Чуйский тракт: самая красивая трасса России

Чуйский тракт носит гордое звание самой красивой российской трассы.
Чуйский тракт: самая красивая трасса России

История Чуйского тракта

Китайские хроники утверждают, что дорога на месте нынешнего Чуйского тракта была еще тысячелетие назад, однако, освоение этого пути началось лишь после присоединения южного Алтая к Российской империи.

Сначала это была тропа с очень узкими проходами по ущельям. Отсутствие нормальной дороги, по которой могла пройти телега, сдерживало торговлю с Центральной Азией.

В конце XVIII — начале XIX века дорогу пробовали расширять, строить мосты и паромные переправы, но денег не хватало, и все снова приходило к первоначальному состоянию.

Лишь после получения Чуйским трактом статуса дороги федерального значения в 1922 году сюда приходит тяжелая техника. Дорогу выровняли и покрыли гравием.

Как добраться

Добраться до города Бийска, откуда берет историческое начало Чуйский тракт в Алтайском крае можно следующими способами:

  • на самолете;

  • на поезде;

  • на автобусе;

  • на машине.

Следует учитывать, что в самом Бийске аэродрома нет, поэтому добираться сначала придется до более крупного города, а уже потом, на автобусе или другом наземном транспорте, до самого Чуйского тракта.

Самолетом

Ближайшие аэропорты расположены в Новосибирске и Барнауле. Если вы летите из крупного города, то советую брать билет до Барнаула, так как он находится ближе к Чуйскому тракту.

По маршруту Москва — Барнаул ежедневно совершается 4–5 прямых рейсов компаний Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии и ИрАэро.

В пути придется провести около 4 часов. Стоимость билетов начинается от 14 тыс. рублей. Время вылета всегда вечернее, поэтому в конечную точку вы прилетите, с учетом разницы во времени, рано утром.

Также прилететь в Барнаул без пересадки на самолете можно из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Сочи, Анапы и Симферополя.

Поездом

Поезд №136М Москва — Бийск отбывает с Курского вокзала по четным дням в 19:20. В пути придется провести целых два с половиной дня, зато стоимость в разы дешевле чем на самолете — от 5 тыс. рублей за место в плацкарте. Купе стоит около 10 тыс. рублей.

Плюс прибытия на поезде заключается в том, что вы окажетесь в самом городе Бийске у истоков Чуйского тракта.

Из Новосибирска и Барнаула до Бийска поезд ходит каждый день, из Красноярска — по четным дням. Станция Бийск является конечной на этой линии.

Автобусом

У Бийска хорошо налаженное автобусное сообщение со всеми ближайшими городами Сибири.

Например, рейс Барнаул — Бийск совершается почти каждый час. Время в дороге составляет 3 часа, а стоит билет от 300 рублей. Автобус в Барнауле отходит от автовокзала, который находится на той же площади, что и железнодорожный.

Из Новосибирска в Бийск автобус ходит также несколько раз в день. Время в пути — больше 9 часов. Билет стоит от 900 рублей.

Помимо прямых рейсов вам подойдут и те, которые идут до Белакурихи, Горно-Алтайска, Чемала, Онгудая, все они проходят через Бийск.

Автомобилем

Если вы планируете путешествовать по Чуйскому тракту на личном автомобиле, то добираться до Бийска придется, скорее всего, из ближайших городов.

Расстояние до Бийска:

  • из Новосибирска — 354 км;

  • из Барнаула — 166 км;

  • из Кемерово — 479 км.

Такси

Самый простой и быстрый, но не дешевый способ добраться до Бийска. Подойдет тем, кто имеет достаточный бюджет.

На авто и жд вокзалах всех городов можно найти частных извозчиков либо заказать такси в официальных компаниях, которые без проблем доставят вас в любую точку Алтая.

