Как ужиться в многодетной семье

_Ксения Цыкунова, 30 лет_

Фотограф из Москвы. Учится на первом курсе мастерской Игоря Мухина в школе Родченко. Выставлялась в Польше, США, Великобритании, России, ОАЭ. Ее работа попала в книгу «100 лучших стрит-фотографий».

«Представь: ты собираешься на работу, а ботинок нет — в них уже кто-то ушел». С этой фразы началось мое знакомство с семейством Ланцманов, в котором родилось семеро детей — пять мальчиков и две девочки. Жили они в небольшой двухкомнатной квартире, по утрам вставали в очередь в туалет, засыпали при свете лампы, потому что один боялся темноты, красили стулья в разные цвета, чтобы не ссориться за ужином, надевали чужие ботинки, рисовали портреты друг друга и сочиняли песни.

Потом я узнала, что у каждого есть свой любимый музыкальный инструмент, и это окончательно меня покорило. Для меня именно инструменты точнее всего определяли их образы и характеры. А чуть позже я нашла аналогию в фильме «Репетиция оркестра». У Ланцманов, как и у Феллини: скрипка (Семен) — «мозг и сердце всего оркестра», виолончель (Фаина) — «преданный друг», гобой (Яков) — «самый трудный, деликатный и одинокий», а ударные (Ефим) — «самые веселые, остроумные и никогда не выпендриваются». Еще есть Матвей с саксофоном и Валентина с гитарой. Феллини про них ничего не сказал, но домыслить не трудно.

Ланцманы — это как все наше общество в миниатюре. Здесь есть работяги и лентяи, балагуры и молчуны, физики и лирики.

Ланцманы — это как все наше общество в миниатюре. Здесь есть работяги и лентяи, балагуры и молчуны, физики и лирики. И целая россыпь разных профессий и занятий: менеджер и столяр, учитель и школьник, архитектор, электротехник и звукорежиссер.

Недавно в семье, наконец, появилась вторая квартира, и четверо старших детей переехали. Однако жизнь на новом месте по-прежнему кипит, двери никогда не запираются на ключ. Живое общение с толпой родственников и друзей — как глоток свежего воздуха в противовес ставшему уже привычным суррогату социальных сетей.

Здесь в одной из комнат учительница литературы завороженно слушает концерт своей ученицы. Одновременно в набитой людьми ванной раскуривают кальян и обсуждают новые постановки Серебренникова и Богомолова. На кухне второй час продолжается спор про героев древнегреческих мифов. А еще в одной комнате заперся Яша со своим другом, чтобы просто послушать музыку.

Но есть и другая сторона медали. Каково это жить практически без личного пространства, когда на твоей кровати засыпают другие люди и тебе приходится ехать ночевать к родителям? Когда старший брат не покупает себе новый айфон, так как должен оплатить младшему курсы английского и дать сестре денег на новые сапоги? Когда видеть их всех уже не можешь, но и дня без них не проживешь?