Личный опыт: Как я 9 лет добывала мебель для передачи «Фазенда»

Автор: Юля Даркова — 9 лет была креативным продюсером программы Фазенда (Первый канал)

В течение нескольких лет я была «невидимым фронтом» передачи — договаривалась с производителями и поставщиками (мебели, плитки и материалов), комплектовала разработанный дизайнером проект. Все требовалось сделать в срок и… совершенно бесплатно.

Специфика «Фазенды»

На отечественном телевидении достаточно много передач о дизайне и ремонте: программа приезжает к обычным людям и преображает какое-то помещение в квартире («Квартирный вопрос», «Школа ремонта», «Это моя комната») или на загородном участке («Дачный ответ», «Фазенда»). Проект всегда создает профессиональный дизайнер, архитектор или несколько специалистов. На время стройки владельцы покидают дом и возвращаются лишь в финале, когда интерьер полностью готов. Участие в передаче абсолютно бесплатное, а вещи и предметы, которые использовались для переделки, достаются хозяевам даром, вместе с новым ремонтом. Как следует из названия, «Фазенда» специализируется на дачно-загородных проектах. Но это не единственная особенность программы.

Не провокация, но театр

Некоторые телевизионные программы привлекают зрителей сплетнями и обсуждениями чужой жизни. «Фазенда» изначально создавалась в противовес им — как веселое и яркое шоу. В первые годы существования программы в ней было довольно много юмора и театральности.

Нужно понимать, что мы говорим не о частном дизайн-проекте, а о телевизионном шоу. Зритель ищет эмоций, и по законам жанра его привлекает яркая картинка, иногда в чем-то даже провокационная. Поэтому некоторые считают «Фазенду» яркой и вызывающей.

Прикладное значение

Что под ним понимают? Что дизайнер (автор проекта) изначально должен предлагать идеи, которые сможет повторить у себя на участке любой телезритель. Всегда именно «просто повторить», причем быстро и относительно недорого.

Краска решает все

Креативные способы окрашивания были, есть и будут бюджетным способом оформления поверхности. За время работы я увидела множество неожиданных способов декорировать поверхности. Казалось бы, все понимают — деревянную поверхность легко покрасить. В передаче мы показывали, как именно работают хорошо известные приемы в нестандартном исполнении.

Старая мебель «с чердака» и предметы своими руками

Такая мебель активно использовалась в проекте. Сложно подсчитать, сколько круглых столов из дуба мы вытащили из хозяйских сараев. Ставка на мебель, сделанную своими руками, в том числе и из подручных вещей — одна из «фишек» передачи. Этот принцип объяснялся не только желанием сделать программу массовой, но и нашими ограничениями по поиску участников.

Факт: В рамках программы я успела сделать несколько десятков собственных мастер-классов. Очень часто возникали такие ситуации: съемка назначена буквально через пару дней, а я еще не придумала, что сделаю с тем или иным столом. Но я всегда знала, что именно в цейтноте мой мозг будет работать лучше и обязательно придумает что-то очень интересное. Конечно, многие предметы требуют кропотливого труда и долгой подготовки к съемкам. Просто иногда работа в рамках ТВ-проекта — это драйв, адреналин и возможность проверить себя «на слабо».

Что нельзя сделать или перекрасить — нужно просить даром

Откуда же берутся все материалы и предметы мебели, которые используются в программе? Этот вопрос волнует многих зрителей. В первые годы существования передачи все приобреталось за счет бюджета программы (он был невелик, а проекты — довольно просты).

В какой-то момент бюджет перестал покрывать наши потребности. И моей задачей стал поиск компаний, готовых бесплатно предоставить материалы или мебель для проекта. Почему бесплатно? Потому что рекламой наши отношения называть было сложно: мы никаким образом не упоминали марки в кадре. Компания получала показ своих товаров на Первом канале (без упоминания производителя), профессиональные фотографии готового интерьера и возможность рассказывать своим клиентам, что именно ее продукция использовалась в проекте.

