«Филателия»: фильм о том, как два одиноких человека нашли хобби и любовь
Драма «Филателия» стала последней работой режиссёра Натальи Назаровой, которая умерла от онкологии в апреле этого года. Постановщица сняла пронзительную историю любви девушки с ДЦП и моряка. Главные роли исполнили Алина Ходжеванова и Максим Стоянов. «Рамблер» рассказывает, чем понравится «Филателия» зрителям.
Девушка по имени Яна (Алина Ходжеванова) живёт в небольшом северном городе. Она работает в местном почтовом отделении и каждый день вынуждена справляться со своим недугом: девушка страдает лёгкой формой ДЦП. Яна успешно противостоит жалостливым взглядам, зависти коллег и вызовам судьбы. Её увлечения — филателия (коллекционирование почтовых марок) и долгие прогулки вдоль линии прибоя.
В некотором смысле Яна — вариация гоголевского маленького человека, но вооруженная особенной злостью, что рождается от осознания собственной уязвимости. Она способна на жестокость, подлость и мелочность, но это не делает её антагонисткой. В этих проявлениях злости, а вовсе не в приукрашенной инвалидности её необыкновенная человечность.
Однажды в почтовое отделение, где работает Яна, заходит моряк дальнего плавания Петя (Максим Стоянов). Их встреча станет судьбоносной. В другом кино Петя непременно стал бы олицетворением типажа «принц на белом коне». Но во вселенной Натальи Назаровой герой Стоянова, как и Яна, травмированный волк-одиночка. Погружаясь в увлечения девушки, Петя со временем понимает, что нашёл родственную душу.
Отношения главных героев развиваются не по законам типовой телевизионной мелодрамы. Скорее зрителям показывают нежную притчу, сотканную из целомудренности и искренности — качеств настоящей любви.
Собирающая почтовые марки Яна словно пытается склеить из них подобие счастья. У девушки ни детей, ни семьи, ни, судя по всему, близких родственников. В этой парадигме «Филателия» — кино о коллекционировании смыслов во времена, когда многие из них успели обесценить. И Петя, и Яна пытаются найти красоту и надежду в суровой северной природе.
Героиня Алины Ходжевановой — человек столь же хрупкий и парадоксальный, как и её увлечение филателией. Марки — множества окон в другие миры, где Яна никогда, возможно, и не побывает. В своих альбомах героиня хранит всё то, чего лишена в реальности: экзотику разных континентов, красоту погибших цивилизаций, память о великих людях и достижениях человечества.
Впрочем, настоящей находкой «Филателии» становится не столько очаровательная работница почты, сколько окружающий мир, в котором она существует. Наталья Назарова с документальной точностью выстраивает атмосферу умирающего северного посёлка, где почта превращается в сцену театра абсурда.
Особенно колоритным вышел образ местного клуба филателистов. Яна оказывается среди людей, которые на полном серьёзе обсуждают стоимость марок с изображением вымышленных государств, будто торгуются за акции несуществующих корпораций. Первую половину фильм качает из стороны в сторону — между типовым добрым кино, в котором любовь побеждает, и социальной драмой, где нужно проявить эмпатию к слабым.
Вторая часть картины словно работа над ошибками. Назарова демонстрирует прекрасное чувство меры, выравнивая баланс между трогательной сентиментальностью и отъявленным цинизмом. Режиссёр превращает «Филателию» в красочное исследование того, как люди выживают в условиях эмоционального коллапса, цепляясь за мельчайшие проявления человечности.
Через всю картину проходит тема инклюзивности, которую постановщица показала с большой деликатностью. Она старается показать, что люди с ограниченными возможностями — не менее сложные и противоречивые личности, как и все остальные. При этом кино не проваливается в нишу социального манифеста.
Открытый финал, как это часто делают в авторском кино, лишь подчёркивает, что счастье — это очень непросто. У Натальи Назаровой не оказывается готовых или универсальных ответов на сложные вопросы, которые поднимаются в этом фильме. Режиссёр лишь показывает, что даже в самых безнадёжных обстоятельствах человек может найти смысл и красоту. Главное — взглянуть на мир непредвзято.
«Филателия» — удивительное кино о коллекционировании как форме сопротивления хаосу, забвению и отчаянию. Каждая марка в альбоме Яны — маленькая победа над хаосом. В контексте современного российского кинематографа фильм Натальи Назаровой — антипод господствующих тенденций, кино без большого бюджета и звёзд. Но это предельно честное высказывание о том, что значит быть человеком в условиях, когда человечность не слишком-то ценят.
«Битва за битвой»: новый фильм с Леонардо Ди Каприо о борьбе террористов и власти