10 распространенных ошибок родителей в детском саду

Родитель должен подходить к детскому саду подготовленным и хорошо вооруженным. От этого зависит не только комфорт, с которым он сможет сидеть на родительских собраниях, но и благополучие ребенка. Инна Прибора составила карту опасных зон, на которых часто поскальзываются несведущие люди.

1. Обещать ребёнку идиллию

«Там вкусная кашка, и Люся с Сережей в полицейских играют, и крепость из кубиков, и весёлый хоровод, и такая забавная преподавательница физкультуры», — утешают папы и мамы тех детей, которые с утра не показывают большого желания спешить в сад.

Ребенок верит взрослым, поэтому он пару раз сходит, чтобы выяснить, так ли привлекательно обстоит дело с кашкой и игрой в полицейских. Однако в какой-то момент несоответствие между розовыми картинами мамы и реальным положением дел бросится в глаза. А это значит, что родитель либо намеренно врет, либо просто не в курсе, как всё устроено.

2. Рисовать сад в черных тонах

Другой крайностью будет рассказать трёхлетке, что жизнь жестока: родителю суждено отбывать повинность на работе, чтобы семья не умерла от голода, а ребёнку — нести свой крест в казённом учреждении.

«Возможно, воспитательница будет злой, ребята станут драться, но зато через несколько лет ты пойдёшь в школу и уже будешь морально готов к тому, что и там тебя будут обижать!».

В общем, это неважный метод. Объясните, что везде есть плюсы и минусы, а если у младшего возникнут проблемы, вы всегда готовы его выслушать и помочь с их решением.

3. Ругаться с воспитателями из-за пустяков

Кстати, о проблемах. Если ребенок гулял в варежке не на ту руку — это не повод отчитывать воспитательницу. Варежки, сандалики, шнурки, претензия из серии: «Я же просила вас, чтобы он спал в футболке с портретом президента!» — всё это не стоит выеденного яйца. И уж тем более того, чтобы портить отношения с человеком, который тесно взаимодействует с вашим ребенком.

Если у вас есть просьбы и пожелания, формулируйте их благожелательно: «Ваню мучат кошмары, если пижама застегнута не на ту пуговицу. Посмотрите, пожалуйста, как он идет на тихий час». Серьезный конфликт разрешать необходимо, но не из позиции «сейчас я этой дуре задам».

К тому же мама, которая размахивает вешалкой в раздевалке, не добавляет ребенку уверенности в том, что его жизнь идет правильно.

4. Показывать фокус с исчезновением мамы

Некоторые ребята искренне переживают, что настал час разлуки. Они могут плакать и цепляться за родителя. Возникает искушение сказать: «Ой, смотри-ка! Там все дерутся!» — и когда человек отвернется, сбежать. Так делать ни в коем случае нельзя. Даже если вы собираетесь через 20 минут позвонить воспитательнице с заботливым вопросом: «Ну что — не ревет?».

Как ни странно, дети вообще не понимают закона сохранения человека в пространственно-временном континууме. Им может прийти в голову, что вы легко испаряетесь, и даже — ужас! — не собираетесь сегодня забирать их после сада. Это, согласитесь, нервирует.

5. Забыть про ритуал передачи привязанности

Когда родитель без привета пролетает мимо воспитательницы, стремительно чмокает ребенка в щеку и уже с улицы кричит: «Носки в пакетеееее!» — это проигрышный путь.

Более спокойно себя чувствует ребенок, если его мама с улыбкой приветствует всех в этом милом месте, по-дружески беседует с воспитательницей, а потом подводит к ней своего Алёшу: «Марь Васильевна, Алеша принёс свою плюшевую крысу, очень хотел вас с ней познакомить. Алеша, Марь Васильевна мне рассказала, что ей симпатичны крысы, она с радостью побеседует с тобой о них».

Если мама правильно организовала ритуал, ребенку будет проще проникнуться предложениями воспитательницы, даже если она внезапно предложит разучивать кадриль.

