На что потратить первый час рабочего дня

Задумывались ли вы о том, как проводите начало своего рабочего дня? А может, вы замечали, что утро – самое продуктивное время суток? Так и есть. Голова ещё свежая, не забита посторонними мыслями и впечатлениями от случившихся за день событий. Вы полны энергии и решимости взяться за любое, даже трудное, дело и довести его до конца. Очень обидно терять этот источник силы, правда? Но для многих это стало практически нормой – мы просто не замечаем, как убиваем свой первый рабочий час – в прямом и переносном смысле.

>> Кроме меха: что носить зимой

Утро прокрастинатора

Утро. Вы полны энергии и решимости свернуть горы. В голове громоздятся тысячи самых радужных планов.

И вот подходя к дверям кабинета вы ещё из коридора слышите весёлые голоса и смех коллег, которые что-то оживлённо обсуждают. Вы заходите, здороваетесь, и первое, что слышите: «Может, чайку или кофейку?». Вроде бы вы и позавтракали всего пару часов назад, однако соглашаетесь. За чашкой горячего напитка обсуждаете погоду, семейные вопросы, свежие новости. Слово за слово, беседа расхолаживает, и постепенно рабочее настроение пропадает. Так незаметно проходит час-полтора. Затем вы включаете компьютер и с головой погружаетесь в новостную повестку, френд-ленту в любимых соцсетях и т. д. Очнувшись через «минутку», понимаете, что добрых два часа рабочего времени прошли, а в делах вы не продвинулись ни на йоту. И только теперь вы начинаете в спешке хвататься за всё и сразу, чтобы успеть хоть что-то.

>> Гормональная гармония: что делать со стрессом

Знакомый сценарий? Что же делать, чтобы драгоценное рабочее время не пропадало понапрасну? Как сберечь своё время и нервы, уходить с работы вовремя и не стать жертвой дедлайна?

Осваиваем тайм-менеджмент

В советское время во многих учреждениях можно было просто отсиживаться с 8 до 17 часов, особо не напрягаясь. Помните, в кинофильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» показывают, как служащие в рабочее время болтают, сплетничают, бегают в магазин, а вечером вскакивают со своих мест, едва заслышав звонок окончания рабочего дня.

>> Как перестать задерживаться на работе

Мы живём в другое время. Темп нашей жизни и возможности для карьерного роста таковы, что любой человек, чтобы стать успешным, должен освоить науку тайм-менеджмента.

С чего начать? Возьмите за правило каждый вечер составлять список дел на завтра, расставляя все дела в порядке важности и срочности. При этом учитывайте, сколько времени потребует выполнение каждой задачи, чтобы общий план получился реалистичным. Если вы расписали дел на 10 часов, они не поместятся каким-то чудом в 8-часовой рабочий день. Задерживаться тоже не вариант. Значит, что-то нужно перенести на другой день, делегировать или разбить на части и запланировать только одну из них. Благодаря такому списку дел утром вы будете сразу знать, чем займётесь в первый – самый продуктивный – час работы, и вам не придётся тратить это драгоценное время на планирование.

Не забывайте также оставлять в расписании временной запас, равный примерно 10 % от всего рабочего дня. Это время – для непредвиденных задач и просто передышек. При этом научитесь говорить «нет» пожирателям времени: болтливым коллегам, бездумному сёрфингу по интернет-сайтам. Помните, что такой незапланированный перерыв может выбить вас из колеи и привести к срыву всего дневного плана.

Проглотите «лягушку»

Гуру практического тайм-менеджмента Брайан Трейси называет самое сложное и неприятное, но важное дело текущего дня «лягушкой». Это может быть написание отчёта, звонок сложному клиенту или вроде бы простое поручение, одна мысль о котором, однако, наводит на вас тоску. Это дело нужно сделать первым – то есть «проглотить лягушку».

Обычно человек старается отложить такие задачи на конец рабочего дня, а то и на завтра. Проблема в том, что, постоянно оттягивая важное, человек создаёт для себя эмоциональный дискомфорт, своеобразный дамоклов меч, который висит над ним в течение целого дня и мешает выполнять остальные дела. Поэтому лучшее, что вы можете сделать рабочим утром, – взяться за важную задачу, особенно если она вас пугает. Мотивируйте себя тем, что после вам будет гораздо легче трудиться. Проглотив свою «лягушку», вы почувствуете, что у вас в буквальном смысле свалилась гора с плеч.

Всего 15 минут

Очень эффективен такой приём: попробуйте разбивать большую задачу на конкретные действия – совсем как в школе на уроках математики. Длинный путь легче преодолеть, если разделить его на маленькие отрезки. Поступив так со своим большим делом, вы увидите, что каждая отдельная подзадача – проста, понятна и выполнима.

Ещё один приём. Скажите себе: «Я делаю это ровно 15 минут». Установите таймер и ровно 15 минут занимайтесь тем, что запланировали, абсолютно ни на что не отвлекаясь. Спустя четверть часа прервитесь и минутку отдохните. После этого вы можете приступить к другой задаче или продолжить начатое. Вы удивитесь, как много сможете успеть за такие 15-минутные отрезки. А может быть, вы так увлечётесь задачей, что не захотите останавливаться. Что ж, пожалуйста. Поработайте ещё четверть часа. Но потом всё же сделайте паузу, чтобы немного размяться и дать отдых глазам. Утро – время вашей продуктивности

Человек не может управлять временем, заставить его идти быстрее или медленнее, но зато он может управлять собой, своими действиями. Успешный человек за час успевает сделать больше стандартного офисного прокрастинатора, и в этом – секрет его высоких жизненных достижений.

Это вовсе не значит, что нужно работать, не разгибая спины и не поднимая глаз от рабочего стола. Такие нагрузки лишь приведут к переутомлению и эмоциональному выгоранию. Успешный человек грамотно распределяет время для работы и отдыха, сохраняя между ними разумный баланс. При составлении ежедневного списка дел он закладывает в него перерывы на восстановление сил, помнит о том, как сильно на уровень энергии влияют питание, физическая активность и здоровый сон. И конечно, он не засиживается в офисе допоздна, а спешит домой – ведь общение с близкими людьми дарит неповторимую радость жизни.

Секрет его высокой производительности в том, что он не тратит драгоценные минуты и часы на пустое времяпрепровождение, не дающее ничего ни уму ни сердцу, как то: беспорядочный сёрфинг в интернете, постоянная проверка почты, зависание в соцсетях, бесконечная болтовня с коллегами и выполнение бесполезных дел, не дающих результата. Научитесь, наконец, ценить себя и своё время. Тайм-менеджмент не ограничивает вашу свободу, а напротив, создаёт её.

Планируйте на первый час рабочего утра самые важные задачи, поскольку это наиболее продуктивное время. Утром вы свежи и собранны, мозг активно включается в работу, а интересные идеи и неординарные решения сами приходят в голову. Когда вы полны энергии, работа спорится. Деятельное рабочее утро подарит прилив хорошего настроения, и весь день пройдёт легко и эффективно. Ну что, за работу?