В поисках утраченного времени: загадки памяти

Все хотят иметь такую таблетку, съев которую сразу можно было бы все запомнить и, проснувшись утром, как в фантастическом фильме, к примеру, с легкостью заговорить на нескольких иностранных языках. Но любое чудо требует работы: чтобы народная тропа не зарастала – по ней надо ходить, а чтобы инструмент звучал – на нем надо играть. Поэтому, если вы хотите долгие годы сохранять здравую ясную память, вам нужно ее тренировать. Каким образом, – рассказывает «Практика».

>> Секреты правильного утра

Память гениев

Москва, июль, 1926 год. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет 30. Он представился Соломоном Шерешевским и попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, человек запоминает любой объем информации.

>> Типы друзей, которые мешают нам жить счастливо

Соломон Шерешевский работал газетным репортером и в своих способностях не видел ничего особенного, предполагая, что так происходит со всеми. В кабинет Лурии он попал по неожиданному стечению обстоятельств. На утренней планерке редактор газеты, где работал Шерешевский, обратил внимание, что репортер не записывает ни поручений, ни адресов, ни фамилий, ни телефонов. Решив сделать выговор недобросовестному сотруднику, он вызвал его в кабинет. Но, на удивление, Шерешевский повторил слово в слово весь длинный список поручений, после чего руководство незамедлительно отправило молодого человека на обследование.

Ученые объясняют феномен Соломона Шерешевского тем, что он воспринимал всю информацию синестезически. Синестезическая память – это память всех чувств, основанная на взаимодействии запахов, звуков, цветов, прикосновений. Каждый ребенок рождается синестетиком: погружаясь в мир, где каждый образ неотделим от другого, он воспринимает действительность как единое целое.

Такое мультисенсорное запоминание проходит до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становясь логической. У Шерешевского этого преобразования не произошло.

Чтение газеты за завтраком для него было невозможным: вкус слов перебивал вкус пищи. Он с трудом пробирался сквозь образы, которые вырастали сквозь слова. Если он видел единицу, то перед глазами у него вырастал худощавый человек с тростью, семерку он представлял как мужчину с усами, восьмерку – как полную женщину. Голос Лурии он описывал как «желтый и рассыпчатый».

Сегодня Шерешевского история запомнила как известного мнемониста, а Александра Лурию – как классика нейропсихологии.

На протяжении всего романа «В поисках утраченного времени» французский писатель Марсель Пруст рассказывает, как знакомые запахи и вкусовые ощущения рождали в его мозгу мельчайшие подробности воспоминаний, о которых он не задумывался десятилетиями. Целый мир прошлого вырастал перед его глазами из хаоса звуков, вкусов, тактильных ощущений: забытый вечерний поцелуй, случайный шорох — все что угодно могло оказаться ключом к огромным неожиданным мирам. Нейролингвист и экспериментальный психолог Татьяна Черниговская в своих выступлениях неоднократно подмечала, что, «сам того не осознавая, Пруст сделал фундаментальное открытие до того, как наука посмела к нему хоть немного приблизиться».

Феноменальной памятью, основанной на синестетическом восприятии, обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский – они помнили имена всех своих солдат, а их было более 30 тысяч; Моцарту достаточно было прослушать произведение всего один раз, чтобы записать и исполнить его. Именно поэтому он подвергся гонениям церкви, в строжайшей тайне хранившей партитуру «Мизерере», аллегро в 9 частях: считалось, что это божественное произведение не должно было стать достоянием простых смертных. Но гениальный композитор, услышав эту мелодию всего один раз, по памяти записал всю партитуру.

Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются нами и, соответственно, не контролируются. Но любой из нас может осознанно развить в себе подобные способности.

Применяем стратегии гениев на практике

Тони Бьюзен – британский психолог, один из ярчайших исследователей вопроса памяти – учитывая опыт прошлого, создал свою методику запоминания огромных объемов информации, которой сегодня пользуются все успешные люди. Мнемоника Бьюзена базируется на трех фундаментальных принципах, которые открыли в свое время еще древние греки и которые активно, но бессознательно использовали гениальные люди, упомянутые нами выше. Рассмотрим эти принципы:

1. Принцип синестезии

Повторим, что этот принцип основан на умении человека представлять яркий, «глубоко прочувствованный» образ, задействуя все свои 5 чувств. Наиболее ранние упоминания о синестезии присутствуют в философии Древней Греции. Научиться этому можно, выполняя некоторые упражнения:

— Пробуйте всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по-вашему, выражает. И наоборот. Когда вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

— Вспомните знаменитых людей, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя. Если бы Феллини был музыкантом, то кем? А если бы Ван Гог был танцором, то «как кто» бы он танцевал?

— Займитесь любой подходящей вам дыхательной гимнастикой. На первый взгляд, подобное упражнение кажется простым, но оно отлично усиливает наше чувственное восприятие.

— Соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов: гвоздику, горсть земли, лимонную цедру, размятый зелёный лист с неизвестного дерева, старую книгу, серебряную цепочку. Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что вы чувствуете.

— Соберите коллекцию предметов, приятных на ощупь. Например, куски разной ткани: органзы, шёлка, льна, хлопка. Или природных объектов: древесной коры, веточек, перьев, орехов. На самом деле, вы можете использовать любые предметы, находящиеся у вас под рукой. Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

2. Принцип ассоциации

Значимость ассоциации при запоминании была открыта Аристотелем. Он понял, что мы осознаем явления и создаем сложные идеи путем связывания двух или более простых наблюдений. Под ассоциациями Бьюзен понимает привязку к хорошо знакомой информации. Например, число 917 может быть ассоциировано с революцией и образом красного флага.

Как развить ассоциативное мышление?

— Играйте в друдлы. Об этом мы писали в статье «Воображение и логика – инструменты будущего».

— Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву «К». На букву «П»… А на «В»? Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100.

— Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «Марс – Брэдбери – Купание красного коня – розы – любовь – гранат – сплин и т. д.». Или «Нос – Гоголь – Невский проспект – сон – Рождество – черевички – желание – Италия и т. д.». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

— Придумывайте названия или подписи для картин абстракционистов, пробуйте описывать то, что на них происходит. Начать данное упражнение вы можете, например, с этой работы Кандинского:

3. Принцип локализации или фиксации

Говоря об этом принципе, Тони Бьюзен имеет в виду то, что запоминаемые образы должны фиксироваться на заранее заученных опорных образах, благодаря которым и удается последовательно воспроизводить информацию. Встречается такое, что на экзамене студент может вспомнить ответы на вопросы билета, представив страницы своей тетради с конспектами. Это все потому, что он образно зафиксировал в своей памяти текст и место, где он написан. Развить подобное мышление поможет метод Ньютона:

— Ньютон загибал страницы определённым образом. Обычно страницы складывают, заворачивая угол вверх или вниз. Ньютон пошёл дальше. Каждый загнутый учёным угол указывает на конкретное слово, фразу или предложение в книге. — Ньютон делал заметки прямо в книге. Причём заметки были огромными.

— Во время прочтения книги Ньютон проделывал большую работу по составлению ее описания. Индексы и указатели выглядели так же, как и сейчас в научных изданиях, были алфавитными и тематическими.

Интеллект-карты

Используя все вышеперечисленные принципы, накопленные столетиями, Бьюзен шагнул вперед, придумав метод, который позволил многим людям не только улучшить свою память, но и развить творческое мышление: ведь одно всегда взаимосвязано с другим.

Кто владеет информацией – владеет миром, а владеет информацией тот, у кого хорошая память.