6. Совершать подкуп

Не ходите по скользкой дорожке подкупа ни с ребенком, ни с воспитателем. Уже у дверей группы малыш топает ногой и говорит, что не пойдет в сад. Кажется, что обещание вертолета и мороженого вечером могут спасти ситуацию. На самом деле они усугубят ее. Конечно, если вы не планируете покупать вертолётный заводик, то и ставка может внезапно измениться, а может перенестись на другие сферы: «Идем гулять? А что мне за это будет?»

С воспитательницей все по-другому. Если вы суете ей скомканные 500 рублей, чтобы она «лучше присматривала» за вашей дочкой, имейте в виду, что человек может сильно обидеться. Не надо подмигивать и намекать на шоколадные конфеты к 8 Марта, когда вам рассказывают, что Маша отказывается сама застегивать пуговицы.

Ведите себя корректно, интересуйтесь, как Маша ведёт себя в группе, как общается и играет. Это заставит педагога внимательно наблюдать за ребенком. А вложить деньги вы успеете, когда их будут собирать на компьютерный класс ко дню учителя.

7. Выяснять отношения с чужим ребёнком

Вы намереваетесь разобраться с шалопаем, который укусил вашего малыша? Вызвать хулигана в уголок и отчитать? Нет, это никуда не годится. А представьте, что чей-то чужой бородатый папа подловит в уголке вашего ребенка, если ему покажется, что он толкается? За разрешение конфликтов в саду ответственны взрослые.

Поговорите с воспитательницей и родителями драчуна, выясните, в чём дело и чем вы можете помочь. Потом расскажите своему пострадавшему: «Витя очень тяжело переживает развод родителей, дерется. Его очень жаль. Давай подумаем, как ты будешь защищаться. Может, пока не будешь играть с ним?».

8. Игнорировать правила сада

Если вы решили водить ребёнка в сад, было бы странно плюнуть на их стройный распорядок и не подготовить младшего к тому, что в заведении есть некоторые правила. Воспитательницы часто жалуются, что родители приводят детей неготовыми, без навыков самообслуживания, бунтующих против принудительного тихого часа. Такой человек может просить, чтобы его кормили с ложечки, и не в курсе, где у колготок зад, а где перед.

Родительская задача — сделать так, чтобы маленькому человеку легче жилось. Заранее научите его надевать сложные элементы костюма, объясните, что сад — место, где (ничего не поделаешь) на прогулку выходят строясь парами за ручки. А еще там есть режим. Бунтовать против тихого часа можете сами: обсуждать досадный факт с заведующей и писать прокламации и жалобы.

9. Возлагать слишком большие надежды на государственное дошкольное образование

«Постойте, вы что, „Бородино“ не могли прочитать ребенку? Я вчера выяснил, что он ничего не смыслит в войне 1812 года!» — фраза, адресованная воспитателю группы «Мышки-норушки», выдаст в вас дилетанта, незнакомого с обычаями ДОУ.

На занятиях младших групп образовательный пакет состоит из катания пластилиновых колбасок и рисования покосившихся домиков. За то, чтобы преподаватель английского поиграл с детьми в мяч и научил их двум ключевым словам «ап» и «даун», приходится доплачивать. То, что в самом деле способствует культурному развитию — это привычки мамы с папой и семейная атмосфера.

10. Вставать на сторону воспитателя

Да, ваш ребенок ковырял в носу соседа. Да, он не умеет сидеть ровно, сложив ручки. Да, он сильно раскрутил карусельку, и дети начали слетать. Не начинайте отчитывать его вместе с воспитательницей. Вы на его стороне, вы родитель, вы должны его защитить.

Вопросы карусельки вы обсудите наедине, но сейчас, когда над ним стеной нависла заведующая, ваша первая задача — спасти человека и показать, что у него есть надежный заслон в виде мамы. Спокойно и благожелательно выясните, в чём дело, и скажите, что вам очень жаль, что так вышло, и вы всё обсудите с ребёнком дома.