Казаки без ряженых. Ростовский историк о культуре, которую мы потеряли

Согласно последней переписи населения более 67 тысяч жителей России назвали себя казаками. Почти все из них (80%) живут на юге страны, и наш регион лидирует в списке субъектов Российской Федерации (на втором месте Волгоградская область, на третьем - Кубань). Когда-то слава о донцах гремела по всему миру. Сегодня о них тоже говорят. Но так ли, как раньше? Пошутить над Бонапартом Два года назад в Ростове на базе ДГТУ открылся культурно-выставочный центр «Донская казачья гвардия». Основой экспозиции стала уникальная коллекция ростовского историка, эксперта по историческому оружию и военной форме Минкультуры РФ, члена исторического совета Войскового казачьего общества Всевеликого войска Донского и сотрудника французского объединения лейб-гвардии казачьего полка Николая Новикова. Он собирал экспонаты почти тридцать лет. Коллекция посвящена истории трёх донских казачьих частей, входивших в ряды Российской императорской гвардии - лейб-гвардии казачий полк, лейб-гвардии Атаманский и гвардейская Донская казачья батарея. Подобная экспозиция - единственная в стране. Похожий музей есть ещё во Франции, в одном из пригородов Парижа, который основали потомки эмигрировавших офицеров. Ростовский же музей, хоть и был создан совсем недавно, ничем ему не уступает. Мундиры, папахи и оружие, редкие документы, личные вещи, портреты и фотокарточки командиров, офицеров и казаков, дореволюционная периодика и письма, пережившие не только своих хозяев, но и эпоху взлёта и забвения. Юлия Панфиловская, «Аргументы и Факты на Дону»: Николай, вы поступили на истфак ещё в советское время, когда к казакам относились, мягко говоря, прохладно. Откуда тогда появился такой интерес к этой теме? Николай Новиков: Как и многие советские мальчишки, я с самых ранних лет интересовался военной темой. Мой любимый дед был фронтовиком, боевым танкистом. Несколько раз чуть не сгорел заживо, и вернулся с войны весь в шрамах. Я мог часами слушать его рассказы. Потом стал зачитываться соответствующей литературой, особенно привлекало всё, что касалось войны 1812 года. Стал коллекционировать солдатиков и удалось раздобыть даже довольно редких, французов и наших. - Кто бы знал, что спустя годы вы будете пристально изучать именно этот период! - Да, ведь казаки в битве с Наполеоном сыграли огромную роль. Более того, сам Бонапарт восхищался их лихостью. Существует даже такой исторический анекдот, будто во время Тильзитского свидания, когда Александр I представлял великому полководцу своих генералов, тот обратился к атаману Платову с просьбой передать ему на службу двадцать тысяч казаков. На что наш земляк, не моргнув глазом, посоветовал Наполеону прислать на Дон столько же молоденьких француженок, пообещав таким образом через девять месяцев выполнить это пожелание. А если серьёзно, наверное, повлияли ещё и корни. Одна из моих прабабушек была донской казачкой из станицы Манычской. Она рано осталась сиротой, её мать умерла при родах, а отец погиб во время очередной рубки. Ме­ня поражало, что она пережила на своём веку так много: родилась в имперской России, видела революцию, раскулачивание, коллективизацию, Великую Отечественную войну. Помню, как однажды я у неё спросил, при ком же на самом деле лучше жилось. Она огляделась по сторонам, и шёпотом ответила: всё-таки, внучок, при царе. И заложила зерно сомнения в мою детскую душу уже тогда. А потом, в студенческие годы, я повстречал и других таких сомневающихся. Будучи студентом, принимал участие в первом казачьем круге, проходившем в Ростове. Заодно часами сидел в библиотеках, рылся в архивах, изучал и засекреченные документы. История оказывалась не такой однобокой, как нам её преподносили, отсюда и интерес. Шашки наголо - В девяностые годы этот интерес возник у многих. Откуда ни возьмись появились авантюристы, которые сами себе присваивали какие-то звания, награждали самопальными орденами. В народе даже появилось понятие «ряженая сотня»... - Таких ряженых действительно появилось много, сегодня они также никуда не делись. Более того, они превращают саму идею возрождения казачьих традиций, служения Отечеству в фарс. Но надо понимать, что понятие «казак» в принципе довольно сложное. Казак XVI века, бежавший от царского гнёта на благодатный, но опасный из-за соседства с Крымским ханством юг, будет отличаться от того же казака-героя войны 1812 года. А казак времён Гражданской войны? Неудивительно, что совре­мен­ное казачество - целое явление довольно неоднородное, которому сложно дать однозначную оценку. И всё-таки казачество на протяжении веков являлось определённым родом вооружённых сил, все обычаи определяли последующий уклад жизни, где главным было военное дело, и именно этот факт отличал его как особый народ от других, населявших Россию. Думаю, как только будет сформирован казачий полк, появятся казачьи войска как отдельного вида вооружённых сил (а всё к этому идёт), вопрос с ряжеными решится сам собой. - Вам интереснее казаки из прошлого, чем нынешние? - Наоборот. Я как раз стараюсь донести до современников ту историческую правду, которая долгие годы замалчивалась или была искажена. Более того, после университета даже работал преподавателем истории и офицером-воспитателем в первом возрождённом кадетском корпусе в России - Донском императора Александра III казачьем кадетском корпусе в Новочеркасске, да и сегодня с удовольствием провожу экскурсии для казачат-кадетов. Донская казачья гвардия - это же не только про военное искусство, хотя и про него тоже. Кофе с селёдкой - А про что? - Про людей, среди которых были настоящие герои, с удивительными судьбами. Сейчас у всех на слуху атаман Платов, но есть биографии, которые превосходят его достижения, при этом незаслуженно забытые. Во время экскурсии мы рассказываем редкие истории о том, как простой донской казак однажды спас жизнь Екатерине II, о «голой атаке» донских казаков-гвардейцев на лагерь французов, о героической атаке трёхсот лейб-казаков в битве при Лейпциге, рядом с которой битва трёхсот спартанцев просто меркнет. Это был удивительный, уникальный мир со своими традициями, который мы, к сожалению, потеряли, но пытаемся возродить. Например, угощаем посетителей солёными огурцами в меду, любимым лакомством донцов, или фирменным кофе, приготовленным на песке старым гвардейским способом. До сих пор в некоторых казачьих хуторах и станицах, особенно на Нижнем Дону, старушки бросают все дела и в полдень садятся пить такой «кофеёцек со селедцией», то есть вприкуску с малосольной селёдкой. А кофий казаки привезли ещё с турецких походов и он так полюбился их жёнам, что стал частью традиционных посиделок. Этот обычай не победила даже гражданская война: кофейные зёрна, ставшие дефицитом, казачки умудрялись заменять измельчённым жареным ячменём или корнем цикория. Когда люди узнают такие факты, они совсем по-другому начинают смотреть на свою историю.

Казаки без ряженых. Ростовский историк о культуре, которую мы потеряли
© АиФ Ростов