Как перестать задерживаться на работе

Согласно Трудовому кодексу в России установлен восьмичасовой рабочий день. Переработки оплачиваются в двойном размере либо компенсируются отгулом. На практике во многих организациях ненормированный рабочий день считается нормой, а переработки не оплачиваются вовсе. Но главное, мы сами воспринимаем это в порядке вещей и задерживаемся по своей воле – чтобы больше сделать и успеть. Вот только эффективно ли это?

>> Как близость к природе влияет на наше здоровье

Как задержки на работе влияют на продуктивность

Вопреки распространённому мнению, постоянно задерживающийся на работе сотрудник отнюдь не самый продуктивный. В результате эксперимента было доказано, что увеличение продолжительности рабочей недели с 40 до 60 часов приводит к снижению производительности и увеличению количества ошибок в работе.

>> Усадьбы Москвы и Подмосковья, которые вам захочется посетить

Академик Юрий Беленков, директор Института кардиологии Минздравсоцразвития уверяет: «Человек не может работать подряд 12 часов – через какое-то время организм просто не выдержит нагрузки. После 8 часов беспрерывного труда трудоголики теряют контроль и четкость реакции – отсюда хронические болезни: повышение артериального давления, ухудшение зрения, развитие различных сосудистых и суставных болезней. За последнее время у молодых людей с ненормированным рабочим днём участились сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, ранний атеросклероз и т. д.».

Дома такой человек тоже далеко не образцовый семьянин. Круглосуточная вовлечённость в рабочий процесс не даёт расслабиться и мешает полноценному семейному досугу. Трудоголик приходит домой, когда дети уже спят. Ребёнок видит своего занятого родителя только по выходным, а ведь столько важных событий происходит в его жизни в течение недели – и обо всём этом он хотел бы поговорить и с мамой, и с папой.

Австралийская медсестра Бронни Вэр, работавшая в хосписе, написала в своём блоге о тех больных, с которыми ей приходилось общаться. Пациенты вели долгие беседы с ухаживавшей за ними медсестрой, рассказывали ей о своей жизни. По словам Бронни Вэр, ни один из умирающих не сожалел о том, что проводил слишком мало времени на работе, но абсолютно все сожалели о том, что проводили мало времени со своими близкими.

Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает

Мудрый руководитель заботится о подчинённых. Не зря существует выражение «Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает». Именно поэтому известный американский бизнесмен и владелец автомобильного концерна Генри Форд признавался: если кто-то из его рабочих постоянно трудился сверхурочно и без выходных, магнат принудительно отправлял такого сотрудника в отпуск. Если рабочий отказывался отдохнуть, Форд его увольнял.

Если постоянно задерживаться на работе, у вас не откроется второе дыхание. Можно, конечно, выпить чашку кофе, вот только эффект от этого краткосрочный, а вреда от воздействия кофеина гораздо больше. Подстёгивать себя таким образом долго не получится, это чревато эмоциональным выгоранием. Трудоголик превратится в выжатый лимон, которому уже «до лампочки» любые достижения его фирмы. Загнанных лошадей пристреливают, а загнанных трудоголиков, увы, увольняют.

Постоянный эмоциональный гипертонус чреват перенапряжением и нервным срывом. Лучше всего, приходя домой, забывать на время о смартфоне и планшете. Не бросайтесь проверять рабочую почту по первому сигналу и не торопитесь тут же отвечать на каждое сообщение. Вы имеете полное право игнорировать рабочие звонки в своё свободное время. Отключите мобильный телефон либо вежливо, но твёрдо предупредите коллег, что в выходной день вас по рабочим вопросам лучше не беспокоить.

Как уходить с работы вовремя

1. Спланируйте уход домой. За 30-40 минут до конца рабочего дня начните наводить порядок на рабочем месте: сохраните и закройте все документы, ответьте на письма тем, кому не успели, составьте план дел на завтра и выключите компьютер. Не беритесь за новое дело за 15 минут до окончания рабочего дня, иначе вам точно придётся задержаться. Выходя из офиса, оставьте там все мысли о работе, не несите их домой.

2. Освойте тайм-менеджмент. Если полдня просиживать в соцсетях, листая френдленты, а ближе к обеду спохватиться, что важный отчёт не закончен – сверхурочные обеспечены. Только эти часы, проведённые в офисе после окончания рабочего дня, не имеют ничего общего с продуктивностью. Начните день с выполнения наиболее важных и срочных задач. Обязательно планируйте задачи по времени, чтобы понимать, что ваш список дел на сегодня – реалистичный. Всё неважное и несрочное не бойтесь отложить на другой день, делегировать либо отказаться от этих задач вовсе. Ведь если результат этих дел не важен, то и смысла в их выполнении немного, верно? Так вы с лёгким сердцем станете всё успевать и, как следствие, уходить домой вовремя.

3. Выясните свои штатные обязанности. Зачастую ответственным сотрудникам приходится абсолютно бесплатно выполнять обязанности более ленивых коллег. Конечно, офисная взаимовыручка нужна, но в меру и на бартерной основе (ты – мне, я – тебе). Если же вы регулярно доделываете в своё рабочее время дела коллеги, который ссылается на собственную занятость или некомпетентность, остановитесь.

4. Научитесь говорить «нет». Поверьте, люди не станут относиться к вам хуже, если вы перестанете угождать им в ущерб собственным интересам. Безотказность не имеет ничего общего с добротой или дружелюбием. Она не гарантирует всеобщей любви, но точно гарантирует отсутствие свободного времени. Умение отказываться от сверхурочной работы избавит вас от нервного срыва. Если дедлайн возникает раз в полгода или год, не драматизируйте ситуацию. Однако если перерабатывать приходится регулярно, задумайтесь, стоит ли такая работа вашего здоровья.

Кстати, если вы подыскиваете формулу отказа, то знайте: экспериментально доказано, что фраза «Я этого не делаю» в два раза эффективнее, чем слова «Я не могу это сделать».

5. Уважайте себя. Не ставьте свою самооценку в зависимость от мнения начальства или ваших коллег. Многие готовы перерабатывать бесплатно ради похвалы руководителя или чтобы избежать косых взглядов сослуживцев. Спокойно выполняйте свои обязанности и не хватайтесь за дела, порученные не вам.

В некоторых фирмах уходить с работы вовремя считается дурным тоном. Сотрудники зависают в мессенджерах, раскладывают пасьянс, играют в компьютерные игры – и всё это ради того, чтобы, не дай бог, не уйти с работы раньше принятого времени и чтобы доказать руководству свою лояльность. Но вы же понимаете, что это не имеет ничего общего с продуктивностью?

6. Научитесь делегировать полномочия. Излишний перфекционизм только вредит. Если вы считаете, что никто кроме вас не сделает эту работу хорошо, значит вы просто недооцениваете коллег. Эффективный руководитель потратит час-другой на обучение подчинённых, чтобы потом перепоручать им второстепенные дела и освободить себе время для наиболее важных задач.

7. Помните о своём здоровье. Одной из самых трудолюбивых наций считаются японцы. Но погодите ими восхищаться. Каждый год более сотни японцев скоропостижно умирают прямо на рабочем месте от инфаркта и инсульта. Причина – стресс, вызванный усталостью и переутомлением. Вспомните об этом, когда решите снова поработать сверхурочно.

Работа – не главное в жизни

Планируя в очередной раз задержаться на работе, вы рискуете не только здоровьем, но и временем – это ценные и невосполнимые ресурсы. Всех дел не переделать, а в сутках всего лишь 24 часа. Вы нужны не только начальству. В первую очередь вы нужны себе и своей семье. И поверьте, близкие нуждаются в вас гораздо больше, чем ваш директор, а ваше здоровье важнее любых денег. В конце концов жизнь дана не для того, чтобы трудиться по 12 часов в день и заслужить благодарность начальства.

Работа, реализация своих способностей и талантов нужна человеку, но в жизни каждого есть и другие вещи: семейные взаимоотношения, общение с родными, встречи с друзьями, путешествия, хобби, спорт. Только грамотный баланс между трудом и личным временем позволит вам сполна наслаждаться жизнью и радоваться каждому дню.