Райкин. 105 лет со дня рождения

Аркадий Райкин — не просто персона, но целое явление в нашей культуре. Он стал первопроходцем жанра эстрадной миниатюры и установил в этом жанре высокую планку.
Райкин. 105 лет со дня рождения

«Многоликий Райкин» — так его называли. В ходе своих спектаклей он представал в разных образах, причем от одного к другому переходил мгновенно, меняя за кулисами парики, накладки, элементы костюма. Тогда казалось, что его персонажи остроактуальны, сиюминутны. Но прошли десятилетия, и мы по-прежнему хохочем над его бюрократом, пьянчужкой, глуповатым обывателем — значит, Райкин создал не просто шаржи на представителей советского общества, но универсальные образы, человеческие типажи.

Аркадий Райкин родился в Риге, рос в патриархальной еврейской семье, где не приветствовалось увлечение мальчика театром. В начале двадцатых семья перебралась в Петроград. Через какое-то время после окончания школы Аркадий тайно от родителей поступил в Техникум сценических искусств. По окончании был распределен в Театр рабочей молодежи, где проработал несколько лет. Тогда же Райкин начал сниматься в кино — и казалось, что именно эта линия его жизни разовьется и станет основной. Молодой Райкин пляшет в эпизоде фильма Ивана Пырьева «Трактористы», играет начинающего врача Моню Шапиро в фильме Эраста Гарина и Хеси Локшиной «Доктор Калюжный», наконец, появляется в финале фильма Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» — в роли американского журналиста, который встречает советского летчика, совершившего трансатлантический перелет. Этими работами фильмография Райкина и ограничилась (после войны он снимется еще в фильме «Мы с вами где-то встречались», поставленном специально «на Райкина»). В 1939 году он ярко заявил о себе на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где выступил с танцевально-мимическими номерами. Молодого артиста пригласили на работу в Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Там появились эстрадные номера, принесшие Райкину невероятную популярность в Ленинграде. Довольно быстро артист стал художественным руководителем театра.

В годы войны Райкин с труппой своего театра колесил по фронтам, давал много концертов. Его неизменно сопровождала жена Руфь, с которой они были вместе с момента знакомства в Техникуме сценических искусств. Руфь Марковна посвятила свою жизнь мужу: была ему помощницей в театре и дома. Их дети Екатерина и Константин продолжили артистическую династию. После ухода отца Константин Райкин возглавил театр «Сатирикон», созданный Аркадием Исааковичем уже в Москве.

В столицу Райкины перебрались в 1982 году. До того райкинский Театр миниатюр работал в Ленинграде и пользовался огромным успехом. Аркадий Исаакович имел отличное чутье на талантливых авторов и исполнителей в своем специфическом жанре. С его легкой руки начались творческие судьбы Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Михаила Мишина, Семена Альтова и многих других писателей-юмористов, артистов. Театр много гастролировал по городам СССР и мира. Готовясь к зарубежным гастролям, Аркадий Райкин заучивал тексты спектаклей на языке той страны, куда предстояло ехать. И зрители с благодарностью принимали такое проявление уважения от культурного посла Советского Союза.

Но отношения Райкина с ленинградским начальством складывались не лучшим образом. «Давление никогда не ослабевало, пока папа работал в Ленинградском театре миниатюр, — вспоминала Екатерина Райкина. — Основными причинами были папин дар и национальность». Аркадий Исаакович был невероятно популярен и, как казалось со стороны, сказочно удачлив. На самом деле ему все время приходилось биться за репертуар, обходить цензуру, отмахиваться от обвинений. Он выламывался из «несерьезного», развлекательного сектора советской культуры, приобретал слишком большое влияние на аудиторию. «Райкин значителен своей универсальностью, театральной культурой и, конечно, гражданским чувством, которое сейчас, кажется, совсем не пользуется спросом у молодых», — рассуждал Ефим Шифрин в год столетнего юбилея Аркадия Райкина.

В Москве Театру миниатюр отвели здание кинотеатра «Таджикистан», довольно неудобно расположенного и не приспособленного для нужд театрального коллектива. Последние годы жизни Аркадия Исааковича во многом были посвящены хозяйственным заботам по приведению здания театра в надлежащую форму. Он умер в 1987-м, в разгар перестройки, которую, кстати, принял с радостью. «Это же все готовил ты!» — пошутила его дочь Екатерина, принеся отцу в больницу прессу. Но он готовился к очередной программе, думал о премьере, которой уже не суждено было случиться.

К счастью, спектакли Аркадия Райкина сняты на пленку, и память об этом уникальном артисте не меркнет.

Источник: culture.ru

Комментарии
Комментарии