В пути: пять признаков того, что вы засыпаете за рулем

11 апреля 2015 года трое моих друзей разбились по дороге в горы из-за того, что все в машине, включая водителя, уснули.

Когда разбивается кто-то незнакомый, часто думаешь: «Наверное, парень был неопытный или излишне самоуверенный. Со мной такого точно не случится». Но в тот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые в течение последних 10–15 лет постоянно, чуть ли не каждый месяц гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок.

Все они прекрасно чувствовали наступление усталости и старались вообще не водить в сонливом состоянии. Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее это случилось.

Всего лишь один раз, но хватило всем троим.

Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у всех нас плюс-минус одинаковая. А значит, и я одним прекрасным солнечным утром мог бы точно так же оставить свои мозги на подголовнике. И это заставляет задуматься.

У меня был целый арсенал разных способов взбодриться в дороге: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т. п. Но тут я понял, что ни один из этих способов не может мне гарантировать безопасность.

Ведь вот в чем парадокс: все это не что иное, как способы продолжить движение, но главное — знать, когда пора остановиться, несмотря ни на что!

Здесь не годится народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал?

Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и что? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

Эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, сейчас у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей и в машине, и на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить.

Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что мозг уже отключается:

Замечаешь момент моргания

Это самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же!

Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит настолько быстро, что просто не обращаешь внимания.

Зато когда это становится явным, речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

Обманы зрения

В таком состоянии водитель не сразу определяет, что именно он видит перед собой: то ли фигура, то ли столб, то ли тень… Издалека вещи кажутся чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще.

Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит.

Зрение не успевает фокусироваться

Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы — и снова на дорогу.

В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевают адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором и тут же считать нужные показания.

Лень напрягать мозг

Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то чтобы сложно… ему неохота. Лень даже начинать.

По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова.

Кстати говоря, любое словесное общение неплохо нагружает мозг, поэтому, во-первых, кто болтает — тот не уснет, а во-вторых, если в салоне повисла тишина, значит, скоро всех срубит.

В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария.

Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасайтесь на дорожку больными темами.

Мелкие нарушения

Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли.

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости.

Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: «Ты в порядке?» Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке». Вместо этого надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания либо внимательности.

Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?» или «Сколько нам еще осталось до?..», а лучше даже что-то более сложное вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?»

И если ответы покажутся слишком простыми либо неадекватными, пора меняться. А если пациент скорее жив, то, чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов уснуть невозможно чисто физически — проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом — бац — уже висит.

Вполне реально отловить этот переход со 100 на 50%, если знать, что искать и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен.

Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания притупляется и чувство страха. То есть ты понимаешь, что засыпаешь по всем критериям здравого человека, ты уже фактически на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно, потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: подумаешь, проеду еще X км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь».

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности.

Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу в дополнение ко всему этому езду с напарником и постоянными беседами.

Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но отступать от него смертельно.

Берегите себя.