«Спартак» Стенли Кубрика

«Спартак» признан шедевром, а картина Уильяма Уайлдера — просто хорошо сделанным голливудским фильмом-пеплумом. Во многом это заслуга Стенли Кубрика.
«Спартак» Стенли Кубрика

В 1959 году на широкие экраны вышел фильм «Бен-Гур» Уильяма Уайлдера, завоевавший 11 «Оскаров» и многократно окупивший в прокате. И «Спартак» Стенли Кубрика, выпущенный год спустя, должен был повторить успех своего предшественника. Но, увы, он уступил «Бену-Гуру» и по собранной кассе, и по наградам Американской киноакадемии (всего четыре золотых статуэтки).

Но история расставила все по своим местам: в наши дни «Спартак» признан шедевром, а картина Уильяма Уайлдера — просто хорошо сделанным голливудским фильмом-пеплумом. Во многом это заслуга Стенли Кубрика, ленты которого сегодня приобрели культовый статус почти у всех киноманов и критиков.

Каждую его работу стараются разгадать, найти в них скрытый смысл и полунамеки. В «Спартаке», если верить киноведам, также полно чисто кубриковских ребусов (впрочем, сам режиссер не причислял эту работу к своим авторским лентам). Куда важнее то, какой эффект произвела картина, когда вышла в прокат.

Шел 1960 год. Эра маккартизма подходила к концу, вот-вот грянут бурные шестидесятые. И самым ярким сигналом грядущих перемен стал — да-да, фильм «Спартак», экранизация одноименного романа Говарда Фаста. Ведь его сценаристом выступил писатель из «Чёрного списка Голливуда» Далтон Трамбо.

Его имя, появившееся в титрах картины, стало первым официальным признанием опального писателя с 1947 года. До этого с ним и здороваться на улице боялись! Его участие в проекте означало де-факто прекращение действия черного списка.

А если добавить к этому сам сюжет ленты и ее «революционный пафос», то примерно понимаешь, с каким облегчением вздохнули голливудские сценаристы и режиссеры. Стало можно так снимать! (Примечательный факт: «Спартак» в странах соцлагеря собрал едва ли не большую аудиторию, чем у себя на родине. Советские киночиновники поняли посыл ленты).

Еще бы! Ведь Спартак в ленте Кубрика устанавливает у себя в отряде (а затем и в армии) прямо-таки коммунистические порядки. Общая еда, имущество, общее стремление к свободе.

Тема свободы — фундаментальная для современного социума — главный лейтмотив всего фильма. А римляне предстают перед нами хитрыми и алчными до славы и денег эксплуататорами. Их полководцы смахивают на диктаторов, только не в античном, а в современном понимании этого слова.

Но весь этот революционный пафос смотрелся бы глупо без качественной режиссуры, превосходной актерской игры, отличных костюмов и визуальных эффектов. А всего этого в картине Кубрика было в избытке.

Для Кирка Дугласа роль Спартака стала одной из лучших его работ (образ взбунтовавшегося гладиатора потом еще долго ассоциировался именно с ним). Но не менее интересными были персонажи, созданные актерами второго плана. Так, Питер Устинов был удостоен «Оскара» за роль Лентула Батиата. А как блестяще сыграли Лоуренс Оливье (Красс) и Чарльз Лоутон (Гракх)!

Несколько слов о художнике-постановщике «Спартака». Им выступил знаменитый голливудский мастер Александр Голицын. За свою работу он получил очередной «Оскар».

Всего Голицын за свою долгую кинокарьеру принял участие в создании 329 фильмов, а в его копилке — три награды Американской киноакадемии.

Кубрик умел подбирать кадры. Во всех смыслах этого слова.

И еще один примечательный факт. В Советском Союзе стали почему-то издавать миллионными тиражами роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» вместо одноименного произведения Фаста.

Комментарии
Комментарии