Что виноделы знают про вино, чего не знаем мы?

Тонкостей может быть очень много: при какой температуре шло брожение, в каких кондициях спелости собран виноград, был ли у вина контакт с кислородом в процессе брожения.
Что виноделы знают про вино, чего не знаем мы?

ДЕНИС РУДЕНКО

ведущий российский винный эксперт и критик, член Союза сомелье и экспертов России, основатель и ведущий дегустационного винного клуба «750ml»

Тонкостей может быть очень много: при какой температуре шло брожение, в каких кондициях спелости собран виноград, был ли у вина контакт с кислородом в процессе брожения, какие способы перемешивания использовались и пр. На одной и той же винодельне эти аспекты меняются не просто в зависимости от года и от сорта винограда, а даже на одном сорте в зависимости от того, с какой делянки собран урожай. Если делянка чуть более каменистая, на ней можно добиться одних кондиции винограда, на глинистой делянке они будут совсем другие. И винодел в зависимости от этого может подбирать те или иные условия переработки винограда.

Но это такие внутренние технические хитрости, которые есть в любой профессии - как именно проводится та или иная операция. Непросвещенный человек, попробовав вино, конечно, всего этого распознать вообще не сможет. Любитель сможет предположить по определенным органолептическим свойствам, что именно происходило с тем или иным вином. Если вы - просто любитель вина, то вам, в общем-то, совершенно не должно быть важно, при какой температуре и в какой последовательности шли эти процессы. Вы пробуете вино и понимаете, нравится оно вам или нет, богатое ли оно, сложное или простое, грубое, тонкое, изящное – ну и в принципе все, на том можно остановиться.

Но если мы говорим о хорошем ценителе вина, то он знает все то же самое и примерно в тех же количествах, что и винодел, и догадывается о технологических тонкостях. Если человек увлекается вином серьезно, то он точно неоднократно бывал на винодельнях, у многих ценителей есть самостоятельный опыт практического виноделия. То есть винодел обладает в принципе тем же запасом знаний, что и хороший ценитель вина, только он может быть более профессиональным в технических аспектах.

Что касается цены: любое вино требует определенных затрат на свое производство. Если на винодельне используется самый высококачественный виноград с самых лучших участков, который проходил двойную ручную переборку, чтобы ни одна гнилая или плесневелая ягода не попала в чан для брожения, если используются новые дубовые бочки для выдержки вина (цена каждой достигает 1000 евро) – это все ложится напрямую на стоимость вина. Если бочки используются повторно или вообще не используются – соответственно, цена будет другая, но и вина по качеству получаются абсолютно разные. Таким образом, до определенной степени цена вина оправдывает его качество, говорить, что вино за 1 евро и за 100 евро одинаково хорошее – обман. Другое дело, что на высоком ценовом уровне вино с разницей, например, в 20 евро будет отличаться не сильно, потому что там будет, безусловно, вклад в маркетинг, в знаменитость винодельни и ее владельца.

Если вы боитесь каких-то добавок, о которых можете не знать - их не производится. Но вот в российских условиях часто могут использоваться сахар или виноградное сусло, и большинство наших полусладких вин на самом деле сухие, но подслащенные ненатуральным виноградным сахаром. Но это должно быть отражено на этикетке, как и прочие добавления, например, сорбаты. Но последнее свойственно только дешевым полусладким винам, в хорошем сухом вине используется исключительно метабисульфит серы в качестве консерванта – его применяют абсолютно везде и во всех винодельческих странах, потому что это необходимо, так как вино должно храниться и не иметь посторонних и неприятных оттенков прения и гниения.

Комментарии
Комментарии