Как женщины завоевали право ходить без шляп

Конча Мендес, испанская поэтесса, писала в своих мемуарах о том, чему ее учила мама: «Если ты не наденешь шляпку, люди так разозлятся, что закидают тебя камнями». Мендес парировала, что, если они начнут кидать в нее камни, она соберет их и построит памятник в свою честь. Эта переписка происходила в конце 1920-х.

>> Красота на все времена: история Tiffany&Co

Конечно же, мать Мендес преувеличивала, и все же в первой половине XX века все западные женщины среднего и высшего класса должны были ходить с покрытыми головами.

>> Лилиан Гиш: первая звезда Голливуда

Это правило появилось отнюдь не в XX веке – его истоки лежат в религии. Первое послание к Коринфянам, глава 11, стих 6 гласит: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Замужние женщины ортодоксального иудаизма должны носить парик, шарф, платок или шляпку. В консервативных мусульманских странах женщины обязаны покрывать головы, хотя в самом Коране об это нет ни слова.

>> Как жили советские студентки

Существуют нормы, регулирующие ношение мужских головных уборов, но это скорее этикетные рекомендации, а не культурные или религиозные правила. Снова обратимся к Первому посланию к Коринфянам. Глава 11, стих 4 гласит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову». Явно прослеживаются двойные стандарты.

Между уважением и преклонением, согласием и подчинением проходит очень тонкая грань. Головные уборы и покрытые головы считались западными женщинами с 1920-х по 1960-е годы элементом контроля, созданного мужчинами для их управления и подчинения.

Уже упомянутая Конча Мендес принадлежала к объединению женщин, которое носило название Las Sinsombrero, что в переводе означает «Женщины без шляп». По словам Нагоре Седано, доктора наук университета Орегоны, женщины того времени находились под тотальным контролем. За пределами дома они были обязаны носить головной убор. Для женщин из движения Las Sinsombrero отсутствие шляпы – это способ выделиться. Они пытались создать новый тип женщин, стоящий выше опостылевших патриархальных норм.

Конча Медес – яркая представительница «поколения 27 года», группы испанских и баскских поэтов. Однако их первые шаги в области феминизма были забыты и не оценены современниками. По словам Седано, этих женщин вписали в историю феминизма только в наше время: «Это очень грустно, ведь в 1920-е и 1930-е годы они привлекли к себе куда больше внимания, чем в 1990-е».

Почти в каждом уголке западного мира в первой половине XX века с женщинами, появившимися на публике без головного убора, могли произойти неприятности. оказавшимися на публике без шляпы. Вот, например, случай, который описан в одной из американских газет 1920-х годов: дама вышла из дома с непокрытой головой и без перчаток лишь для того, чтобы закинуть письмо в почтовый ящик у ворот своего дома. Ее увидел сосед и разразился скандал.

Даже в 1950-е годы появление на публике с непокрытой головой было довольно рискованным предприятием для женщины среднего и высшего класса. Бетти фон Клемперер, жительница Нью-Йорка 1940-х годов, вспоминает, как однажды вышла на улицу без головного убора, а потом перебежками спешила домой, лишь бы отец не увидел ее в таком виде.

Перемены случились на рубеже 1950-х и 1960-х годов. В моду вошли сложные прически, например, «Бабетта», и это сыграло заметную роль в отходе шляпок на второстепенные позиции в моде. В 1940-е годы головные уборы все еще были популярны, но они стали куда меньше и практичнее. Число профессий, доступных женщинам, выросло. Их жизни стали более разнообразными и занятыми. Юбки стали короче, прически экстравагантнее, а про головные уборы стали забывать.

В католических школах девочки должны были носить кружевные платки, однако даже церковь смягчила свои строгие правила, устранив одно положение из «Кодекса канонического права», который действовал с 1917 года по 1983 год.

Носить головной убор или нет – личное дело женщины. Еще не так давно с этим утверждением спорили общество и церковь. Вот что по этому поводу говорит Джина Конти, которая занимается изготовлением головных уборов на протяжении многих десятилетий: «Женщины не хотели делать то, что им говорят. Они были против правил, которые им навязывали. Ты снимаешь головной убор и как будто оказываешься на палубе корабля, когда ветер гуляет в волосах. Это – свобода».