Далеко не всем перспектива «подарить» пару стульев в обмен на профессиональную фотосъемку интерьера казалась хорошей сделкой. Многое решали обычное человеческое общение, умение слушать и договариваться, находить выход в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Дело в том, что когда партнер не платит деньги за рекламу на Первом и не считает участие в программе «рекламным» (читай: дорогостоящим и важным), то и относится он к проекту соответствующим образом.

Расскажу про один случай. Создавали проект для многодетной семьи, дизайнер решила поставить на подиум беседку из бамбука. Я нашла в Питере компанию, которая делает такие беседки; в течение месяца мы обсуждали конструкцию, в итоге беседку якобы отправили в Москву. Но до нас она так и не доехала: то мне рассказывали о поломках машины, которая везет груз; то выяснилось, что производство расположено на территории какой-то зоны, чем и объясняются сложности с доставкой. Сказки каждый день были разными, иногда на мои звонки не отвечали в течение нескольких дней.

При этом передача должна выйти в любом случае — у эфира есть четкая дата. Нельзя просто отодвинуть съемку на пару дней и дожидаться поставки. У нас просто не было права «не доделать ремонт». Время шло, беседка не приезжала. За пару дней до съемок стало понятно: ждать больше нечего — надо действовать.

Созвали экстренное совещание, стали думать о том, как подать проект уже без бамбуковой беседки. Мы рисовали конструкции, которые можно возвести за три дня, прикидывали, что еще можно сделать. Ведь мы рассчитывали на поставку беседки бесплатно и израсходовали бюджетные средства на другие материалы для этого проекта.

В какой-то момент возникла пауза, и я вспомнила о компании, которая делает готовые гриль-домики: подиум-то у нас уже был построен — оставалось только что-то на него поставить. Я тут же позвонила руководителю этой компании и абсолютно честно рассказала историю про бамбуковую беседку, про отсутствие денег и объяснила, что нас надо спасать. На что руководитель компании мне ответил: да, я готов поучаствовать в программе и за три дня собрать готовый гриль-домик с камышовой крышей. Вот если бы вы позвонили не сегодня, а завтра, все оказалось бы иначе. Дело было 1 августа, а на следующий день он планировал отмечать День ВДВ.

В итоге мы собрали и сняли шикарный гриль-домик, установили в нем отличный финский гриль (его поставщики тоже очень быстро все организовали), и получилась прекрасная программа.

Все это говорит о том, что удачный проект можно построить лишь на искренности и честном отношении с поставщиками.

Вера в это постоянно помогала мне в работе. Возникало немало подобных случаев. Скучать было некогда.

Кто выступает спонсорами передачи?

Помимо партнеров, у программы иногда есть спонсоры — это означает, что в определенных выпусках программы ими оплачена реклама конкретного продукта. И только в этих случаях дизайнеру приходится мириться с использованием материалов, которые он мог изначально и не планировать. Чаще всего спонсорами становились компании, которые занимались строительными и отделочными материалами. Потому применение их материалов было оправдано и шло на пользу проекту. Основная часть материалов, предметов мебели и декора была предоставлена партнерами (то есть безвозмездно) — эта схема до сих пор работает и без меня, чем я горжусь.

В чем мы ограничивали дизайнеров?

Многие дизайнеры уверены, что участие в телепередаче — это всегда работа только с теми поставщиками, которые уже есть у программы, и что из-за этого им придется использовать в своих проектах не те материалы и предметы, что были запланированы. На самом деле, если проект разработан заранее, и есть время на поиски новых поставщиков, то его можно было реализовать в том виде, в котором хотел дизайнер.

Конечно, часто дизайнерам самостоятельно приходилось договариваться с некоторыми поставщиками. Это было эффективнее, поскольку многие компании заинтересованы в продолжении сотрудничества именно с дизайнером и гораздо быстрее соглашались предоставить материалы. За время моей работы подобное происходило не так часто, но я всегда была очень благодарна авторам проекта, которые самостоятельно работали с поставщиками.