Стоимость такой услуги сильно колеблется. Дорогу из Барнаула в Бийск таксисты оценивают около 1200-1500 рублей с человека. Из Новосибирска ценник увеличивается до 6-7 тыс. рублей.

Самый удобный вариант

На мой взгляд, самый удобный вариант добираться из крупных удаленных городов вроде Москвы или Санкт-Петербурга до Бийска следующий:

  • Самолет до Барнаула. Если из вашего города прямого рейса нет, то можно взять билеты с пересадкой.

  • Автобус Барнаул – Бийск.

Как передвигаться по Чуйскому тракту

Независимо от того, планируете ли вы поездку по всему тракту или хотите посетить конкретное место, передвигаться удобнее всего на личном автомобиле.

Для тех, кто прилетел издалека, во всех крупных городах работают прокаты машин. Если такой вариант для вас неприемлем, планируйте маршрут на автобусе.

Также на трассе мне не раз доводилось видеть и подвозить автостопщиков. По их рассказам такой способ передвижения по Чуйскому тракту вполне реален.

Аренда автомобиля

Взять машину напрокат можно:

В Новосибирске. Город крупный, поэтому в нем работает большое количество фирм, способных дать в прокат автомобиль на несколько дней. Средний ценник на авто класса стандарт 2013-2015 года выпуска начинается от 1500 рублей в сутки. Взяв машину в прокат сразу на несколько дней можно получить хорошую скидку.

В Барнауле. Стоимость проката здесь почти не отличается от Новосибирска. В городе также работает достаточное количество фирм, найти которые можно без труда в интернете.

В Бийске. Вот здесь цена аренды значительно возрастает. Тот же самый класс стоит от 2400 рублей. Свежий Rav4 2013 года обойдется в 4500 рублей в сутки.

Для того чтобы арендовать авто необходимо быть старше 23 лет и иметь стаж вождения 3 и более года. Есть прокаты, которые снижают требования, однако, стоимость в них, как правило, дороже.

Из документов нужен паспорт и водительское удостоверение. А также, наверняка, вас попросят оставить денежный залог. Сравнить цены от разных прокатчиков можно тут.

На автобусах

От автовокзала города Бийска отходят множество автобусов практически по всем маршрутам Алтая. Однако, путешествовать на них по Чуйскому тракту очень тяжело. Расписание неудобное, а из окна пазика или газели много красот не увидишь.

Если, по каким-то причинам, арендовать авто не получилось, передвигайтесь с помощью местных, которые, за определенное вознаграждение, отвезут и покажут самые красивые места тракта. Либо можно заказать экскурсию, подробнее о которой я расскажу ближе к концу.

Организованная экскурсия

Для путешественников, которые любят когда «все включено», существует экскурсионный тур по Чуйскому тракту. Найти предложения можно в турагенствах Алтая.

Как правило стоимость начинается от 1500 рублей на человека и включает в себя экскурсию на машине по основным достопримечательностям дороги. Начало и конец в городе Бийске.

По Чуйскому тракту на автомобиле

Сегодня Чуйский тракт в горном Алтае имеет два начала: первый — город Новосибирск, откуда официально начинается трасса Р-256, второй — Бийск, место, где произрастают корни настоящего исторически сложившегося «Чуйского тракта».

С настоящего «нулевого километра» я и решила начать свое путешествие, выбрав в качестве способа передвижения личное авто.

354 км — Бийск

Бийск был основан в 1709 году как форпост и быстро стал крупным торгово-экономическим центром на юге Сибири. Он имеет статус наукограда, на его территории есть несколько сотен памятников архитектуры, а в начале XX века открыта стоянка древнего человека эпохи палеолита.

Однако, приехала я сюда не за этим. Легендарный Чуйский тракт — вот та достопримечательность, изучению которой решено было посвятить всю поездку.

Музей Чуйского тракта

  • Стоимость билета — 60 рублей.

  • Режим работы: с 10 до 17; пн. и вт. выходные дни.

