиссерам и кинематографистам. Пародии на нее, постановки и экранизации были актуальны всегда.

Мы отобрали пять наиболее примечательных экранизаций «Путешествий Гулливера», созданных в прошлом веке.

«Путешествие Гулливера в стране лилипутов и гигантов»

Жорж Мельес

1902 год

Французский режиссер и предприниматель был первым, кто показал на большом экране историю Лэмюэля Гулливера, он же и сыграл в картине главную роль. Четырехминутная короткометражка появилась в 1902 году. Эта картина до сих пор изумляет своими визуальными эффектами.

Во-первых, фильм частично колоризирован, причем лента раскрашивалась вручную. Этот прием режиссер любил и довольно часто его использовал: широко известна цветная версия «Путешествия на луну» по Жюлю Верну.

Во-вторых, в картине соблюдены пропорции Гулливера и лилипутов, а также Гуливера и великанов, для этого автор работал с несколькими экспозициями, миниатюрными моделями и оптическими эффектами. Так, актеров, игравших лилипутов, снимали издалека, чтобы они казались маленькими.

«Новый Гулливер»

Александр Птушко

1935 год

Вторая экранизация романа Свифта вышла через 33 года после фильма Мельеса. Ее автору, знаменитому режиссеру-сказочнику Александру Птушко, удалось объединить в одной картине художественный фильм и анимацию.

В этой версии Гулливером стал пионер Петя Константинов, который попадает в страну Лилипутов и спасает угнетенный народец от глупой и деградирующей власти.

Лилипутия стала пародией на «буржуазный строй» с глупым королем, тайной полицией, несправедливыми судьями и угнетенным рабочим классом. Под удар сатиры попало даже «упадническое» буржуазное искусство, которое в СССР воспринималось как антинародное.

В фильме звучит песня «Моя лилипуточка», которая должна была восприниматься как шарж на романсы Вертинского.

Но главное в картине не это. Главное — куклы, которые «играют роль» жителей Лилипутии. На съемках «Гулливера» их было более полутора тысяч, в том числе глиняные куклы работы скульптора Ольги Таежной. При этом у каждой фигурки свое лицо.

Картина оказалась культовой. Именно она и послужила сигналом к созданию «Союзмультфильма». Успех «Гулливера» был настолько громким (в том числе и за рубежом), что кинематографистам стало ясно — пора создавать собственное анимационное производство и попробовать потягаться с Диснеем.

Путешествия Гулливера

Дэйв Флейшер

1939 год

Догнать и перегнать Диснея мечтали не только российские аниматоры. На родине, в США, тоже находились энтузиасты, мечтающие заполучить хоть кусочек его славы.

Вот и вышло так, что мультфильм «Путешествия Гулливера» стал десятым полнометражным анимационным фильмом в истории, третьей экранизацией Гулливера и первой лентой, выпущенной в Америке не Диснеем.

Хотя, конечно, зрителям, не являющимся специалистами в области кино, работу режиссера Дэйва Флейшера трудно отличить от продукции The Walt Disney Company.

Мультфильм создавался на студии Paramount, но его стилистика во многом повторяет стилистику «Белоснежки», первого мультфильма, выпущенного Диснеем: обратите внимание на одежду лилипутов, которые похожи на гномов, изображение птиц и животных.

Как и в предыдущих экранизациях, в мультфильме Флейшера показана только часть приключений главного героя. Картину уместнее было бы назвать «Путешествие Гулливера», так как Лэмюэль оказывается только в стране Лилипутов, остальные его приключения остались за кадром.

Небесный замок Лапута

Хаяо Миядзаки

1986

Как и его предшественники, знаменитый японский режиссер Хаяо Миядзаки взялся только за одну часть путешествий Гулливера, да и ту переосмыслил и пересказал по-своему, а точнее — создал совершенно новую историю.

У Свифта Миядзаки позаимствовал идею летающего острова Лапуты, поддерживающегося в воздухе с помощью специального магнита. Его жители посвятили себя философии и математике.

В японском фильме, по сути, мы видим развитие сюжета о Лапуте, ведь логично, что занятия математикой вполне могут привести к увлечению механикой и электроникой, а там уже не далеко и до создания роботов, как вполне мирных, так и не очень.

Действие «Небесного замка...» происходит в другой реальности и с романом Свифта практически не пересекается.

Путешествия Гулливера

Чарльз Старридж

1996

Более девяти десятилетий (с момента первой экранизации) понадобилось кинематографистам для того, чтобы снять полную историю о путешествиях Лэмюэля Гулливера. Во второй половине 90-х на экранах появился одноименный мини-сериал Чарльза Старриджа.

Для того, чтобы найти средства на сериал, продюсерам понадобились долгие годы. Они не хотели исключать из сюжета особенно сложные для воплощения на экране эпизоды книги и готовы были ждать.

Помимо сложностей с гримом и спецэффектами, деньги нужны были на съемки за рубежом (съемочная группа работала в Великобритании и Португалии) и на звездный состав актеров.

В итоге зрители увидели сериал в феврале 1996 года, главные роли исполнили: Тед Денсон, Мэри Стинберген, Питер О’Тул, Джон Гилгуд, Омар Шариф, Шаши Капур, Уорик Дэвис, Кристин Скотт Томас, Элфри Вудард, Кейт Маберли, Том Старридж и Ричард Уилсон.

Комментарии
Комментарии