Сара Бернар: первая суперзвезда

Дочь куртизанки и самая знаменитая актриса своего времени. Великая и божественная Сара Бернар – первая суперзвезда в истории и национальное достояние Франции.
Сара Бернар: первая суперзвезда

Дочь куртизанки

Сара Бернар родилась в Париже в то время, когда этот город ещё был столицей мира. Ее мать Юдифь Бернар зарабатывала на жизнь ремеслом куртизанки, поэтому места для дочери в её жизни почти не было. Девочка с самого рождения была отлучена от матери, отца же не знала вовсе.

В детстве она жила вместе с няней в Англии, но после несчастного случая, когда чуть не сгорела заживо, вернулась к матери во Францию, где была передана в руки очередной воспитательнице.

Позже, для обучения грамоте Юдифь отдала Сару в пансион мадам Фрессард, а затем в монастырь Гран-Шан. Впоследствии актриса будет говорить, что искренне мечтала стать монахиней. Однако душа Сары не нашла успокоения в монастыре. Буйная, своенравная, склонная к театральщине и готовая пойти на всё ради внимания девочка была исключена из монастырского пансиона после очередной из своих выходок.

Беспутное детство и оторванность от матери привели к тому, что Сара с детства была очень нервной и болезненной, совершенно не умела держать себя в руках и регулярно испытывала вспышки гнева. По всей видимости, эти черты характера впоследствии нашли свое положительное разрешение в артистической карьере Бернар, став одним из источников её драматического таланта и по-настоящему гипнотического влияния на публику.

Игры со смертью

Сара была откровенно странным ребенком. Окружающие нередко называли её «бесенком», она же всеми силами соответствовала этой характеристике. При этом с детства жила в очень широком диапазоне – от буйства и ненависти до кротости и жалости к себе.

Когда врачи заподозрили у Сары туберкулёз, она очень живо уцепилась за эту мысль. Близящаяся смерть стала излюбленной темой для страданий. Сара даже смогла уговорить мать купить ей гроб – хотела быть уверенной, что, когда умрёт, тело не похоронят в чём-то некрасивом.

С тех пор изысканный гроб из розового дерева превратился в своеобразный оберег для Бернар. Она возила его за собой всю жизнь, по слухам даже спала в нём и занималась любовью.

Увлеченность Сары Бернар смертью – предельным событием в жизни любого человека – вполне понятно. Оно отлично сочетается со склонностью актрисы к экзальтированности и надрыву, ведь она всегда стремилась к необычайному и запредельному, а что может быть запредельнее, чем смерть?

Благодаря театральной сцене смерть и вовсе стала едва ли не самым частым событием в жизни Сары. Её лучшие роли почти всегда связаны с умиранием, взять хотя бы чахоточную куртизанку Маргариту Готье в постановке «Дамы с камелиями». Играя её, Сара «умерла» на сцене более трёх тысяч раз.

Незадолго до смерти Бернар попросила, чтобы её похоронили в своём любимом гробу и назначила шестерых самых красивых актёров, которым доверила честь нести своё тело. «Я любила в нем спать. Считайте меня не умершей, а уснувшей. Когда-нибудь я проснусь. Проснусь в ком-то другом. Вы меня узнаете, потому что не забудете» – сказала актриса

Актриса

Театральная сцена была не столько мечтой Сары Бернар, сколько жизненной необходимостью: с таким нравом и характером даже ремесло дамы полусвета давалось ей очень нелегко.

Мысль о том, что девочка создана для театра, впервые высказал один из поклонников её матери. Когда в очередной раз зашёл разговор, что пора бы выдать своенравную Сару замуж, она в истерике кинулась в ноги к матери и стала умолять вернуть её в монастырь: я, мол, уже отдана Богу и должна стать только его невестой. Заставший эту сцену герцог де Морни резонно заметил, что с такими талантами девочке дорога только на сцену.

Благодаря протекции де Морни и Александра Дюма-отца Сару приняли в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. К экзаменам её готовил лично Александр Дюма, и при поступлении девушка завоевала второй приз.

После окончания драматической школы Бернар дебютировала на сцене «Комеди Франсэз». Однако тогда её выступление никто не заметил, а вскоре Сара и вовсе покинула этот театр из-за ссоры и скандала с одной из актрис.

Следующие несколько лет после не слишком удачного дебюта Бернар провела под знаменами своей матери: сменила нескольких любовников и родила сына от принца. Но судьба куртизанки её не устраивала.

В конце концов, Сара вернулась на сцену. Ей удалось попасть в один из главных театров Франции – «Одеон». Именно там Бернар впервые начинает замечать критика. Её слава непрерывно растёт с конца 1860-х.

