Эксклюзивный фильм о том, как создавалась драма «Землетрясение»

Материал о фильме, посвященном землетрясению 7 декабря 1988 года в Армении. Выход драмы «Землетрясение» в прокат намечен на 1 декабря 2016 года.
Эксклюзивный фильм о том, как создавалась драма «Землетрясение»

Режиссер Сарик Андреасян
Оператор Юрий Коробейников
Генеральный продюсер Рубен Дишдишян
Продюсеры: Арам Мовсесян, Гевонд Андреасян, Сарик Андреасян
Авторы сценария: Сергей Юдаков, Алексей Гравицкий, Арсен Даниелян, Грант Барсегян
Композитор Айко

В ролях: Константин Лавроненко, Мария Миронова, Даниил Изотов, Артем Быстров, Сабина Ахмедова, Виктор Степанян, Татев Овакимян, Грант Тохатян, Ирина Безрукова, Михаил Погосян, Сос Джанибекян, Микаэл Джанибекян, Армен Маркарян, Арам Новосардян, Арсен Григорян, Марджан Аветисян, Саргис Григорян, Асмик Алексанян, Аревик Мартиросян, Макаэл Арамян, Вруйр Арутюнян, Себастьян Сисак.

7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, охватившее почти половину территории республики. Были разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и ещё более 300 населённых пунктов. 25 тысяч человек погибли, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.

На фоне природной катастрофы разворачивается история двух героев – 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна. Много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел 8 лет в тюрьме, а мальчика приютили родственники.

По странному стечению обстоятельств Бережной возвращается в Ленинакан в день страшного землетрясения: его ждут жена, дочь, сын... и Роберт, который хочет отомстить за гибель родителей. По иронии судьбы, герои оказываются в одном спасательном отряде, но узнают друг друга не сразу.

ФАКТЫ:

• Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о землетрясении в Армении 7 декабря 1988 года.
• Картина «Землетрясение» выдвинута Национальной киноакадемией Армении на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
• Съемки фильма длились 42 дня и проходили в Москве и Гюмри. В России снимались сцены после землетрясения, в Армении – мирной жизни до трагедии.
• В кастинге приняли участие 500 актеров из Армении и России.
• В съемках, проходивших в Армении, в массовке участвовали жители Гюмри (бывший Ленинакан), большинство из которых пережили и помнят землетрясение 1988 года.

• В массовых сценах приняли участие 150 человек.
• Площадь декорации разрушенного после землетрясения города — 10 000 кв метров. Декорация с практически документальной точностью воссоздала улицы и дома реального Ленинакана. Она была построена за полтора месяца на территории заброшенного московского завода. На строительстве работала тяжелая техника – краны, бульдозеры, экскаваторы. Было завезено 8 тысяч тонн строительного материала: дерево, пенопласт, бетонные блоки, асфальт и пр.
• 5 грузовиков реквизита было привезено для «наполнения» квартир: стенки, стеллажи, столы, стулья, ковры, люстры, посуда, игрушки, книги и пр.
• Работа над сценарием длилась 4 года. В его основу легли документальные хроники и истории, рассказанные свидетелями землетрясения: медиками и сотрудниками МЧС; руководителями бригад, разбиравшими завалы; выжившими и спасенными.
• На московском блоке съемок было использовано 4 тонны цементного порошка, который распыляли на площадке для создания нужных визуальных эффектов. Для съемочной группы было куплено 1500 респираторов.
• Продюсер фильма Рубен Дишдишян и исполнитель одной из главных ролей Грант Тохатян в декабре 1988 года принимали участие в спасательных операциях в Ленинакане.
• Каждый съемочный день завершался минутой молчания – в память о жертвах землетрясения.
• После землетрясения 1988 года ни один ребенок не оказался в детском доме – каждая армянская семья считала своим долгом усыновить сирот. Семья Андреасянов стояла в очереди на усыновление четырех детей.

Режиссер Сарик Андреасян

Об идее

Хорошо помню из детства, как каждый год 7 декабря все вспоминали о землетрясении в Армении. Даже после развала СССР это было. А потом стало постепенно затихать, что, на мой взгляд, неправильно. Помня трагедию, мы проявляем уважение к людям, которые через это прошли, людям, жизнь которых тогда оборвалась. Это дань памяти. Я делился со знакомыми своими мыслями и тем, что необходимо снять фильм о землетрясении, о котором с каждым годом говорят все меньше и меньше.

Как-то встретился со своими друзьями-сценаристами – Арсеном Даниеляном и Грантом Барсегяном. Арсен зажегся этой идеей и написал первый вариант сценария. Его мы и показали в кинокомпании «Марс Медиа» Рубену Дишдишяну. Сценарий был хороший, но, наверное, слишком армянский, очень ментальный.

Поэтому Рубен предложил привлечь к доработке Сергея Юдакова и Алексея Гравицкого. В финале многое осталось от старой версии, но появилось и много нового.

О материале

Землетрясение 1988 года — последняя трагедия, которая объединила не только весь Советский Союз, но и весь мир. И мы рассказываем об этом единении и о людях, которые приезжали и прилетали со всех городов СССР, из других стран, чтобы помогать разбирать завалы и спасать выживших; о людях, которые привозили хлеб, медикаменты, воду, одежду.

У нас есть сюжет, когда ростовский крановщик на своей машине сутки без сна и остановки ехал в Ленинакан, а люди по дороге заливали ему солярку, просто потому что искренне хотели помочь. Удивительно, как трагедия может сплотить. Наша картина — о силе духа и о том, что человек способен на все, когда у него есть цель.

Фильм основан только на документальных источниках. Мы больше года изучали видеохронику, фотографии, книги. Летали в Гюмри, смотрели локации. В городе практически все перестроено, но каждый его житель помнит события тех дней.

Сценарий включил в себя множество историй, рассказанных нам свидетелями катастрофы. Мы говорили с МЧСниками и медиками, которые тогда работали; с руководителями бригад, разбиравшими завалы; с выжившими и спасенными.

Слушать их истории было тяжело, это страшные воспоминания. Люди начинают плакать, оставаться равнодушным невозможно. Но это надо было сделать, чтобы потом достоверно воспроизвести в кино.

В интернете пишут, что официальное число погибших составило 25 тысяч человек. Но многие армяне утверждают, что жертв гораздо больше. В Союзе сильно занижались подобные цифры, ведь это в какой-то степени минус государству, которое не смогло спасти своих граждан. По неофициальным данным, погибших было 150 тысяч — это одно из самых сильных землетрясений в истории...

Драма и катастрофа

Запустить фильм было непросто. Любой продюсер понимает, что это тяжелая тема, не то, с чем можно попасть в сиюминутный кинематографический тренд.

«Землетрясение» – не фильм-катастрофа в привычном понимании: само землетрясение в кадре длится всего 40 секунд, остальное экранное время люди пытаются справиться с его последствиями. По жанру я бы сказал, что наш фильм – это эпическая драма с элементами фильма-катастрофы.

В американском кино сюжеты, как правило, вымышленные, к ним относишься просто, а в нашем фильме каждая смерть — настоящая.

Поэтому мы придерживаемся тонкого подхода и не говорим: «Смотрите, мы сделали дорогой фильм, у нас все летает и взрывается!». Да, в нашей картине есть разрушения, иначе как показать землетрясение? Но мы все «решаем» элегантно, не так, как, например, в картине «2012», где это парад компьютерной графики.

Наши события реальны, и очень важно проявлять к людям уважение.

Мне важно, чтобы никто не упрекнул меня с этим фильмом, что я что-то сочинил, придал излишней художественности или романтизировал.

Москва и Гюмри

Съемки длились 42 смены и проходили в России и Армении. Кадры разрушений снимали в Москве: построили декорацию города на старом заводе. Мы осознанно, по этическим соображениям, не стали этого делать в Гюмри. Там, в принципе, все пережили землетрясение или у всех есть родственники, которые его пережили. И я подумал, если мы начнем воссоздавать руины, раскладывать по городу гробы, это будет смотреться не очень корректно по отношению к населению.

А вот начало фильма: ее мирную часть, жизнь до страшного землетрясения снимали в Гюмри. Это солнечный город, счастье, радость, которые в нем царят. В массовых сценах снимались ленинаканцы. После того как происходит землетрясение, солнце исчезает, и весь фильм мы видим через призму тумана, дыма, пыли.

В самом конце у нас опять появляется солнце, которое означает — жизнь продолжается.

Константин Лавроненко

Лавроненко — большой артист. Он всегда говорит мало, отрывистыми предложениями, по делу и с пониманием сути. Есть категория загадочных людей, про которых нельзя ничего понять. Вот он такой.

Комментарии
Комментарии