Условия для дизайнеров

[Дизайнеры интерьера] (https://www.houzz.ru/professionals/dizayn-interyera-dekor) проходят своеобразный «кастинг»: присылают на адрес передачи рассказ о себе, портфолио и собственный портрет. Все заявки рассматривает арт-директор программы. Если работы кандидата заинтересовали специалистов, дизайнера приглашают на личную встречу. Дальше обычно следует поездка на дачу к потенциальным героям (уже на обратном пути начинается обсуждение первых идей проекта).

Факт: В рамках передачи можно реализовать то, о чем дизайнеры мечтали (и не смели сделать) в своих коммерческих проектах. В программе они могут всего за один месяц получить настоящий «творческий оргазм». Кроме того, съемка передачи — это возможность сделать быстро то, что обычно растягивается на многие месяцы. С заказчиком, который «не перекраивает концепцию», а принимает ее.

Конечно, дизайнеры делают то, что нравится. Но в жизни многие проекты реализуются в течение длительного времени, концепция их меняется и не всегда есть возможность создать что-то своими руками.

Сколько длится один проект?

Собственно стройка занимает от 21 до 30 дней. Но ей предшествует долгая подготовительная работа. Хорошо, когда работа начинается за месяц-полтора до запуска — в таком случае больше шансов договориться с профильными поставщиками. Но иной раз приходилось снимать в сжатые сроки. Одновременно идут съемки трех-четырех проектов, а порой строили сразу семь объектов! Иначе как дизайнерским и строительным подвигом эти бессонные ночи и работу на износ не назовешь. Летом я покрывалась ровным, почти средиземноморским загаром и объясняла знакомым, что «горю на работе».

Съемки на свежем воздухе мне всегда нравились — это не душные телевизионные павильоны для ток-шоу. Зимой, конечно, холодно, но всегда весело и задорно. Однажды мы снимали уличный проект в феврале, в Подмосковье как раз ударили морозы под -25 градусов. Зато светило солнце, всегда был под рукой термос с горячим чаем — хорошее настроение обеспечено. И проект получился отличный.

Про жизнь и любовь

«За кадром» остается множество интересных историй. Скажем, одна девушка написала письмо в программу с просьбой обустроить комнату на старой даче. К ней приехали, комнату обустроили, затем эта девушка стала писать сценарии к проектам «Фазенды», а сейчас она работает главным редактором ведущего строительного портала России.

Были и любовные истории

За время моей работы в программе три оператора нашли себе жен (двое были авторами и режиссерами в «Фазенде», еще одна на тот момент представляла интересы спонсоров программы от имени канала). Все живут счастливо, у всех есть дети.

Однажды и со мной произошел забавный случай: мне пришлось просить денег в аэропорту, чтобы привезти коряги для мастер-класса. Отдыхала с дочерью в Сухуми и на берегу моря набрала много красивых коряг. Вот приезжаем мы в аэропорт Адлера, а при сдаче багажа выясняется, что у нас перевес. Выбросить коряги рука не поднимается, а заплатить за перевес нечем. Представители авиакомпании не соглашаются принять плату за перевес в Москве (к тому моменту я уже успела договориться, что меня встретят коллеги по «Фазенде» и дадут нужную сумму). Смешно, но речь шла о 300 рублях. В итоге я громко попросила помощи в зале ожидания — несколько человек дали денег, и я оплатила перевес, а в Москве вернула им долг. Из этих коряг я потом собрала красивое основание лампы.

Рассказывать о своем опыте работы в этой чудесной программе я могу бесконечно. Забавных ситуаций было множество. Если хотите участвовать в передаче — напишите письмо: расскажите о себе, своих увлечениях, опишите интересные истории из жизни. Если вам удастся «увлечь» своей персоной редактора передачи, к вам обязательно приедут (дача должна быть не дальше 30 км от МКАД). Если вы дизайнер — тот же совет: пишите о себе, своем опыте, о том, что именно любите делать в интерьерах, и вас обязательно пригласят на кастинг.

Загорелись идеей получить заветный (бесплатный) и непредсказуемый ремонт от любой передачи с центрального ТВ? Houzz дает несколько советов, как это сделать, в статье: [Телеремонт, выбери меня] (https://www.houzz.ru/ideabooks/57737142/list/lichnyy-opyt-teleremont-vyberi-menya).