Почему «Джокер: Безумие на двоих» — одно из главных разочарований года

В параллельном отечественном прокате и в зарубежных онлайн-кинотеатрах можно посмотреть один из самых ожидаемых фильмов года — «Джокера: Безумие на двоих» Тодда Филлипса. После премьеры на Венецианском фестивале картина с Леди Гагой и Хоакином Фениксом удостоилась не самых лестных отзывов. Теперь убедиться в справедливости суждений первых зрителей могут все. Объясняем, что пошло не так и чем разочаровывает не то судебная драма, не то мюзикл, не то авторское кино, не то блокбастер.

Почему «Джокер: Безумие на двоих» — одно из главных разочарований года
©  Warner Bros.; rambler

Сиквел открывается анимационным роликом в духе мультфильмов Looney Tunes. Джокер приезжает к зданию телестудии, чтобы вести собственное комедийное шоу. Но мешает будущей звезде собственная тень, которая одевается в точности как Джокер и раскрашивает лицо в узнаваемые бело-красно-зеленые цвета.

Начало фильма недвусмысленно намекает на раздвоение личности центрального персонажа. Зрителям предстоит наблюдать за безумием Артура Флека, который периодически превращается в психопата и творит дичь. Харли Квинн у него, конечно, тоже будет, но на втором плане.

В конце первого фильма Артур Флек (Хоакин Феникс) застрелил в прямом эфире популярного ведущего Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). Полиция, конечно, мимо громкого преступления пройти не могла. В тот вечер Флек убил еще пятерых. Артур сидит в лечебнице Аркхем, которая мало чем отличается от тюрьмы, и ждет суда.

Адвокат (Кэтрин Кинер) хочет представить подзащитного перед присяжными психически нездоровым человеком с раздвоением личности. Артур Флек, мол, не контролирует действия Джокера. Молодой помощник генерального прокурора Харви Дент (Гарри Лоути) стремится отправить обвиняемого на электрический стул. В лечебнице Артур знакомится со своей фанаткой Ли Квинзел (Леди Гага). Но, возможно, поклоннице нравится именно Джокер.

© Warner Bros.

Леди Гага в роли Ли Квинзел в фильме «Джокер: Безумие на двоих»

Пять лет назад «Джокер» Тодда Филлипса произвел настоящий фурор. Впервые кинокомикс отобрали в конкурс Венецианского фестиваля, но в итоге фильм еще и выиграл главную награду — «Золотого льва». В прокате блокбастер тоже чувствовал себя прекрасно, так что у голливудских продюсеров чесались руки поскорее сделать сиквел. Филиппс сдался, а Феникс вернулся к главной роли.

Судя по сиквелу, режиссер либо работал спустя рукава, либо хотел раз и навсегда попрощаться с киновселенной DC.

Если первый «Джокер» по мрачности и реалистичности мог поспорить с нолановской трилогией о Бэтмене, то продолжение получилось совсем безнадежным. При работе над первым фильмом Филлипс, чего совсем не скрывал, вдохновлялся ранними работами Мартина Скорсезе — особенно «Таксистом» и «Королем комедии». В случае сиквела отсылок много, но это не столь жирные мазки. Например, оператор Лоуренс Шер упоминает романтический мюзикл Фрэнсиса Форда Копполы «От всего сердца».

Разнообразие жанров в современном постмодернистском кино — зачастую необходимый ингредиент любого успешного фильма, но на самом деле сшивать разнородные части получается далеко не всегда. «Джокер» начинается как суровая тюремная драма с вкраплениями «Пролетая над гнездом кукушки». После знакомства с Ли Артур начинает петь, но это совершенно блеклый мюзикл, в котором нет сколько-то запоминающихся номеров.

Вставные музыкальные сцены Филлипсу нужны, чтобы дать зрителю немного передохнуть от духоты одиночной камеры в Аркхеме. Но, поскольку и Артур, и Ли переплавляют в песни боль, всё это грустные завывания. Фрэнка Синатру, Билли Джоэла и The Carpenters послушать всегда приятно, но положения они не спасают. Да к тому же уже к середине повествования перебивки быта Аркхема музыкальными вставками приедаются.

© Warner Bros.

Во второй половине, когда начинается процесс над мистером Флеком, фильм превращается в судебную драму, классический американский жанр. Но быстрее или увлекательнее события на экране не становятся. Всему повествованию решительно не хватает огня.

Филлипс демонстрирует режиссерское мастерство, да и завывающий саундтрек оскароносной Хильдур Гуднадоуттир по-прежнему мощен, но это лишь оформительство довольно простой и монотонной истории. Для 200-миллионного фильма «Джокер» вообще на редкость антизрительское кино.

В финале зрителей ждет взрыв, но, кажется, основные затраты пошли на гонорары Феникса и Гаги.

В «Джокере: Безумие на двоих» на короткое время появляется бывшая соседка Артура в исполнении Зази Битц, которая дает показания против психопата. Стив Куган в роли телеведущего берет сенсационное интервью у мистера Флека. Брендан Глисон играет обманчиво дружелюбного и напевающего себе под нос надзирателя. Артур рассказывает охранникам шутки (далеко не всегда смешные) и получает за каждую сигарету.

В мире дилогии Филлипса Джокер на самом деле стал звездой. О нем даже сняли фильм, тот же самый, что видели мы пять лет назад. Посмотрев его, Ли и прониклась симпатией к безумному шутнику. Вообще, не до конца понятно, реальна ли поклонница Джокера.

Вполне возможно, что, как и музыкальные номера, мисс Квинзел — лишь плод одурманенного лекарствами и истощенного условиями содержания воображения. Кто она? То ли анархистка, которая хочет научиться мастерству бунта у новой звезды Готэма, то ли манипуляторша в поисках славы, то ли искренняя фанатка. Не исключено, что всего понемножку.

© Cat Morley/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Тодд Филлипс на премьере фильма «Джокер: Безумие на двоих» в Лондоне

Концептуальная задача Филлипса — попрощаться с Джокером, поэтому характер Ли и ее истинные мотивы не так уж важны. Это всё же монофильм, в котором основные события вращаются вокруг Флека. То ли он отправится на электрический стул, то ли чудесным образом сможет освободиться из лечебницы и поведет толпу, то ли что-то еще. Однако Артур выглядит настолько апатичным и уставшим, что, кажется, ему всё равно. Лишь бы поскорее начались финальные титры.

С Джокером хочет расстаться и центральный персонаж, но беда в том, что в одном человеке уживаются и сосуществуют две личности. Одна невозможна без другой. Убиваешь первую — умирают обе.

Поклонники громких блокбастеров, наверное, еще на первом «Джокере» поняли, что взрывов, погонь и перестрелок у Филлипса уготовано мало. В сиквеле про экшен лучше забыть сразу и не расстраиваться. В беспросветном мире Джокера появилась надежда в виде огонька любви, странной, но всё же. Поможет ли она ему, спасет ли? Однако режиссер больше играет со зрительскими ожиданиями, лишь задавая любопытные вопросы, а вот ответы тонут в побочных линиях и сомнительных формальных упражнениях.

Суд, музыкальные номера, метания Артура, романтические отношения с Ли, ожидания беснующейся за пределами Аркхема толпы — «Джокер: Безумие на двоих» в итоге проваливается в широкую яму между авторским фильмом и зрелищным блокбастером и скукоживается под весом собственных идей. Триквел мы едва ли увидим. И правильно.

Скоро рассвет, выхода нет: 10 триллеров в замкнутом пространстве