Откуда в России 200 лет назад появилось женское имя Светлана

Светулек, Светик, Светланка, Лана, Света, Вета и еще множество вариаций одного и того же имени – Светлана. Нередко можно услышать мнение, что это одно из чисто древнерусских имен, так как имеет русскоязычный корень – свет. Это так только отчасти. В древнерусском действительно есть имена с таким корнем. Но они… мужские: Светозар, Светлан (широко распространено в Болгарии). Нередко в этот ряд ставят имя Святослав. Оба его корня в сочетании имеют значение славящий святость. А «святой» на Руси от слова «свет», согласно этимологическому словарю. В женском варианте это имя впервые употребил в своем романе «Светлана и Мстислав» поэт Александр Востоков. Было это в самом начале XIX века. Через одиннадцать лет после выхода романа Востокова – в 1813 году – другой русский поэт Василий Жуковский публикует свою балладу «Светлана». Но в народ это имя не пошло. В начале позапрошлого века писатели и поэты любили давать своим литературным героям выдуманные имена. Мстислав, кстати, из этой же серии. А еще были Добрада, Приятна и… уже известная нам Светлана. В 1836 году русский художник, живописец Карл Брюллов пишет свою знаменитую картину «Гадающая Светлана». Брюллов написал ее под впечатлением от баллады Жуковского. Он изобразил девушку в русском национальном костюме, которая привлекает внимание своей непосредственностью. После этого имя Светлана стало «пробираться в народ». Но поначалу им называли не детей, а военные корабли и предприятия. Так, в конце пятидесятых годов XIX века на воду был спущен новый фрегат с названием «Светлана». Командиром его был великий князь Алексей Александрович, который впоследствии имел роман с дочерью Жуковского Александрой, от которого у них родился сын. Император Александр II был против этого брака и отправил сына в плавание. Популярным имя Светлана стало ближе к середине прошлого века. Когда детям давали новые пролетарские имена, оно ассоциировалось со светом революции, светлым будущим. А уж когда этим именем назвал свою дочь «вождь все времен и народов» товарищ Сталин, имя Светлана стало набирать популярность. Его «расцвет» пришелся на 60-е –70-е годы прошлого века. В каждом классе было как минимум две Светланы, но чаще – три–четыре. В православных святцах такого имени нет до сих пор. Светлан крестят именами Фотиния (от латинского «свет»), или Лукерья – то же, но в переводе с греческого. Мало кто знает, что женское имя с корнем «свет» – одно из самых распространенных в языках разных народов. Так, в немецком и французском – это Клара и Клэр, в других языках версии этого имени Кьяра, Кларис, Кларисса, у итальянцев – Лючия, в таджикском – Равшана, в казахском – Нурия, у кельтов – Фиона, по древнегречески – Фаина. Сегодня филологи спорят, Востоков просто переиначил мужское имя под женское, или все же вывел его осмысленно? Ведь в имени Светлана два древнерусских корня. Один – уже известный нам «свет», а другой – «лан», означающий широкое пахотное поле. То есть, «Светлана» в буквальном смысле – «освещающая плодородную землю». Сегодня можно много прочесть не только о значении тех или иных имен, но и характере человека, его психологических особенностях в связи с тем, какое имя он носит. И это не блажь или выдумки. Впервые в истории русской словесности о взаимосвязи имени и психотипа личности сказал известный русский философ Павел Флоренский. В своей книге «Имена» философ рассказывает о ряде исследований, доказывающих существование такой взаимосвязи. Правда, с оговоркой: по мнению Флоренского, у каждого имени три ипостаси – высшая, нейтральная и низшая, которые имеют конкретное выражение в именах: Александр – Саша – Сашка, Михаил – Миша – Мишка и так далее. И только от человека зависит, в какой ипостаси он себя проявит. После Флоренского подобную исследовательскую работу провел Борис Хигир. Он изучил историю семей и людей за почти тридцатилетний период и пришел к выводу, что не только имена, но и отчества влияют на характер и судьбу человека. Светлану Хигир охарактеризовал как трудолюбивую и самостоятельную женщину. В ней легко уживаются два начала, благодаря чему она открыта добру и злу. Это означает, что она может быть легкой светлой, общительной, человеком, который пользуется уважением. Но может быть властной, авторитарной, не терпящей возражений, использующей окружающих людей в своих целях. Но есть, по мнению исследователя, и третий вариант: безвольная, плывущая по течению, равнодушная к людям и обстоятельствам. Какой она вырастет, зависит во многом от родителей, уверен Борис Хигир. Но он же утверждает, что, как правило, Светлана «создает» себя сама.