Как наказывали на Руси за измену православию

Измена религии, в которой человек находился от рождения – тягчайшее преступление со времён Средневековья. Терпимо было, когда человек родился от родителей с известным, пусть и «неправильным», вероисповеданием. Но если он во время своей сознательной жизни перешёл в другую веру – тогда… Русские земли отличались от всех прочих христианских стран более гуманным, мягким уголовным законодательством. Но и они не могли остаться в стороне от «велений времени». 1284 годом датирован новгородский перевод «Кормчей» (византийской книги церковного права), в котором сказано: «Если кто будет еретические книги у себя держать, и в волшебство их веровать, то будет проклят, а те книги на голове его сжечь». В середине XV века в русских землях появляются более широкие формулировки. В летописях 1438 года содержится указание сжечь живьём или закопать живым в землю того, кто будет уличён в ереси. Соборное уложение 1649 года в своих первых двух статьях гласило: «Если иноверцы, а также русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, или на родившую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых Его угодников, и про то – сыскивать всякими сысками накрепко. И если будет про то сыщется прямо, того богохульника казнить, сжечь.[С-BLOCK] А если какой бесчинник пришёл в Божью церковь во время святой литургии и каким бы то ни было способом не даст её совершить, то его, поймав и расследовав о том напрямую, что он так учинил, казнить смертью без всякой пощады». Как видим, отпадение от православия оценивалось именно в публичных поступках, которые сейчас получили юридическое выражение: «глумление над чувствами верующих». Но даже выражение еретических мыслей в узком кругу тоже могло быть наказуемо. Так, в 1504 году в Москве были сожжены в клетках приверженцы так называемой секты «жидовствующих». Они не занимались пропагандой еретического учения, но были изобличены в «домашнем» инакомыслии.[С-BLOCK] С течением времени нравы в России, как и везде, смягчались. Тем не менее, вплоть до 1905 года выход из-под юрисдикции православной церкви считался в России уголовным преступлением. Жертвами этой «нормы» были, в своём большинстве, раскольники. Интересно, что Соборное уложение, хотя и было составлено ещё до начала церковного Раскола, в своих статьях прямо было направлено против тех, кто рискнёт исповедовать иную веру, помимо установленной государством. С середины XVII века по начало века ХХ раскольники не только не пользовались свободой вероисповедания. Им запрещалось также венчаться в церкви. Их дети считались незаконнорожденными. В первое время – до времён Петра Великого – они вообще считались еретиками, подлежащими казни. Только за семь лет правления царевны Софьи (1682-1689), старшей сестры Петра, было живьём сожжено не менее 7 тысяч старообрядцев. В Российской Империи отпавшие от православия считались лишёнными прав на государственную службу. Разумеется, если человек от рождения принадлежал к иной вере, это ограничение его не касалось.[С-BLOCK] Серьёзный поворот в правовой системе Российского государства наступил под влиянием революционных событий 1905 года. Император Николай II указом от 17 апреля 1905 года разрешал переход из православия («отпадение от православия») в неправославные и даже в нехристианские вероисповедания без всякого уголовного наказания. Однако юридические ограничения для таких лиц на государственной службе оставались. Так, закон о свободе вероисповеданий, защищавшийся с трибуны Государственной Думы П.А. Столыпиным, и принятый ею, в итоге, включал целую серию таких ограничений, включая запреты дослуживаться до высших чинов и занимать важнейшие государственные посты. Надо заметить, что и в этом отношении право Российской империи не отличалось от права передовых держав своего времени, например, Великобритании или Швеции, где до сих пор существует государственная церковь.

Как наказывали на Руси за измену православию
© Русская семерка