Что делать, если ребенок левша

Какие особенности развития встречаются у правополушарных детей и что с ними делать.
Что делать, если ребенок левша

Мозг человека не симметричен. Это значит, что левое и правое полушария отвечают за разные функции. Левое контролирует логику, правое — образы, чувства, эмоции. Кроме того, одно из полушарий всегда доминирует над другим.

В этой статье мы поговорим о познавательных, эмоциональных и поведенческих особенностях детей, которые появились на свет с ведущим правым полушарием. В большинстве случаев такие дети рождаются левшами.

Особенности мышления ребёнка-левши

Начнем с познавательных функций. Каких способностей мы ждем от ребенка? Чтобы он хорошо соображал, был внимательным, усваивал и запоминал информацию. Как раз с этим у правополушарных детей, скорее всего, будут проблемы.

Мышление ребенка-левши имеет свои нюансы: он мыслит образами, и с классической логикой ему сложновато. Выстраивание взаимосвязей, разделение важного и второстепенного, способность обобщать — все это дается с трудом.

Однако такие дети способны видеть нестандартное в самых обыденных вещах и могут придумать необычное решение задачи.

Их образное мышление позволяет им увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки.

Внимание — также не самая сильная сторона ребенка-левши. Ему трудно сосредоточиться, собраться. Собственно, дефицит внимания — та проблема, с которой часто приходится обращаться к специалистам.

Память левшей также опирается на образность, основана на впечатлениях. Они способны запоминать большое количество информации, сохраняя в памяти мельчайшие детали, полученные на ощупь, зрительно, на слух. Но при этом опосредованная, знаковая память (через ассоциации) у них хромает. Они испытывают сложности с запоминанием, например, букв и цифр.

Эмоции играют определяющую роль и в познавательной деятельности левшей, и в особенности их поведения. Яркие и сильные эмоции часто мешают ему трезво осмысливать ситуацию (как человеку в состоянии предаффекта).

Таким детям сложнее даются самоконтроль, нормативное поведение, послушание.

Помните про дефицит внимания? А вот и гиперактивность.

В нормативном поле левшам сложнее. Пик трудностей приходится на начальную школу, когда деятельность ребенка становится оцениваемой. «Не слушается, не может успокоиться, невнимателен, плохо соображает» — эмоциональные, творческие дети-левши такие оценки, увы, получают часто. Они долго включаются в работу, долго формулируют ответ.

Учитель, например, просит классифицировать предметы. Левополушарный ребенок, скорее всего, машинки и фрукты положит отдельно. Ведь это логично. Ребенок-левша может фрукты и технику сложить в одну кучку — ссылаясь, например, на одинаковость цвета. Это «логика» левшей.

У таких детей часто встречаются зеркальное письмо и чтение, и эта особенность тоже доставляет им массу неприятностей.

Еще им свойственно читать текст «про себя», зачастую справа налево. Поняв, что прочитали бессмыслицу, они не решаются произнести это вслух. Учителя при этом делают вывод, что ребенок либо не умеет читать, либо делает это слишком медленно. А ведь именно в первых классах у ребенка закладывается ощущение собственной успешности или неуспешности. Ситуация неуспеха сильно сказывается на детской самооценке.

Но не всё так плохо.

С другими когнитивными функциями — такими как ощущение, восприятие, представление и воображение — у левшей все намного лучше. Картина мира воспринимается ими гораздо ярче, живее, чувственнее. У правополушарных детей очень сильно развито воображение. В их представлении мир трансформируется в нечто большее, из реального с легкостью становится воображаемым.

Творческие способности, интуиция, чувственность (сочувствие и эмпатия) — сильная сторона левшей.

Они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух.

Особенности развития речи у левшей

Если первые простые слова давались малышу довольно легко, он повторял за родителями «мама» и «папа», то более сложные слова уже начинают вызывать у него сложности.

Ребенок может не проговаривать слова полностью, не улавливать их смысл или повторять одни и те же слова по нескольку раз. Более взрослые дети, начиная строить фразы, с одной стороны, все правильно выстраивают интонационно, держат тему разговора, а с другой — могут так переставить в предложении слова местами, что ничего невозможно понять.

Это не психическое и не органическое неврологическое заболевание. Просто превалирование образного восприятия над абстрактно-логическим привносит в речь ребенка свои особенности.

Считается, что в левом полушарии — том самом, которое в случае левшей менее активно, — находятся речевые центры, отвечающие за построение речи и понимание ее смысла. А в правом полушарии — том самом, которое у левшей доминирует — «рождается» образное восприятие речи.

В итоге ребенок хорошо понимает образную оболочку слова, а содержательную улавливает с трудом.

По этой же причине ему трудно выстраивать фразу в логическом порядке. У левшей часто встречается неверное употребление предлогов и проблемы с различением букв.

При чтении ребенок больше ориентируется на начертание, форму слова, нежели на распознавание знаков (букв). Текст он воспринимает целиком, зачастую не вдаваясь в логику содержания. А потому не может ни объяснить, ни пересказать прочитанное. Кстати, именно поэтому дети-левши могут позже начать говорить, но зато сразу же предложениями. Просто они копируют речь целиком, не осознавая и не анализируя ее смысл.

Речь для левши — скорее, картинка или (если на слух) мелодия.

Он речь не слышит — слушает. При этом воспроизведение интонации, темпа, тембра, тональностей — это его конек. Его подражательные способности на высоте.

Получается, что дети-левши пропускают главное, а усваивают второстепенное? На каком-то этапе развития — да. Но позднее красота, сочность, образность языка могут превратиться в дар литератора. А врожденная чувствительность к тонкостям графического начертания, цвету, эффектам определит в нем призвание дизайнера.

Как помочь ребёнку-левше

Ребенку-левше, конечно, можно и нужно помочь. И сделать это лучше еще до школы.

С помощью специальных занятий по нейрокоррекции можно наладить нейронную связь между двумя полушариями, сделать нагрузку на каждое полушарие более равномерной — дефицитарные функции (внимание, контроль поведения, двигательное поведение) начнут развиваться активнее. А также добиться того, чтобы связи внутри самих полушарий стали более дифференцированными — чем сложнее нейроны сцеплены между собой, тем лучше работает мозг.

На занятиях ребенок начинает усваивать понятия последовательности, структурирования, организации, стратегии, цели.

Детей-левшей ни в коем случае нельзя переучивать. Жесткое и насильственное вмешательство в незрелую, впечатлительную психику ребенка, необоснованная борьба с его природой может нанести ему серьезную психологическую травму, последствия которой будут преследовать его всю жизнь в виде повышенной возбудимости, агрессивных и неадекватных реакций на внешние ситуации, астении, тревожности, несамостоятельности, неуверенности в себе.

Невротические состояния негативно влияют на моторную функцию воспроизведения речи. Внутренние зажимы на уровне психики могут проявиться и на физическом уровне: в форме логоневрозов (заиканий), спастики челюстей, бруксизма (скрипения зубами), гипертонуса или, наоборот, гипотонуса мышц артикуляционного аппарата — и, как следствие, нарушения звукопроизношения.

Главное, что стоит уяснить родителям правополушарных детей:

леворукость — это абсолютно нормально.

Она свидетельствует об особой креативности мышления, которую не надо переламывать. Просто иногда, на определённых этапах развития, вашему ребёнку может потребоваться помощь специалистов.

Комментарии
Комментарии