Музей, посвященный дороге? Легко. Настоятельно рекомендую начать свое путешествие именно с него. Здесь представлена не только история строительства тракта, но и этапы развития торговых отношений Российской империи с Монголией и Китаем.

Музей символично расположен в здании купца Варвинского по адресу г. Бийск, ул. Советская, 42. Именно отсюда начинается дорога, соединяющая Россию с Азией.

Музей в буквальном смысле расположен посреди дороги у въезда на Коммунальный мост через речку Бию. Проехать мимо, при всем желании, очень сложно.

Начать путешествие с музея было хорошей идеей. На протяжении всей поездки я не раз вспоминала факты и легенды, которые узнала из экспозиций.

Напротив здания стоит памятник, посвященный строителям и водителям Чуйского тракта. Выполнен он в виде огромной подковы со старым колесом от телеги внутри.

Трехступенчатый постамент символизирует три эпохи дороги: вьючная тропа, тележный путь и современная асфальтированная дорога.

Изучив за 40 минут музей вдоль и поперек, а также сфотографировавшись с «нулевым километром», я двинулась на север, в сторону российско-монгольской границы.

384 км — с. Сростки

Казалось бы, дорога только началась, пройдено всего 30 километров, но я уже делаю первую остановку. Село расположено на берегу речки Катунь.

Сростки — родина советского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Детство его прошло в самый разгар постройки тракта.

Неудивительно, что учиться он пошел в Бийский автомобильный техникум. Узнать о нелегкой судьбе писателя можно в музее-заповеднике Василия Шукшина. На самом деле это целый комплекс построек и мемориалов, разбросанных по всему селу.

Главное здание музея находится в бывшей школе где учился Василий Макарович по адресу Советская, 86.

Режим работы музея с октября по май: с 9 до 17 часов, понедельник и вторник выходные дни. Летом музей работает каждый день с 9 до 18 часов.

На посещение музейного комплекса можно потратить весь день, поэтому я ограничилась поднятием на гору Пикет. На ней расположен памятник Шукшину и видно все село.

Стростки готовились к ежегодным Шукшинским чтениям, которые традиционно проходят в последних числах июля, поэтому понаблюдав за суетой сверху, я продолжаю свой путь.

428 км — граница Алтайского края и республики Алтай

Сразу за небольшим селом Долина Свободы я въезжаю на территорию республики Алтай. Это мое первое, но я уверена, не последнее посещение горного края.

Асфальт под колесами автомобиля становится более ровным, а дорога из двух полос расширяется до четырех. Таблички с названиями населенных пунктов становятся более непонятными русскому человеку и труднопроизносимыми.

435 км — с. Майма

Майма — одно из крупнейших сел на территории России. Налево уходит дорога на Горно-Алтайск, но сегодня мне туда не надо. Мой путь лежит дальше по Чуйскому тракту.

Несмотря на численность жителей, равную небольшому городу (почти 18 тыс. человек), Майма напрочь лишена какой-либо инфраструктуры. Туристу здесь будет скучно, поэтому обедая в придорожном кафе, коих из окна машины я насчитала не меньше пяти, я еду дальше.

470 км — с. Манжерок

Село, которое я непременно бы проехала, если бы не звонкое название. В голове сразу заиграла знакомая с детства песня Эдиты Пьехи «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок?..». Решив узнать, о чем же пела советская певица, я сворачиваю с трассы.

Итак, Манжерок оказался небольшим населенным пунктом с красивой природой и большим количеством торговых палаток. Купить можно как всевозможные китайские сувенирные поделки, так и настоящие шедевры алтайских мастеров.

Туристов здесь намного больше, чем в Майме. Причина тому большое количество гостевых домов и баз отдыха неподалеку. Зимой здесь работает крупный горнолыжный комплекс «Манжерок» (с. Манжерок, ул. Ленинская, 18).

Чтобы добраться туда я сворачиваю на с. Озерное и через 2 км оказываюсь на его территории.

Канатная дорога работает и летом. Признаться, экскурсионный подъем меня впечатлил. Начинает он свой путь у подножия горы малая Синюха (1196м) и заканчивается через 25 минут на конечной станции.

Вид наверху потрясающий — синее небо и бескрайние хребты, уходящие за горизонт. Даже потраченных 400 рублей за один подъем не жалко стало.

Кстати, песня «Манжерок» посвящена фестивалю советско-монгольской дружбы, проходившему под селом в советское время. Об этом мне рассказала продавщица в магазине.

Местные гордятся дорогой, ставшей центром их жизни. Однако, как я узнаю чуть позже, не все в ее истории было так гладко. Репрессии оставили сомнительные пятна на репутации Чуйского тракта.

Эта же продавщица рассказала мне об источнике лечебной питьевой воды, расположенном на южной окраине поселка.

535 км — Мыюта

Мыюта существует с 1847 года. Изначально это был миссионерский центр, позже значимость село приобрело благодаря первой на Чуйском тракте церковно-приходской школе. Сегодня здесь царит самая настоящая разруха.

Большинство туристов даже не задумываясь проскакивает мимо. Однако, именно это место, как никакое другое, сможет рассказать о трагическом прошлом Чуйского тракта.

Не секрет, что большая часть дороги строилась силами заключенных. Каждые 15-20 км находились так называемые «командировки», в которые ссылались невольники на «трудовое перевоспитание».

В тридцатых годах в Мыюте находилась единственная женская ГУЛАГовская зона на всем тракте. Дрожь берет, когда понимаешь, что вот эти вот ветхие коровники когда-то были бараками, в которых содержались молодые красивые женщины.

Говорят, Чуйский тракт стоит на костях. Сколько людей погибло во время строительства дороги? Сейчас на этот вопрос не ответит никто. Старики, заставшие то время, говорят, что каждый километр обошелся в 12-15 человеческих жизней.

583 км — Семинский перевал

После небольшой деревни Топучая дорога постепенно начинает идти вверх. Это верный признак того, что начался подъем на один из самых высоких перевалов Чуйского тракта — Семинский. Набор высоты происходит плавно и незаметно.

Выдает его только натужное гудение мотора, да заложенные уши. Благо, дорога по-прежнему не вызовет трудностей у любого автомобиля.

Максимальная высота перевала 1717 метров. На вершине, слева по ходу движения, стоит интересный обелиск, у которого я делаю остановку. Установлен он был в честь 200-летия вхождения алтайцев в состав России.

Рядом есть кафе и сувенирная лавка. Порадовала наконец-то появившаяся устойчивая сотовая связь, а также отличный вид на самую высокую точку перевала — гору Сарлык (2507м). До горы идет заметная каменистая дорога, но соваться туда на машине я бы не советовала даже в сухую погоду.

Спуск вниз по серпантину не вызывает у меня никаких затруднений. Сразу за перевалом начинается долина реки Урсул. Ощущение, что ты наконец-то оказался в загадочном Алтае, стало навязчивее — название деревень, строения, люди, все кажется более экзотическим и непривычным.

Семинский перевал — это конечная точка организованного туризма. Дальше количество баз и кемпингов заметно редеет.

618 км — природный парк Уч-Энмек

Парк находится в бассейне реки Каракол и является особо охраняемой территорией. Общая площадь парка больше 60 тыс. гектаров. На территории находится священная для алтайцев гора Уч-Энмек, археологические памятники различных эпох и уникальная природа. Визит-центр парка расположен в селе Онгудай по адресу ул. Советская, 78.

На удивление, туристов здесь оказалось немного, видимо, мало кто забирается так далеко. Время близится к закату, поэтому я решаю остаться здесь на ночь.