Роли в спектаклях по пьесам «Кин, гений и беспутство» Дюма-отца и «Прохожий» Франсуа Коппе сделали Сару известной. А роль королевы Испании в спектакле по пьесе Виктора Гюго «Рюи Блаз» – по-настоящему знаменитой. После премьеры сам великий и прославленный автор преклонил колени перед актрисой.

Суперзвезда

В начале 1870-х уже прославившаяся Бернар вернулась в «Комеди Франсэз», где начинала десятью годами раньше и не смогла добиться успеха. Теперь она была безусловной звездой и с каждой новой ролью популярность актрисы только росла.

На сцене «Комеди Франсэз» Сара сыграла множество классических женских ролей, среди которых Андромаха, Дездемона, Корделия, Федра, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк и другие.

Нередко Бернар выступала и в амплуа травести. Роль Гамлета также считается одной из лучших в карьере актрисы.

Со временем Сара завоевала безусловную любовь публики. Она стала, быть может, первой суперзвездой в истории, что подтверждается и небывалой ранее медийной шумихой вокруг её имен и полярными оценками её таланта.

Актрису просто обожала публика, её называли «божественной», за ней устремлялись многочисленные поклонники. Всевозможные актеры, писатели и режиссеры безоговорочно называли игру Сары гениальной. Так, например, Станиславский считал исполнительскую технику Бернар непревзойденной.

Актриса не только покорила Францию и всю Европу, она неоднократно приезжала в Россию и гастролировала даже по Соединённым Штатам. При этом каждое выступление Бернар становилось сенсацией – о нём писали все газеты, репортеры следовали за актрисой буквально по пятам.

Однако многих современников ажиотаж вокруг имени звезды откровенно раздражал. В Америке консервативные издания назвали гастроли Бернар «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России тоже не все были довольны повышенным вниманием к французской актрисе: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?» – негодовал в одном из своих писем Тургенев.

Сама актриса отлично понимала, какую реакцию вызывает у публики и говорила: «Моя слава приводила в ярость моих врагов и досаждала моим друзьям».

В начале XX века Бернар называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». И дело не только в таланте и обаянии актрисы. Не меньшее значение имела эксцентричная личность и противоречивые слухи, ходившие вокруг её имени. Сара Бернар была не просто актрисой – она была загадкой.

Эксцентричная дама

Бернар сделала театр своей профессией, но не отказалась от театральности и в повседневной жизни. Ей всегда было мало внимания, а нарочитая театральность и пафосность стали чертами характера.

Неудивительно, что прославилась Сара не только своими ролями. Она была одной из самых интересных и эксцентричных дам своего времени.

Чего стоят только ходившие по Парижу слухи, будто Бернар спит исключительно в своём гробу, устланном любовными письмами от поклонников, а на стенах её спальни развешаны скелеты. В гостиной у актрисы ползали змеи, обезьяны и другие экзотические животные.

Вообще говоря, сомнительное происхождение и актёрская профессия позволяли Бернар вести себя очень свободно в обществе. Одна из самых популярных газетных тем её времени – романы великой актрисы.

Проверенной информации тут практически не найти, зато слухов предостаточно. Говорили, что Бернар переспала чуть ли не со всеми монаршими особами Европы: английский король Эдуард VII, император Австрии Франц-Иосиф I, король Дании Кристиан IX, король Испании Альфонсо, король Италии Умберто – все они ходили в поклонниках актрисы.

Бернар не была чужда и неожиданных чудачеств в обществе. Например, в 1878 году во время Всемирной Парижской выставки актриса поднялась в воздух на воздушном шаре – не женское вообще-то занятие для конца XIX века. На высоте двух тысяч метров она отобедала паштетом из гусиной печени, шампанским и апельсинами, что стало предметом язвительных заметок в прессе. Так ненароком Бернар вписала своё имя и в историю воздухоплавания.

Бренд

Настоящие звёзды почти всегда снимаются в рекламе. И Сара Бернар была одной из первых, кто встал на этот путь. Со временем её имя превратилось в мощный самостоятельный бренд, который использовался для продажи чего угодно – косметика, шоколад, мыло, духи и т.д. Вот, например, в 1896 году знаменитая актриса советует шоколадные конфеты «Lowney», уверяя, что они восхитительные и вкуснее всех других конфет.

Бернар нисколько не стыдилась своих позирований для рекламных плакатов, однако главным продуктом, который вот уже более 100 лет представляет образ великой актрисы, стала сама Франция. Ведь французы считают Сару Бернар национальным достоянием и одним из самых ярких символов своей родины.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии