Скончался актер Владимир Зельдин

Сегодня, 31 октября, не стало знаменитого русского актера.
Скончался актер Владимир Зельдин

Актер Владимир Зельдин был поистине уникален. Он являлся не только первым в мире действующим артистом, перешагнувшим 100-летний рубеж, но и единственным на планете профессиональным театральным актером, который в столь почтенном возрасте продолжал активно заниматься любимой работой.

День своего столетия юбиляр отметил спектаклем «100, или Танцы со временем» на сцене родного Центрального Академического театра Российской армии, где актер служил 70 лет. Зельдин тогда доказал всем, что находится в отличной форме: танцевал, декламировал стихи, пел. В августе прошлого года вся страна следила за состоянием здоровья артиста, который перенес операцию по поводу перелома шейки бедра. Но Владимиру Михайловичу удалось полностью оправиться и вернуться на сцену.

В нынешнем октябре народный артист СССР в тяжелом состоянии был госпитализирован в военный госпиталь. По словам супруги актера Иветты Евгеньевны, у ее мужа сильно упало давление. «Он чувствует себя то лучше, то хуже, и врачи следят за состоянием его здоровья», — прокомментировала она в интервью СМИ. Сегодня, 31 октября 2016 года, Владимира Михайловича не стало…

В память о великом русском актере театра и кино Владимире Зельдине портал 7days.ru вспоминает интересные факты из его жизни.

1. Чтобы привить маленькому Володе любовь к искусству, отец брал его на свои концерты

Владимир Зельдин появился на свет в городе Козлове Тамбовской губернии (теперь это Мичуринск) 10 февраля 1915 года, еще до Октябрьской революции. Его мать Анна была учительницей, а отец Михаил Зельдин — профессиональным музыкантом.

Михаил Евгеньевич получил консерваторское образование, учился сначала по классу тромбона, затем и на дирижерском факультете. После учебы стал артистом Придворного театра и военным капельмейстером.

Во время гражданской войны в 1920 году семейство Зельдиных перебралось в Тверь к сестре матери. Спустя два года Михаил Зельдин возглавил организованный им местный профессиональный симфонический оркестр. Отец очень хотел, чтобы его отпрыски тоже стали музыкантами. Все его дети — Юрий, Елена, Нина, Ирина и самый младший Володя — были музыкально одарены и владели разными инструментами. Володя еще в начальной школе играл на трубе и скрипке, садился за рояль.

Вместе с папой он постоянно бывал на концертах, которые проходили перед киносеансами, а также перед началом спектаклей и в антрактах. Оркестр исполнял серьезную музыку: в то время игра на гитаре и исполнение цыганских романсов считались «буржуазными пережитками».

Собираясь на концерт, Михаил Зельдин надевал крахмальную сорочку, запонки, галстук, лакированные ботинки, сюртук, с которого мама щеточкой смахивала пылинки. Затем подъезжал извозчик, Володя брал папку с нотами, и мать провожала их с отцом восторженным взглядом. На концерте мальчик сидел в оркестровой яме, а когда ему становилось скучно, залезал под сцену и полз за кулисы.

2. В театральную мастерскую Владимир попал благодаря любопытству

В 1924-м семья перебралась в Москву, поселились в отдельной квартире в Лефортово. Владимир учился в школе, при которой была создана концертная бригада. Именно там состоялись первые шаги будущего актера на сцене: школьники пели, танцевали, разыгрывали сценки и выступали на фабриках и заводах.

Зельдин с детства грезил о балете, в 12 лет даже хотел поступить в хореографическое училище Большого театра. Но отец был категорически против, он мечтал, чтобы сын стал музыкантом. «Мне сказали: если мы вас примем, то вы будете плестись в хвосте, потому что у вас сердце плохое, — вспоминал артист. — Думаю, это отец постарался, договорившись с педагогами. Но для меня это была, конечно, большая драма. Но, может быть, все к лучшему?»

Отца не стало в 1928 году. Уже после его смерти Владимир был принят трубачом в оркестр Высшей пограничной школы. Увлекся романтикой военной профессии, мечтал стать моряком, но в военное училище его не взяли по причине плохого зрения. Чтобы зарабатывать на хлеб, нужно было освоить рабочую профессию, и после школы Зельдин начал работать учеником слесаря на заводе «Опытный передатчик». Но судьба вновь подарила талантливому юноше возможность все изменить.

Однажды, прогуливаясь после работы по Каретному Ряду, юноша увидел объявление о наборе на актерский курс театрально-производственного училища при Театре МГСПС, который тогда располагался в помещении театра «Эрмитаж». Не особо веря в успех, Владимир все-таки отправился на прослушивание.

«Я пошел скорее из любопытства, — рассказывал артист много лет спустя. — Пришел, стоит большая толпа, все дрожат. Кто-то из девушек в слезах выбегает из комнаты, где проходит прослушивание. Специально я не готовился и прочитал то, что знал: рассказ Натальи Кончаловской и стихи Безыменского. Меня попросили спеть, станцевать, а потом остановили, сказали: «Хватит, идите, через неделю будут вывешены списки». За неделю он совершенно забыл об этом, а когда вспомнил, побежал к училищу — и увидел в списках принятых свою фамилию.

*3. За актера-дебютанта проголосовала вся женская часть съемочной группы фильма «Свинарка и пастух» *

В театральном Владимир смог заниматься балетом. Танец преподавала Галина Шаховская, впоследствии главный балетмейстер Московского театра оперетты. В 1935 году, окончив мастерскую, Зельдин стал актером этого театра, а в 1938-м дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль в картине «Семья Оппенгейм».

Всесоюзная слава пришла к 26-летнему артисту в 1941 году благодаря первой же главной роли — в комедийном фильме режиссера Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Его партнершей была звезда советского кино Марина Ладынина. В этот кинопроект он попал тоже благодаря случаю. На роль пастуха с Кавказа Мусаиба Гатуева вместе с Владимиром пробовалось много грузинских артистов. Пырьев никак не мог выбрать. Тогда он собрал всех женщин съемочной группы в просмотровом зале и показал все пробы. И женщины практически единогласно выбрали Зельдина.

Натурный этап съемок «Свинарки и пастуха» проходил в Кабардино-Балкарии. Тысячу овец перегнали с пастбища на съемку, а громоздкую аппаратуру каждый день поднимали в горы на быках и ослах. В начале июня 1941-го первый этап съемок был окончен, съемочная группа вернулась в Москву. И тут грянула Великая Отечественная война. Актеров мобилизовали и отправили в танковую школу. Однако спустя некоторое время всех мужчин, занятых в фильме, вернули на «Мосфильм».

«Мы все уже были в воинских частях, но недели через две-три нас собрали и сообщили, что Сталин приказал продолжить работу над картиной. Этот фильм, можно сказать, спас меня от смерти. Ведь мое поколение практически все погибло на войне», — вспоминал Владимир Михайлович.

Сцены картины снимали на Сельскохозяйственной выставке в две смены. Часто бывало, что во время съемок начинались налеты немецкой авиации, бомбежки, выли сирены... Съемочная группа уходила в бомбоубежище, а потом, после бомбежки, возвращалась к работе. Съемки закончились в эвакуации в Алма-Ате. Благодаря этому фильму и взошла звезда молодого актера. «Я уверен, что мы победили в той войне не только силой духа и оружия, но и силой искусства», — говорил Зельдин.

4. Триумф «Учителя танцев» стал балетным реваншем Зельдина

После Победы Зельдина пригласили в Театр Красной Армии. Однако он встретил это предложение в штыки: в 1941-году его уже принимали в этот театр, но спустя полгода уволили. Театр тогда эвакуировали в Свердловск, и руководство решило, что ничего толком не сыгравший актер им попросту не нужен.

Зельдин поставил театральным боссам условие: он будет работать в труппе, только если для него найдется роль. И ему повезло: в то время на грани срыва был спектакль «Учитель танцев». Режиссеру Владимиру Канцелю не нравился ни один из претендентов на роль Альдемаро. Увидев на пробах Зельдина, который отлично двигался и пел, Канцель сразу понял, что постановка спасена. Однако в успех у зрителей спектакля еще никто не верил: всем казалось, что история слишком легкомысленна.

Когда артисту сшили сценический костюм, постановка вновь оказалась под угрозой срыва. Колет (приталенная куртка без рукавов — Прим. ред.) слишком плотно облегал фигуру актера и сковывал его движения. На прогоне спектакля главный режиссер театра Алексей Дмитриевич Попов решил проблему моментально: «Да снимите вы с него этот колет! Пусть остается в шелковой рубашке и легких бархатных штанах с широким поясом. Пусть двигается свободно!»

И произошло чудо: освободившийся «от оков» Зельдин прямо летал по сцене. Состоявшаяся 16 января 1946 года премьера «Учителя танцев» прошла под нестихающие аплодисменты зрителей и стала актерским триумфом Владимира Михайловича.

Роль горячего испанца Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» стала визитной карточкой Владимира Зельдина на всю жизнь и своеобразным реваншем актера, которого когда-то не приняли в балетное училище. Он доказал наличие хореографического таланта, гениально танцуя на сцене драматического театра.

5. Семейное счастье обрел лишь в третьем браке

Владимир Михайлович создавал семью трижды. Первый брак, с актрисой Людмилой Мартыновой, продлился всего год — с 1939 по 1940-й. После развода экс-супруга уехала в Ялту, а в 1941 году умер общий сын пары.

Со второй гражданской супругой, театральной актрисой Генриеттой Островской, Зельдин играл в «Учителе танцев». По словам актера, его отношения с супругой поначалу складывались странно: Генриетта поселилась в гостиничном номере, который снимал ей театр, а Владимир — в самом театре. Затем артисты стали жить вместе в большой комнате полуподвала вместе с сыном Островской от предыдущего брака и ее мамой. Помимо них, в в этом помещении проживал еще десяток актеров. Со временем семейная жизнь наладилась, однако спустя 15 лет пара все-таки рассталась.

Семейное счастье Владимир Зельдин обрел лишь в браке с Иветтой Капраловой, которая была специалистом Бюро пропаганды киноискусства при Союзе кинематографистов и не раз помогала Владимиру Михайловичу в театральной деятельности: организовывала концерты, делала ролики из фильмов, чтобы актер мог демонстрировать их на встречах со зрителями.

Знакомство будущих супругов произошло в самом Бюро пропаганды, куда актер заглянул вместе с Владимиром Сошальским в поисках подработки. «Я пригласил ее и Сошальского в ресторан «Националь», но Сошальский не пришел, и мы провели вечер вдвоем. Потом начали встречаться и вскоре поженились», — рассказывал Владимир Михайлович. Этот удачный брак продлился более 52 лет.

6. Одним из главных секретов своего долголетия актер считал любовь к спорту

На протяжении нескольких последних десятилетий журналисты задавали Владимиру Зельдину один и тот же вопрос: «В чем секрет вашего долголетия?». Актер охотно отвечал. «Мой биологический возраст не совпадает с паспортными данными, — делился Зельдин. — Я никогда не курил, не пил и не пью. Даже испанское вино, которое мне в знак благодарности за роль в «Человеке из Ламанчи» прислал посол Испании, отдал своим коллегам. Но со спортом дружил. Любил коньки, лыжи, верховую езду».

Спорт был неизменным спутником легендарного артиста с самого детства. Владимир Михайлович регулярно занимался физкультурой, играл в волейбол, плавал в море даже при температуре 18 градусов. Артист уверенно держался в седле, увлекался греблей на байдарках, а еще после сорока научился кататься на водных лыжах.

Стоит отметить, что звездный спектакль «Учитель танцев» шел почти тридцать лет. За это время много раз шились новые костюмы. Для находящегося в превосходной форме Владимира Зельдина — всегда по одной мерке.

В 2013 году 98-летний Зельдин, сохранивший прекрасную форму даже в столь почтенном возрасте, принял участие в эстафете олимпийского огня в Москве, пробежав стандартную дистанцию в 200 метров.

О своем участии в этом знаменательном событии культовый русский артист говорил так: «У меня пять спектаклей на сцене. И когда я играю, пробегаю не меньше, собственно говоря. Для меня это, конечно же, приятное событие, но и волнует, не знаю. Стараюсь собраться в такой экстремальной для меня ситуации и достойно пронести факел, передать эстафету другому своему партнеру».

Источник: 7days

Комментарии
Комментарии