Вариантов проживания на территории парка несколько:

  • Гостиничный дом. Самый комфортный вариант. Стандартные и люкс номера с горячим душем стоят от 1200 рублей в сутки.

  • Монгольские юрты и алтайские аилы. От 450 рублей в сутки.

  • Палатка. Размещение своей палатки на территории стоит 200 рублей в сутки.

Я выбрала проживание в аиле. Несмотря на то, что все удобства оказались на улице, теплая кровать способствовала комфортному отдыху после длинного дня на Чуйском тракте.

Завтрак в визит-центре обошелся в 250 рублей. Те, у кого есть время, могут посетить экскурсии, предлагаемые здесь же. Самые популярные из них:

  • Автомобильная экскурсия по территории парка (3 часа) — от 300 рублей на 1 человека.

  • Озеро Арукем (6 часов) — 6 тыс. рублей за группу до 10 человек.

  • Эзотерическая автомобильная экскурсия по Чуйскому тракту (8-10 часов) — 10 тыс. рублей.

Сама гора Уч-Энмек считается священной и приближаться к ней простому человеку нельзя. К тому же она находится на территории заповедника, недоступной для посещения, поэтому полюбоваться на нее можно только со стороны.

Времени у меня в обрез, поэтому я решаю посвятить природному парку Уч-Энмек следующее путешествие на Алтай и скорее возвращаюсь на Чуйский тракт.

667 км — перевал Чике-Таман

Перевал начинается за селом Хабаровка. Дорога становится интересней — местами с одной стороны она вгрызается в скалу, которая уходит ввысь, а с другой наоборот, граничит с резким обрывом.

На вершине Чике-Тамана (1295м) есть смотровая площадка. Отсюда мне удается увидеть по-настоящему дикие хребты горного Алтая. Также, если приглядеться, можно разглядеть в кустах остатки старой однополосной дороги через перевал.

Для тех, кто проголодался, здесь же, предприимчивые местные жители поставили шашлычную и палатку с сувенирами.

703 км — Цаплинский мост

Цепной мост, построенный в 1936, году был спроектирован ленинградским инженером Сергеем Цаплиным и построен в селе Иня через реку Катунь. Замечаю я его с дороги, проезжая по новому железобетонному мосту.

Подъехать к нему можно по правому берегу Катуни. Для этого надо свернуть в центре села направо к реке. Будет видна старая дорога Чуйского тракта. Именно она и приведет в ветхой деревянной постройке.

714 км — место слияния рек Чуи и Катуни

Чуя — самый крупный приток Катуни, который дал название всему Чуйскому тракту. Алтайцы называют это место Чуй-Оозы и считают его священным. Если к этому моменту мне начинает казаться, что пейзажи Алтая приедаются и перестают удивлять, то долина двух рек убеждает в обратном.

Я могу бесконечно смотреть, как белесая мутная полоса Чуи впадает в чистые бирюзовые воды Катуни. И так до куда можно разглядеть.

Над всем этим великолепием возвышается причудливая гора, в которой, с особой долей фантазии, можно разглядеть голову богатыря и его верного коня.

Дальше трасса пошла вдоль речки Чуи. Все чаще на обочине мелькают шаман-деревья, повязанные разноцветными ленточками. Через пару километров начнется село Чуй-Озы. Советую остановиться в тамошнем кафе и попробовать национальную кухню.

741 км — Белый бом

За поселком Иодро находится еще один памятник природы — отвесная скала из белого известняка Белый бом. Как и положено, там, где останавливаются туристы есть кафе и палатки с сувенирами.

Справа от дороги я примечаю небольшой памятник. Оказывается, в 1921 году на этом месте попал в засаду целый отряд красноармейцев. Почти все они были убиты.

759 км — водопад Девичьи слезы

Водопад Ширлак, что означает Девичьи слезы, я замечаю с дороги. Пропустить его невозможно — на трассе есть большой указатель и парковка. Высота скромная, всего 25 метров, однако, выглядят сбегающие по скалам потоки воды впечатляюще.

788 км — село Акташ

Молодое, по местным меркам, село было когда-то крупнейшим предприятием по добыче ртути в стране. После закрытия в 1993 году рудника, Акташ постепенно начал приходить в упадок.

Местные пытаются развивать туризм — в округе работают базы отдыха и гостиницы. Также остановиться можно у местных. Именно так я и поступаю, решив посвятить остаток дня и вечер осмотру села.

В центре Акташа есть несколько небольших магазинов, кафе, рынок, почта, отделение Сбербанка. Большим открытием для меня становится богатая культурная жизнь села. Здесь есть две церкви, дом культуры, при котором работает детская музыкальная школа и фольклорные коллективы.

В селе работает два музея: первый — пограничников, второй — супруг Оминых (поделки из дерева и кости).

Особого энтузиазма у меня они не вызвали, поэтому советую лучше посетить озера, разбросанные в округе Акташа. Договориться о трансфере можно также с местными. За 300-600 рублей они без проблем довезут до самых красивых мест.

802 км — Северо-Чуйский хребет

Хребет отказался той достопримечательностью Чуйского тракта, которой я могла любоваться все утро последнего дня путешествия. Впервые он выглянул среди гор километров через 10 после села Акташ. На 820 километре наконец-то открывается полноценная панорама на этого гиганта.

В центральном Алтае он является крупнейшим хребтом. Имеет 4 вершины, самая высокая из которых достигает 4173 метра (Маашей-Баш). Макушки хребтов украшены белыми шапками ледника. Зрелище, я вам скажу, завораживающее.

874 км — Чуйская степь

До Монголии остаются считанные километры. В первую очередь я почувствовала это по изменению пейзажа за окном автомобиля. Бесконечные зеленые лужайки сменились самой настоящей степью с редкой растительностью.

Высота над уровнем моря составляет приличные 1750-1900 метров. Даже короткая вылазка, чтобы сделать парочку фотографий, заканчивается замерзшими пальцами.

890 км — районный центр Кош-Агач

Вот и конечная точка путешествия. Кош-Агач — место, где мне пора развернуться. До границы с Монголией еще 65 километров.

Раньше, чтобы их проехать, требовалось оформление пропуска, но с 2013 года, для жителей России, это правило было отменено. Все что надо — документ, удостоверяющий личность. Иностранным гражданам получать разрешение необходимо заранее.

Ценности для туриста Кош-Агач не представляет. Средних размеров село окружено все той же безжизненной степью, которую я видела несколько часов до этого из машины. Те, кто дальше собирается в Монголию, продолжат свой путь до села Ташанта.

Именно там расположен пограничный и таможенный контроль. Я же, последний раз вдохнув сухой прохладный воздух, недолго думая, двигаюсь в обратном направлении, ведь мое путешествие по Чуйскому тракту окончено.

Инфраструктура

Заправки

С заправкой автомобиля на протяжении всего Чуйского тракта проблем не возникало ни разу. Согласно справочнику, от Бийска до поселка Ташанта на трассе есть около 60 работающих АЗС. В основном представлены компании Роснефть и Лукойл. Есть несколько заправок Газпромнефть (Бийск, Майма). Из местных заправочных сетей мне понравились Расул и Ника.

Автосервисы

Автомастерские есть на 360, 435 (с. Майма) и 633 километре (с. Огудай). Дополнительно шиномонтаж — 433 км. Хороший автосервис в селе Акташ. Здесь не только есть большая мастерская, но и магазин автозапчастей.

Связь

На сегодняшний день на Алтае представлены все основные операторы. До села Майма я наблюдала хорошую устойчивую связь. Интернет спокойно ловил 3G. Причина этому — огромный поток туристов в этом районе и близость Горно-Алтайска.

Не стоит забывать, что на трассе есть крупные участки (например 150 километров после села Онгудай), где сотовой связи нет совсем.

Если вы планируете посетить только самое начало Чуйского тракта, то принципиального выбора сотового оператора нет. Просто выбирайте подходящий вам тариф. Тем, кто как и я, захочет добраться до крайней точки границы с Монголией, следует более внимательно подойти к выбору.

Основные операторы имеют примерно одинаковую зону покрытия, однако, может отличаться качество связи. Не стоит забывать, что новые вышки в глухих районах появляются регулярно.

Если для вас важна хорошая устойчивая связь, то стоит самостоятельно изучить зоны покрытия каждого оператора конкретно в тех местах, которые вы планируете посетить.

На момент моего путешествия дела обстояли вот так:

  • МТС. Голосовая связь ловит в большинстве крупных сел на протяжении всего Чуйского тракта. В крупных поселках вроде Онгудай или Акташ даже наблюдался 3G. На мой взгляд, один из самых удобных операторов для путешествия по Алтаю.

  • Мегафон. Связь есть в селах Усть-Сема, Камлак, Шебалино, Онгудай, Акташ, Кош-Агач.

  • Билайн. Вышки этого оператора есть только в самых крупных поселках Чуйского тракта (Усть-Сема, Шебалино, Онгудай, Акташ, Кош-Агач).

  • Теле2. Вышки есть только в Алтайском крае. В республике Алтай оператор официально не работает, хотя сеть местами ловит. Теле2 не лучший выбор для путешествия по Алтаю. В определенный момент сеть пропадет и больше не появится.

Проживание

На протяжении всего Чуйского тракта расположено множество баз отдыха, гостиниц и кемпенгов. Никто не запрещает ставить туристам палатки прямо в лесу или на берегу рек и озер (за исключением частных территорий и заповедных зон).

Питание

Та же ситуация и с питанием. Всевозможные кафе, рестораны и столовые готовят блюда на любой вкус. В целях экономии я иногда закупалась продуктами в магазинах, расположенных в селах.

Хочется отметить небольшой список местной еды, который я рекомендую попробовать всем:

  • Чебуреки в кафе на выезде из Бийска (адрес: Вячеслава Шишкова, 35а). Опознать его можно по многообещающей вывеске кафе-бар «Охотничий», которую видно с дороги. Обещаю, кроме разнообразия начинок, чебуреки удивят вас и своим размером.

  • Медовуха. Продают ее во всех населенных пунктах. Стоимость колеблется от 250 до 500 рублей, в зависимости от состава. Продавцы всегда дают продегустировать напиток перед покупкой, но не стоит делать этого за рулем.

  • Молочные продукты. Особенно мне понравился твердый сыр.

  • Баранина. Местные блюда из мяса поражают своей свежестью. Советую отведать суп кёчё на бульоне из молодого барашка, а любителям экзотики — «косичку» из внутренностей барана дьёргём.

Чуйский тракт зимой

Зима на Чуйском тракте — это время, когда поток туристов становится значительно меньше, но не прекращается совсем. Завораживающие виды снежных перевалов все равно влекут сюда путешественников.

Погодные условия непредсказуемы, однако, снегоуборочная техника неплохо справляется со своей работой, делая возможным проезд зимой по всей длине Чуйского тракта. Следите за сообщениями МЧС — из-за метелей и снегопадов нередко перекрывают особо опасные участки дороги.

Заключение

В 2014 году журнал Natiolal Geographic включил Чуйский тракт в десяток самых красивых дорог мира. Проехавшись по нему от начала до конца, я поняла почему. Ведь это не просто автомобильная дорога, это умопомрачительная природа вокруг; это тысячелетняя история; это жизни людей, прожитых на его «берегах».

За каждым поворотом ждут новые пейзажи, новая природа, новые приключения, а 600 километров пути становятся самым настоящим путешествием, которое хочется растянуть на недели или даже месяцы.

Комментарии
Комментарии